Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 19:38, курсовая работа
Проблема оплаты труда - одна из ключевых в белорусской экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, благоприятный социально-психологический климат в обществе. Актуальна проблема задолженности по оплате труда, которая остается одной из наиболее острых проблем, вызывающих социальную напряженность. Проблемы экономической заинтересованности работников в улучшении конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия остается злободневной. Организация труда на предприятии призвана создавать нормальные для человека условия труда и одновременно системы труда, повышающие доход предприятия.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………5
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ КАК ОБЪЕКТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА………………………………….8
Понятие заработной платы, ее функции и задачи учета………………8
1.2 Законодательная и нормативная база, регулирующая вопросы организации и учета заработной платы………………………………………………..10
1.3Виды, состав фонда заработной платы и порядок формирования должностных окладов, тарифных ставок…………………………………………13
2 УЧЕТ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ……..16
2.1 Документальное оформление и расчет заработной платы при повременной и сдельной формах оплаты труда………………………………………...16
2.2 Документальное оформление и расчет доплат за отработанное время………………………………………………………………………………….…18
2.3 Документальное оформление и расчет заработной платы за неотработанное время……………………………………………………………………...20
2.4 Синтетический и аналитический учет заработной платы………..….23
3 ПРАКТИКА УЧЕТА ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ИССЛЕДУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………
3.1 Организационные и методические аспекты учетной политики исследуемой организации……………………………………………………………..
3.2 Исследование организации учета начисления заработной платы и отражения на бухгалтерских счетах хозяйственных операций по начислению заработной платы персоналу………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
1.2 Законодательная и нормативная база, регулирующая вопросы
организации и учета заработной платы
Законодательными правовыми источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются:
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 2000 года №29 наниматель получил право заключать контракт со всеми работниками.
В коллективных и трудовых договорах (соглашениях) могут устанавливаться условия, улучшающие положение работников по сравнению с законодательством.
Согласно Трудового кодекса, между работником и нанимателем при приеме на работу составляется трудовой договор (контракт) в двух экземплярах.
В начале нового календарного года в организациях заключается коллективный договор нанимателем и работниками, в котором оговариваются условия работы, размер премии, размер всех видов доплат и т.п. Также устанавливается график рабочего времени.
С 4 ноября 2004 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 2004 года №1341 «О внесении дополнений в некоторые постановления Совета Министров РБ по вопросам заключения контрактов»
С 1 июля 2007 года вступила в силу новая Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Данная Инструкция преследует цель дальнейшего совершенствования оплаты труда работников коммерческий организаций и упорядочение отнесения расходов по оплате труда на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при ценообразовании и налогообложении.
С 1 ноября 1997 года введено в действие постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1997года №1290 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности». Оно предусматривает ряд новшеств при назначении, исчислении и выплате пособий по государственному социальному страхованию рабочих и служащих (в редакции постановления Совета Министров от 29 июля 2010года №1128).
Совет Министров Республики Беларусь издал постановление №338 от 9 марта 1999 года о дополнения и изменениях в оплате дней нетрудоспособности и постановление №421 от 4 апреля 2002 года.
Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 года № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с 1 января 2004 года введено данное обязательное страхование (в редакции декрета Президента от 07 февраля 2006года №71).
Согласно постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2004 года №47 средний заработок для исчисления выходного пособия определяется по заработку работника за 2 календарных месяца работы (с 1-го до 1-го числа) предшествующих месяцу увольнения работника (в редакции постановления Министерства труда от 19 марта 2010года).
Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения», принятым Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь с 2009 года была введена единая линейная ставка подоходного налога в размере 12%.
Законом Республики Беларусь от 31 января 1995 года №3563-ХІІ «Об основах государственного социального страхования, в котором говорится о взносах на социальное страхование, которое является обязательным для всех юридических, в том числе иностранных, осуществляющих свою деятельность в Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей, физических лиц представляющих работу по найму либо гражданско-правовым договорам(в редакции Закона от 06.01.2009года)
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 года №1297 утверждено Положение о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в редакции постановления Совета Министров от 21.09.2010года №1357).
