Учётная политика на предприятии, её роль и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение технологии формирования эффективной учетной политики, соответствующей целям установке организации.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
1) раскроем сущность и формирование учетной политики предприятия;
2) проанализируем организационно-технические и методологические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета;
3) рассмотрим учетную политику в целях налогообложения;
4) разработаем рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…5
1.1 Понятие и формирование учетной политики
1.2. Требования к учетной политике организации
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………11
2.1. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации
2.2. Методологические аспекты учетной политики
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………..25
3.1. Учетная политика для целей налогообложения
3.2. Рекомендации по совершенствованию учетной политики на примере предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….38

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.41 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим содержание каждого  из указанных требований.

Полнота. Выбранный организацией вариант учетной политики должен обеспечивать полноту отражения  в бухгалтерском учете всех фактов ее хозяйственной деятельности.

Своевременность. Факты хозяйственной  деятельности организации должны находить своевременное отражение в бухгалтерском  учете и бухгалтерской отчетности. Никакие операции не могут быть задержаны  или ускорены с точки зрения их регистрации на счетах бухгалтерского учета.

Осмотрительность. Применяемые  способы учета должны обеспечивать большую готовность к отражению  в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных  доходов и активов, не допуская скрытых  резервов, то есть к бухгалтерскому учету принимаются такие доходы, которые уже получены или существует такая гарантия их получения.

Приоритет содержания перед  формой. При отражении в бухгалтерском  учете фактов хозяйственной деятельности организация должна исходить не только из правовой основы этих операций, сколько  из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Непротиворечивость. Выбранные  способы учета должны обеспечивать равенство данных аналитического учета  оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный  день каждого месяца.

Рациональность. Учетная  политика должна строиться таким  образом, чтобы обеспечить рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета в организации, исходя из величины и условий хозяйственной деятельности. [3;15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА  УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1 Порядок проведения  инвентаризации активов и обязательств  организации

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия  имущества и обязательств организации  данным бухгалтерского учета.

В соответствии с Методическими  указаниями по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утвержденными  приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49, предприятие может самостоятельно устанавливать сроки проведения и количество инвентаризаций в отчетном году (кроме обязательных по законодательству), перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них. Особенно важно отразить в учетной политике порядок и сроки проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности.

Инвентаризация имущества  производится по его местонахождению  и материально ответственному лицу. Инвентаризации подлежат все имущество  организации независимо от его местонахождения  и все виды финансовых обязательств.

В зависимости от степени  охвата проверкой имущества и  обязательств организации различают  полную или частичную инвентаризацию.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества  и финансовых обязательств организации.

Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества  и обязательств, например, только денежные средства, материалы и т.п.

Инвентаризации могут  быть плановыми, которые проводят в  заранее установленные сроки, и  внезапными, которые проводят, чтобы  установить наличие ценностей неожиданно для материально ответственного лица. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей  организации, по требованию ревизоров, следственных комитетов и контрольных  органов.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и  т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением  случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" обязательно:

-  при передаче имущества  в аренду, выкупе, продаже, а также  при преобразовании государственного  или муниципального унитарного  предприятия;

-  перед составлением  годовой бухгалтерской отчетности;

-  при смене материально  ответственных лиц;

-  при выявлении фактов  хищения, злоупотребления или  порчи имущества;

-  в случае стихийного  бедствия, пожара или других чрезвычайных  ситуаций, вызванных экстремальными  условиями;

-  при реорганизации  или ликвидации организации;

-  в других случаях,  предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

Основными задачами инвентаризации являются:

1)  выявление фактического  наличия имущества;

2)  контроль за сохранностью  ТМЦ и денежных средств путем  сопоставления фактического наличия  с данными бухгалтерского учета;

3)  выявление ТМЦ, потерявших  свои первоначальные качества, залежавшихся  и не нужных организации;

4)  проверка соблюдения  правил и условий хранения  ТМЦ и денежных средств, а  также правил содержания и  эксплуатации машин, оборудования  и других основных средств;

5)  проверка полноты  отражения в учете обязательств.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно  действующая инвентаризационная комиссия в составе: председателя комиссии - руководителя организации или его заместителя, членов комиссии - главного бухгалтера, начальников структурных подразделений, представителей общественности (Пример приказа о назначении инвентаризационной комиссии в приложении 3). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации приказом или распоряжением.

Постоянно действующие инвентаризационные комиссии проводят инструктаж рабочих  комиссий, осуществляют контрольные  проверки, рассматривают объяснения материально ответственных лиц, допустивших недостачу. Рабочие  комиссии непосредственно осуществляют инвентаризацию ТМЦ и денежных средств  в местах хранения и производства. При малом объеме работ при  инвентаризации и наличии в организации  ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. Отсутствие одного из членов комиссии на период инвентаризации дает основания рассматривать ее результаты недействительными.

