Накопленные на счете 16 разницы
между фактической себестоимостью
приобретенных материально-производственных
запасов и стоимостью их по учетным
ценам списывают с кредита
счета 16 в дебет счетов издержек
производства или обращения или
других счетов, как правило, пропорционально
стоимости израсходованных материально-производственных
запасов по учетным ценам. Допускается
списание отклонений на затраты производства
или на расходы на передачу в месяце
их выявления.
В бухгалтерском балансе
сальдо по счету 16 включается в стоимость
материально-производственных запасов
без отражения этой операции на счетах
бухгалтерского учета.
Аналитический учет по счету
16 ведут по группам МПЗ с приблизительно
одинаковым уровнем этих отклонений.[8;6]
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЕДЕНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Учетная
политика для целей налогообложения
галтерского учета и учетную
политику для целей налогообложения.
Все аспекты учетной политики
организации для целей бухгалтерского
учета регламентируются Положением
по бухгалтерскому учету "Учетная
политика организации" ПБУ 1/2008, утв.
Приказом Минфина России от 6 октября
2008 г. N 106н. Впервые понятие "учетная
политика для целей налогообложения"
получило нормативное закрепление
со вступлением в силу главы 21 НК
РФ "Налог на добавленную стоимость".
Так, согласно п.1 ст. 167 НК РФ в учетной
политике для целей налогообложения
определяется дата возникновения обязанности
по уплате НДС (дата реализации): по мере
отгрузки и предъявлению покупателю
расчетных документов или по мере
поступления денежных средств. В
том случае, если организация не
указала в учетной политике для
целей налогообложения, какой способ
определения даты реализации товаров
(работ, услуг) она будет использовать
для целей исчисления и уплаты
НДС, то применяется способ определения
даты реализации по мере отгрузки и
предъявления покупателю расчетных
документов.
Глава 25 НК РФ "Налог на
прибыль", которая вступает в действие
с 1 января 2002 года, в ряде статей также
закрепляет необходимость формирования
учетной политики для целей налогообложения
(ст. 254, 261, 267, 307, 313, 314 и др.). Рассмотрим
вопросы, требующие обязательного
отражения в учетной политики
для целей налогообложения.
- В учетной политике
необходимо указать – какой
метод оценки сырья и материалов,
используемых при производстве (изготовлении)
товаров (выполнении работ, оказании
услуг) будет применяться при
их списании в производство, а
также какой метод списания
себестоимости покупных товаров
и ценных бумаг следует применять
при их реализации и ином
выбытии. В п. 6. ст. 254 предусмотрены
следующие методы оценки сырья
и материалов: по себестоимости единицы
запасов; по средней себестоимости; по
себестоимости первых по времени приобретений
(ФИФО); по себестоимости последних по
времени приобретений (ЛИФО).
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 268 НК
РФ при реализации покупных товаров
налогоплательщик вправе уменьшить
доходы от реализации на стоимость
приобретения данных товаров, определяемую
одним из следующих методов оценки
покупных товаров: по себестоимости
первых по времени приобретений (ФИФО);
по себестоимости последних по времени
приобретений (ЛИФО); по средней себестоимости
(в случаях, когда с учетом технологических
особенностей невозможно применение методов
ФИФО и ЛИФО).
При реализации или ином
выбытии ценных бумаг налогоплательщик
выбирает один из следующих методов
списания на расходы стоимости выбывших
ценных бумаг на основании п.9 ст.
280 НК РФ по себестоимости первых по
времени приобретений (ФИФО) или
по себестоимости последних по времени
приобретений (ЛИФО).
2) Порядок ведения
налогового учета обязательно
должен быть установлен в учетной
политике для целей налогообложения,
т.к. в соответствии со ст. 313
НК РФ организации должны самостоятельно
разрабатывать систему налогового
учета. Кроме того, согласно ст.
314 НК РФ формы регистров налогового
учета и порядок отражения
в них аналитических данных
налогового учета и данных
первичных учетных документов
должны быть установлены приложениями
к учетной политике организации
для целей налогообложения.
