Учёт поступления материалов. Особенности учёта и оценки материалов при использовании счетов 15 " Заготовления и приобретение материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки, транспортировки продукции (материалов), и другие материальные ресурсы отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения стоимость услуг, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
I.Теоретические основы учёта материалов....................................................5
1.1.Классификация материалов............................................................................5
1.2. Оценка материалов.........................................................................................7
1.3. Нормативная законодательная база по учету материалов............................8
1.4. Документация по учету поступления материалов.......................................9
2 .Бухгалтерский учет поступления материалов.................................................................12
2.1. Учёт поступления материалов.....................................................................................12
2.2.Синтетический учёт............................................................................................................13
2.3.Аналитический учёт............................................................................................................14
2.4. Учёт материалов на складе и его связь с учётом материалов в бухгалтерии...............15
2.5. Движение материалов в бухгалтерии...................................................................... ........18
2.6. Инвентаризация материалов..............................................................................................20
3. Дополнительные бухгалтерские счета для учета материалов......................22
3.1. Учет транспортно-заготовительных расходов....................................................22
3.2. Учет отклонений стоимости..................................................................................23
3.3. Бухгалтерский учет выбытия материалов....................................................25
II. Расчётная часть..............................................................................................27
Заключение................................................................................................................................35

Файлы: 1 файл

курсовая учёт.docx

— 91.75 Кб (Скачать файл)

 

                 

                    2.5. Движение материалов в бухгалтерии

Бухгалтерия предприятия осуществляет только денежный, суммовой учет движения товарно-материальных ценностей, используя  для этого ведомость № 10 “Движение  материальных ценностей” (в денежном выражении). Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей  в группировках, обеспечивающий: контроль за сохранностью материалов по местам их хранения — 1 раздел; поступление  и остатки материалов в разрезе  синтетических счетов и групп  материалов — по учетным ценам  и по фактической себестоимости; показатели для расчета сумм и  процентов транспортно-заготовительных  расходов или отклонений фактической  себестоимости от плановых цен по группам материалов — 2 раздел; расчет фактической себестоимости окончательного расхода материалов, отпуск со складов, расход цехов, остатки ценностей  в цехах, на общезаводских складах  по фактической и учетной стоимости  — 3 раздел.

Основанием для заполнения ведомости  № 10 служат реестры складов или  накопительные ведомости № М-43. В ведомости № 10 приводятся две  справки: № 1 “Слагаемые фактической  себестоимости поступивших материальных ценностей”, заполняется по показателям  журналов-ордеров № 1,6,7,8,10/1,13 и других, т.е. всех тех, где могут быть отражены затраты, связанные с процессом  заготовления материалов текущего месяца. Данные этой справки необходимы для  заполнения 11 раздела ведомости  № 10.

№ 2 “Стоимость поступивших материалов по учетным ценам” , заполняется  аналогичными показателями тех же журналов-ордеров, что и справка № 1, но без учета  расходов, связанных с заготовлением  материалов. Данные этой справки служат для сверки с разделом 1 ведомости  № 10 и для расчета результатов  процесса заготовления или сумм транспортно-заготовительных  расходов за отчетный месяц.

Таким образом, ведомость № 10 “Движение  товарно-материальных ценностей” обеспечивает решение большинства задач, стоящих  перед бухгалтерским учетом материалов, но обязательным дополнением к ведомости № 10 является ведомость № 11 “Движение материальных ценностей (по учетным ценам) по цеховым самостоятельным складам или по цехам на производстве, не имеющим складов”.

Ведомость № 11 заполняется в бухгалтерии  предприятия на основе производственных отчетов цехов, накладных на возврат  материалов, накопительных и группировочных ведомостей по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов и прочих документов, позволяющих определить объем полученных и возвращенных ценностей разного вида каждым цехом, а также оставшихся в цехах и израсходованных. Показатели ведомости № 11 отражаются в разделе III ведомости № 10 расход цеховых самостоятельных кладовых и остатки в цехах, не имеющих самостоятельных складов).

Следовательно, по первому разделу  ведомости можно производить  взаимосверку данных складского и бухгалтерского учета по каждому складу в отдельности, без разбивки на группы материалов, по учетным ценам, что необходимо при оперативно бухгалтерском (сальдовом) методе учета материалов.