С 1 июня 2010 года вступила в силу Инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.04.2010 N 60. Данная Инструкция поставила перед выбором многие организации: применять нормы вышеназванной Инструкции или производить оплату труда работников в размере, зависящем исключительно от финансовых возможностей предприятия.
1.3 Виды, состав фонда
заработной платы и порядок
формирования должностных
Существует два вида заработной платы:
Основная заработная плата – заработная плата за фактически выполненную работу или отработанное время. В нее включают все виды начисленной заработной платы, премии, доплаты за работу в ночное время, за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочную работу, оплату простоев, за совмещение профессий и т.д.
Дополнительная заработная
плата – оплата труда за неотработанное
время, но предусмотренное
Состав видов выплат, входящих и не входящих в фонд заработной платы, определен Инструкцией о составе фонда заработной платы и прочих выплат, утвержденной приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Согласно данной инструкции в фонд заработной платы входят все расходы организации на заработную плату как в денежной, так и в натуральной форме, независимо от источника финансирования их выплат:
В составе фонда заработной платы не учитываются : выходное пособие, выплачиваемое при сокращении работника или штата, реорганизации или ликвидации организации; пособия и выплаты из Фонда социальной защиты населения и других внебюджетных фондов; надбавки к пенсиям, единовременная помощь работникам, уходящим на пенсию; расходы на приобретение спортивного инвентаря и др.
В организациях должен осуществляться строгий контроль за использованием фонда заработной платы и выплатами, не включенными в него. Необходимость такого контроля обусловлена тем, что большая часть фонда заработной платы включается в себестоимость продукции, работ, услуг и влияет на размер полученной прибыли. Кроме того, фонд заработной платы является базой для исчисления взносов в Фонд социальной защиты населения и некоторых налогов в бюджет.
Заработная плата формируется на основе использования следующих инструментов:
ЕТС содержит тарифные разряды, тарифные коэффициенты, категории и должности работников. На основании ЕТС, с применением тарифной ставки 1-го разряда, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТСК), Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) и других квалификационных справочников, утверждаемых в установленном порядке, определяются тарифные ставки (оклады) работников. Порядок применения ЕТС определен Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002г. № 123 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 марта 2009г. №40).
Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, иными квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке.
Расчет тарифных ставок (окладов) с использованием Единой тарифной сетки осуществляется на основе тарифа 1-го разряда, устанавливаемого Правительством Республики Беларусь с участием профсоюзов. Тариф 1-го разряда устанавливается официально и периодически повышается.
На основе тарифа 1-го разряда и данных тарифной сетки устанавливается месячный тариф (тарифный оклад).
Формула определения месячного тарифного оклада (Toi) –
Toi = Tc1*Kti*Kтехн ,
где Tc1 – тарифная ставка первого разряда;
Kti – тарифный коэффициент присвоения разряда;
Kтехн – технологический коэффициент.
Тарифная система в организациях реализуется посредством выбора наиболее подходящих форм и систем заработной платы.
Рабочим, выполняющим нормы труда, присвоение более высокой квалификации производится в первую очередь.
Если рабочий успешно выполнял не менее трех месяцев в течение года работы более высокой квалификации, он имеет право требовать от нанимателя присвоения ему в установленном порядке более высокой квалификации.
2 УЧЕТ И РАСЧЕТ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
2.1 Документальное оформление и расчет заработной платы при повременной и сдельной формах оплаты труда
Существует две форм оплаты труда:
В зависимости от отраслевой принадлежности, применяемых форм и систем оплаты труда, особенностей технологии и организации производства и других факторов в организациях применяются различные формы первичных документов по заработной плате. Из типовых форм, разработанных и рекомендованных к применению государственными органами, наиболее широко распространены:
Повременная форма – оплата труда за отработанное время. Она распространяется на такие категории работников, как:
Эта форма оплаты труда базируется на количестве отработанного времени и качестве выполненных работ. Для рабочих она устанавливается в виде тарифной ставки, а для служащих в виде месячных должностных окладов.
Информация о работе Учёт основной и дополнительной заработной платы