3) В учетной политике
для целей налогообложения необходимо
установить метод начисления
амортизации имущества (кроме
зданий, сооружений и передаточных
устройств со сроком полезного
использования свыше 20 лет), который
будет применяться в налоговом
учете. В соответствии с п. 1
ст. 259 НК РФ в целях налогообложения
следует применять линейный или
нелинейный метод амортизации
имущества. При этом метод амортизации
может устанавливаться отдельно для каждого
объекта амортизируемого имущества или
для каждой амортизационной группы. Выбранный
организацией метод амортизации объекта
имущества не может быть изменен в течении
всего периода начисления амортизации
по этому объекту. Статья 259 НК РФ допускается
начисление амортизации по нормам амортизации
ниже установленных, но только по решению
руководителя организации, которое обязательно
должно быть закреплено в учетной политике
для целей налогообложения. Использование
пониженных норм амортизации допускается
только с начала налогового периода и
течении всего этого периода. Отражение
в учетной политике для целей налогообложения
указанных элементов обязательно для
всех налогоплательщиков. Однако есть
вопросы, затрагивающие интересы только
отдельных категорий налогоплательщиков,
которые, тем не менее, требуют обязательного
отражения в учетной политике этих организаций.
4) Организации, имеющие
основные средства, которые используются
для работы в условиях агрессивной
среды или повышенной сменности,
должны в учетной политике
отразить величину специального
коэффициента, на который умножается
основная норма амортизации. Согласно
п. 7. ст. 259 НК РФ норму амортизации
по основным средствам можно
увеличить не более чем в
два раза.
5) В соответствии п.
8 ст. 259 НК РФ, если объект основных
средств организации является
предметом лизинга по договору,
заключенному до 1 января 2002 года, то
организация вправе начислять
амортизацию по имуществу с
применением методов и норм, существовавших
на момент передачи (получения)
этого объекта, а также с
применением специального коэффициента
не выше трех. Выбранный порядок
организация должна отразить
в учетной политике для целей
налогообложения.
6) В соответствии с
п.2. ст. 261 НК РФ если организация
осуществляет расходы на освоение
природных ресурсов, относящиеся
к нескольким участкам недр, указанные
расходы учитываются раздельно
по каждому участку недр в доле, определяемой
организацией в соответствии с принятой
им учетной политикой для целей налогообложения.
7) Статьей 267 НК РФ
установлено, что организация
самостоятельно принимает решение
о создании резерва по гарантийному
ремонту и гарантийному обслуживанию
и в учетной политике для
целей налогообложения определяет
предельный размер отчислений
в этот резерв. При этом резерв
создается в отношении тех
товаров (работ), по которым в
соответствии с условиями заключенного
договора с покупателем предусмотрены
обслуживание и ремонт в течение
гарантийного срока.
8) Главой 25 НК РФ "Налог
на прибыль" установлены вопросы,
требующие обязательного отражения
в учетной политике иностранных
организаций, осуществляющих деятельность
на территории Российской Федерации.
Если у иностранной организации
есть несколько отделений на
территории РФ, деятельность через
которые приводит к образованию
постоянного представительства,
то согласно п. 4 ст. 307 НК РФ
налоговая база и сумма налога
на прибыль рассчитываются отдельно
по каждому отделению. Если
деятельность через отделения
осуществляется в рамках единого
технологического процесса или
в других аналогичных случаях
по согласованию с МНС России,
прибыль, относящуюся к деятельности
через отделения на территории
РФ, можно рассчитывать в целом
по группе отделений, если все
включенные в группу отделения
применяют единую учетную политику
в целях налогообложения. При
этом иностранная организация
определяет в учетной политике
для целей налогообложения, какое
из отделений будет вести налоговый
учет, а также представлять налоговые
декларации по месту нахождения
каждого отделения.
Кроме вышеперечисленных
элементов учетной политики, которые
являются обязательными для отражения,
можно выделить ряд вопросов которые
рекомендуется отразить в учетной
политике для целей налогообложения.
1) В учетной политике
рекомендуется отразить, какой метод
учета доходов и расходов будет
применять организация - метод
начисления или кассовый метод.
Согласно п. 1 ст. 273 НК РФ организации
имеют право (но не обязаны)
применять кассовый метод учета
доходов и расходов, если в
среднем за предыдущие четыре
квартала сумма выручки от
реализации товаров (работ, услуг)
организации без учета НДС
и налога с продаж не превысила
одного миллиона рублей за
каждый квартал. Этот элемент
учетной политики для целей
налогообложения важен для организаций,
имеющих право и желающих перейти
на кассовый метод, так как
если в учетной политике не
будет указан применяемый метод
учета доходов и расходов, то
по умолчанию будет принят
метод начисления.
2) Если организация
какие-либо затраты с равными
основаниями может отнести к
нескольким группам расходов (расходам,
связанным с производством и
реализацией и внереализационным
расходам), то в соответствии с
п. 4 ст. 252 НК РФ организация может
самостоятельно определить, к какой
именно группе будут отнесены
эти расходы. Этот рекомендуется
отразить в учетной политике
для целей налогообложения.