По второму разделу ведомости  можно выявлять общий объем ценностей  в разрезе групп материалов и  балансовых статей в двух оценках  — по учетным ценам и фактической  себестоимости, что дает возможность  рассчитать суммы и проценты транспортно-заготовительных  расходов или отклонений от плановых цен.

В третьем разделе выявляются важнейшие  показатели бухгалтерского учета —  фактическая себестоимость израсходованных  на производство материалов, их окончательный  расход и их остатки на конец месяца по группам материалов — для заполнения статей баланса.

           

              

                       2.6. Инвентаризация материалов

Положение о бухгалтерских отчетах  и балансах обязывает промышленные предприятия проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей: не менее  одного раза в год по состоянию  на 1 октября отчетного года (но не ранее) с целью объективного отражения  состояния этих средств в годовом  отчете; при смене материально  ответственных лиц и при стихийных  бедствиях; в случае расхождений  между данными бухгалтерского и  складского учета.

Основная цель инвентаризации —  выявление фактического наличия  товарно-материальных ценностей в  натуральном и стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются: сохранность товарно-материальных ценностей; правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного инструмента; порядок ведения учета  движения товарно-материальных ценностей.

По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные, а по времени — на плановые и  внезапные. Организует и руководит  проведением инвентаризации руководитель (директор) предприятия, или его заместитель, или главный бухгалтер. Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия.

Бухгалтерия к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей  по складам (ф. № инв-3) . Складские  операции в этот период не производятся; заведующий складом в данной описи  дает расписку в том, что все документы  склада записаны в карточки складского учета материалов и сданы в  бухгалтерию предприятия.

Для выявления результатов инвентаризации может использоваться книга остатков материалов, в которой предусмотрены  специальные колонки для записи остатков материалов в натуре по данным инвентаризационных описей.

Во всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки  или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей и оцениваются  по фактической себестоимости. Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с уменьшением общезаводских расходов (дебет счетов 05,06,08,12, кредит счета 26) . Недостача ценностей списывается на счет 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей” с уменьшением стоимости и количества их по счетам материальных ценностей.

По решению руководителя предприятия  сумма недостачи в пределах норм естественной убыли относится на издержки Производства: дебет счетов 25 “Общепроизводственные расходы” и 26 “Общехозяйственные расходы”, кредит счета 84 “Недостачи и потери от порчи  ценностей”. Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на материально ответственных лиц: дебет счета 72 “Расчеты по возмещению материального ущерба”, кредит счета 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей”.

Потери материальных ценностей  от стихийных бедствий относятся  на результаты хозяйственной деятельности предприятия: дебет счета 80 “Прибыли и убытки”, кредит счетов 05,06,08,12.

В случае взыскания стоимости недостач товарно-материальных ценностей с  материально ответственных лиц  по розничным ценам разница между  их фактической себестоимостью и  розничной ценой подлежит перечислению в бюджет, но до взыскания с виновного  лица указанная разница учитывается  на счете 83 “Доходы будущих периодов” . Например, сумма недостач по фактической  себестоимости — 100 руб., по розничной  — 150 руб.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение  десяти дней после окончания инвентаризации.

На предприятиях, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, недостача сверх норм убыли и  потери от порчи ценностей, когда  конкретные виновники не установлены, могут быть списаны самими предприятиями  с возмещением за счет хозрасчетного  дохода коллектива (прибыли).

 

    3. Дополнительные бухгалтерские счета для учета материалов

             3.1. Учет транспортно-заготовительных расходов

Операции по приобретению материалов в бухгалтерском учете  могут отражаться по разному. В зависимости  от выбранной организацией учетной  политики поступления материалов могут  быть отражены с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без их использования.

Для удобства учета и распределения  транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением материалов, учетная политика организации может  предусмотреть использование счета 15.

Операция приобретения материалов отражается в бухгалтерском учете  следующим образом. На основании  расчетных документов, которые поступили  в организацию и означают переход  права собственности на материалы, делаются записи по дебету счета 15 (на стоимость материалов без НДС) и  дебету счета 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям» (на сумму НДС в составе стоимости  материалов).