Результаты инвентаризации отражают на счетах бухгалтерского учета  в том месяце, в котором была закончена инвентаризация, а при  проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности - в годовом бухгалтерском отчете. (пример инвентаризационной описи в  приложении 4). Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим  наличием имущества и данными  бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем  порядке:

1)  излишек имущества  приходуется по рыночной стоимости  на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется  на финансовые результаты;

2)  недостача имущества  и его порча в пределах норм  естественной убыли относятся  на издержки производства или  обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если  виновные лица не установлены  или суд отказал во взыскании  убытков с них, то убытки  от недостачи имущества и его  порчи списываются на финансовые  результаты. [4;26]

Объекты основных средств, оказавшиеся  в излишке или ранее не учтенные, подлежат зачислению на баланс с отнесением остаточной стоимости на финансовые результаты, отражается проводкой 

Д-т 01 К-т 91/1 излишки ОС приходуются.

При недостаче остаточная стоимость списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет  счета 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей», отражается проводкой

Д-т 94 К-т 01 списывается остаточная стоимость объекта на счет недостач и потерь.

Недостача относится на материально  ответственных лиц (в дебет счета 73/2 «Расчеты по возмещению материального  ущерба») или расходы организации (дебет счета 91/2 «Прочие расходы»), а в случае стихийных бедствий в дебет счета 99 «Прочие убытки». Отражается проводками:

Д-т 73/2 К-т 94 – отражается дебиторская задолженность материально  ответственного лица.

Д-т 50 К-т 73/2 – отражается погашение задолженности по недостачам.

Д-т 73/2 К-т 94 – если вина материально  ответственного лица не установлена, то сумма недостачи списывается  на прочие финансовые расходы.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы  может быть допущен только в виде исключения за один и тот же период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении ТМЦ одного и  того же наименования и в тождественных  количествах.

Ниже приведен вариант  отражения в учетной политике положений об инвентаризации имущества  предприятия.

Порядок и сроки проведения инвентаризации ООО «МонтажЭлектро»  в 2009 году:

Инвентаризации подлежит все имущество Общества, независимо от места нахождения, и все виды обязательств.

Инвентаризация в Обществе проводится в следующие сроки:

-  основных средств  – не реже одного раза в  два года по состоянию на 1 декабря  отчетного года;

-  нематериальных активов  – ежегодно по состоянию на 1 декабря отчетного года;

 

-  сырья, материалов, оборудования  к установке, – ежемесячно  по состоянию на 1 число следующего  месяца;

-  расходов будущих  периодов - ежегодно по состоянию  на 31 декабря отчетного года;

-  денежных средств  на счетах в учреждениях банков  – ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года;

-  денежных средств  в кассе – не реже, чем один  раз в квартал;

-  финансовых вложений  – ежегодно по состоянию на 1 декабря отчетного года;

-  расчетов с дебиторами  и кредиторами - ежеквартально  по состоянию на конец квартала;

-  расчетов по налогам  и обязательным отчислениям в  бюджет и внебюджетные фонды,  по целевому финансированию –  ежегодно по состоянию на 31 декабря  текущего года;

-  внутрихозяйственных  расчетов – не реже одного  раза в квартал.

Для проведения инвентаризации создаются постоянно действующие  инвентаризационные комиссии, состав которых утверждается директором.[5;15]

 

 

2.2.   Методологические  аспекты учетной политики

Основные средства (ОС)–  это имущество организации, используемое в качестве средств труда, и сроком использования более 1 года.

Особенностью основных средств  заключается в том, что свою первоначальную стоимость они переносят на готовую  продукцию путем начисления амортизации.

Существуют три оценки основных средств:

1)  Первоначальная стоимость  – совокупность затрат по приобретению, монтажу основных средств и  по их строительству. 

2)  Остаточная стоимость  – сумма разницы между первоначальной  стоимостью объекта и амортизацией  по этому объекту.

Остаточная стоимость  определяется в следующих случаях: при выбытии основных средств, при  составлении бухгалтерского баланса.

3)  Восстановительная  стоимость – стоимость основных  средств на момент их переоценки (учитывается на счете 01 «Основные  средства»).

При определении рыночной стоимости могут быть использованы следующие данные:

-  о ценах на аналогичные  активы, полученные в письменной  форме от организаций изготовителей;

-  сведения об уровне  цен, имеющиеся у органов государственной  статистики, торговых инспекций,  а также в средствах массовой  информации и специальной литературе;

-  экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости  отдельных активов.

Для учета амортизации  используется пассивный счет 02 «Амортизация ОС». По К-ту счета 02 отражается начисление амортизации. По Д-ту счета 02 отражается списание амортизации в связи  с выбытием объектов.

Поступление ОС в организацию  может быть:

1)  в качестве вклада  в уставной капитал. Это отражается  проводками:

Д-т 75 К-т 80 - отражается дебиторская  задолженность учредителей по формированию уставного капитала.

Д-т 08/4 К-т 75 - отражается сумма  вложений во внеоборотные активы путем  взноса учредителя объектами ОС.

Д-т 01 К-т 08/4 – по акту приемки-передачи объекты приняты в состав ОС.

2)  Приобретение ОС  от поставщиков за плату:

Д-т 08/4 К-т 60 – отражаются затраты по приобретению ОС.

Информация о работе Учётная политика на предприятии, её роль и значение