3) В соответствии с
порядком, изложенном в п. 2 ст. 286
НК РФ организации имеют право
перейти на исчисление ежемесячных
авансовых платежей исходя из
фактически полученной прибыли.
В этом случае исчисление сумм
авансовых платежей производится
исходя из ставки налога и
фактически полученной прибыли,
рассчитываемой нарастающим итогом
с начала года до окончания
соответствующего месяца. Сумма
авансовых платежей, подлежащая
уплате в бюджет, определяется
с учетом ранее начисленных
сумм авансовых платежей. Организация
вправе перейти на уплату ежемесячных
авансовых платежей исходя из
фактической прибыли, уведомив
об этом налоговый орган не
позднее 31 декабря предыдущего
года. При этом система уплаты
авансовых платежей не может
изменяться в течение всего
года. Если организация будет
переходить на такой порядок
исчисления и уплаты налога, то это рекомендуется
отразить в учетной политике для целей
налогообложения.
4) В соответствии со
ст. 266 НК РФ организации имеют
право на формирование резерва
по сомнительным долгам. При этом,
под сомнительным долгом признается
любая задолженность перед налогоплательщиком
в случае, если эта задолженность
не погашена в сроки, установленные
договором, и не обеспечена
залогом, поручительством, банковской
гарантией (п.1 ст. 266 НК РФ). С 1 января
2002 года организации смогут создавать
резерв по сомнительным долгам
не только по расчетам за
продукцию, товары, работы, услуги, а
по любой задолженности, кроме
процентов по заемным средствам.
Создание организацией резерва
по сомнительным долгам рекомендуется
отразить в учетной политике
для целей налогообложения. Кроме
того, необходимо отметить, что в
соответствии с пп.8 п.1 ст. 265 НК
РФ суммы отчислений в резерв
по сомнительным долгам могут
включаться в налоговом учете
в состав внереализационных расходов
только организациями, применяющими
метод начисления.
5) Организации - профессиональные
участники рынка ценных бумаг,
осуществляющие дилерскую деятельность
и ведущие налоговый учет по
методу начисления, вправе формировать
резервы под обесценение ценных
бумаг, уменьшающие налоговую
базу по налогу на прибыль,
в соответствии со ст. 300 НК
РФ. Создание резерва также рекомендуется
оговорить в учетной политике
организации.
6) Градообразующие организации,
имеющие на балансе объекты
жилищного фонда, учреждения здравоохранения,
народного образования, культуры
и спорта, детские дошкольные
учреждения, детские лагеря отдыха,
дома и общежития для приезжих,
дома престарелых или инвалидов
согласно пп. 32 п.1 ст. 264 НК РФ вправе
принять для целей налогообложения
фактически осуществленные расходы
на содержание этих объектов.
Указанные расходы для целей
налогообложения признаются в
пределах нормативов на содержание
аналогичных хозяйств, производств
и служб, утвержденных органами местного
самоуправления по месту нахождения организации.
Если соответствующие нормативы органами
местного самоуправления не утверждены,
налогоплательщик вправе применять порядок
определения расходов на содержание этих
объектов, действующий для аналогичных
объектов, находящихся на данной территории,
подведомственных указанным органам.
Такой порядок рекомендуется отразить
в учетной политике организации для целей
налогообложения.
Изменения в бухгалтерскую
учетную политику вносятся только с
начала следующего года, однако для
налоговой учетной политики таких
требований не установлено.
Необходимо отметить, что
в Налоговом кодексе РФ не предусмотрена
обязанность организации представлять
в территориальные налоговые
органы, утвержденную приказом организации
учетную политику для целей налогообложения.
Однако представляется целесообразным
рекомендовать организациям направить
копию учетной политики в налоговый
орган по месту нахождения, хотя
единственным элементом учетной
политики, о котором необходимо сообщить
в налоговый орган, является переход
на уплату ежемесячных авансовых
платежей исходя из фактической прибыли.
В экономической литературе
нет единого мнения о сущности
и содержании учетной политики, хотя
в нормативных документах регламентируются
ее формирование, раскрытие и изменение.
Организациям предоставлена самостоятельность
и право выбора в составлении
данного документа. С возникновением
необходимости формирования учетной
политики для целей налогообложения
перед организациями появились
новые обязанности, которые требуют
весьма обдуманного подхода при
выборе ее элементов, т.к. от обоснованности
выбора зависит теперь не только формируемая
в отчетности величина финансового
результата, но и размер уплачиваемых
организацией налогов.[9;13]