На счете 15 также накапливаются  все транспортно– заготовительные  расходы, связанные с доставкой  материалов в организации. А при  их фактическом поступлении делается запись по дебету счета 10 «Материалы»  и кредиту счета 15 на стоимость  материалов без НДС.

Счет 15 удобно использовать при большой номенклатуре материалов, когда они доставляются одним  транспортным средством. Транспортно-заготовительные  расходы можно накапливать на счете 15 в течение месяца и списываться  с него на счет 10 только в конце  месяца. В аналитическом учете  материалов транспортно– заготовительные  расходы при этом распределяются по отдельным видам и сортам материалов, полученных в течение месяца, пропорционально  их стоимости.

                   

                            3.2. Учет отклонений стоимости

Сводную информацию о колебании  стоимости приобретаемых материалов может дать счет 16 «Отклонение в  стоимости материальных ценностей», который применяется только тогда, когда в бухгалтерском учете  организации уже используется счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Счет 16 применяется исходя из предположения, что на финансовый год для каждого вида и сорта  материала устанавливается твердая  учетная цена, или плановая цена. Все фактические расходы на приобретение материалов в течение месяца собираются на счете 15. В конце месяца материалы  оцениваются по твердым учетным  ценам и списываются на счет 10. А разница между фактической  стоимостью приобретенных материалов и их стоимостью

по учетным ценам списывается  на счет 16: если разница получилась положительной, т. е. фактическая стоимость  больше, то она списывается в дебет  счета 16, в противном случае –в кредит счета 16.

Счет 16 является так называемым контрарно-дополнительным счетом. Это означает, что он используется для коррекции учетной стоимости некоторого объекта, отраженного на другом счете, являющемся основным счетом учета этого объекта. Для счета 16 основным счетом является счет 10.

Использование в бухгалтерском  учете счета 16 влечет дополнительные трудовые

затраты. В частности, аналитический  учет каждого вида и сорта материалов придется вести по двум бухгалтерским  счетам одновременно: по счету 10 и 16.

Кроме счета 16 стоимость  материалов, отражаемую на счете 19, можно  корректировать с помощью еще  одного счета – 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Перед составлением бухгалтерской  отчетности за год фактическая себестоимость

материальных ценностей  по данным бухгалтерского учета сравнивается с их рыночной стоимостью, т. е. с  ценой возможной продажи. Если рыночная стоимость материальных ценностей  ниже их бухгалтерской оценки, то в  балансе эти ценности отражаются по их рыночной стоимости. А разница  между рыночной и учетной стоимостью относится на счет финансовых результатов.

Указанное правило применяется  только к ценностям, задействованным  в операционном цикле организации, в частности к материалам, готовой  продукции и товарам. Сумма резерва  под снижение стоимости материалов определяется по каждому виду и сорту  материала как разница между  его учетной стоимостью и рыночной ценой.

Для коррекции стоимости  материалов при подготовке отчетности используется счет 14. На общую сумму  резерва для всех материалов на дату завершения финансового года делается запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». За счет такой записи прибыль  завершающегося финансового года уменьшается  на сумму созданного резерва.

На первую дату следующего финансового года зарезервированная  сумма восстанавливается записью  по дебету счета 14 и кредиту счета 91. Соответственно счет 14 закрывается  исходя из предположения, что в течение  наступившего финансового года материальные ценности, участвующие в операционном цикле организации, будут полностью израсходованы.

Счет 14 является так называемым контрарным счетом: он используется для  уменьшения учетной стоимости некоторого объекта, отраженного на другом бухгалтерском  счете –основном счете этого  объекта. Как все контрарные счета, формально он считается пассивным  счетом. Объекты, стоимость которых  уменьшается с помощью этого  счета, могут учитываться на счете 10. Соответственно для контрарного  счета 14 счет 10 является основным.

 Но, как уже говорилось, счет 14 можно применить для уменьшения  учетной стоимости любых ценностей,  используемых в операционном  цикле организации. Поэтому в  качестве основного счета для  контрарного счета 14 могут также  выступать счета 41 «Товары», 43 «Готовая  продукция» и др.

Информация о работе Учёт поступления материалов. Особенности учёта и оценки материалов при использовании счетов 15 " Заготовления и приобретение материалов