Управленческий учет доходов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка теоретических положений, методологической базы, и практических рекомендаций по организации и совершенствованию управленческого учета доходов, направленных на повышение эффективности управления предприятием.
Достижение поставленной цели исследования предполагает постановку и решение следующих задач:
1) рассмотреть нормативно-правовое регулирование управленческого учета;
2) исследовать сущность дохода как экономической категории;
3) рассмотреть доходы организации и их классификацию;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты управленческого учета доходов предприятия……………………………………………………………………….6
1.1 Нормативно-правовое регулирование управленческого учета…….6
1.2 Экономическая сущность доходов хозяйствующего субъекта…….8
1.3 Классификация и учет доходов предприятия в управленческом учете………………………………………………………………………11
Глава 2 Организационно-экономическая характеристика ООО «Камертон»………………………………………………………………………16
2.1 Общие сведения о предприятии…………………………………….16
2.2 Производственно-экономическая характеристика предприятия....21
2.3 Организация учета и учетная политика в ООО «Камертон»……..25
Глава 3 Совершенствование управленческого учета в ООО «Камертон»………………………………………………………………………29
3.1 Первичное оформление затрат и доходов………………………….29
3.2 Учет затрат и доходов в регистрах синтетического учета в ООО «Камертон»………………………………………………………………33
3.3 Предложения по совершенствованию управленческого учета в ООО «Камертон»……………………………………………………...…38
Заключение…………………………………………………………………41
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

даша.docx

— 115.01 Кб (Скачать файл)

Затраты в накопительной ведомости отражают на основании первичных документов:

1) суммы начисленной амортизации вносят на основании форм № 48-АПК, 49-АПК, 50-АПК;

2) стоимость материалов на техническое обслуживание машинно-тракторного парка переносят из лимитно-заборных ведомостей (форма № 261-АПК), накладных (форма № 264-АПК), учетных листов тракториста-машиниста (форма № 133-АПК);

3) стоимость текущего ремонта и услуг вспомогательных производств заполняют на основании учетных листов труда и выполненных работ (формы № 131-АПК и 132-АПК), путевых листов (формы № 4-П и № 4-С);

4)  зарплату трактористам, комбайнерам, операторам самоходных машин отражают на основании учетных листов тракториста (форма № 133-АПК), путевых листов трактора (форма № 134-АПК), нарядов на сдельную работу (форма № 136-АПК), ведомости прочих затрат и удержаний (форма № 139-АПК), табеля учета рабочего времени (форма № 140-АПК), расчетно-платежной ведомости (форма № Т-49).

Все первичные документы, применяемые для учета затрат труда и его оплаты в растениеводстве, ведет бригадир или учетчик соответствующей полевой (тракторной) бригады. Эти документы должны быть подписаны работниками и бригадиром, утверждены агрономом, который также делает отметку о качестве и сроках выполнения работ [13,c. 2-4].

В процессе финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственное предприятие получает доходы, которые слагаются из разных составляющих, имеют различную форму, разные источники и направляются на различные цели.

Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вклада участников (собственников имущества)».

Доходы на предприятии оформляются с помощью таких первичных документов как: договор купли-продажи, договор поставки продукции, банковские документы, подтверждающие перечисление денежных средств поставщику, счета-фактуры, накладные на отгруженную продукцию.

На основе первичных документов заполняется книга учета доходов и расходов в которой отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.

В доходной части книги отражают выручку за реализованную продукцию (работы, услуги), а также другие доходы, не связанные с реализацией (от ценных бумаг, проценты банка) [21,c. 55].

В состав расходов включают стоимость приобретенных материальных ценностей, амортизацию основных средств, уплаченные налоги, расходы на оплату труда, отчисления во внебюджетные фонды и др.

Сопоставляя данные доходной и расходной части указанной книги, можно определить финансовый результат деятельности СХП.

Все варианты учета сходны по принципу постановки учета, но имеются и различия:

1) в степени упрощенности;

2) в возможности формирования  информации по аналитическим  и синтетическим счетам;

3) в уровне выполнения  контрольной и управленческой  функции учета и др.

При выборе варианта учета СХП принимают во внимание:

• размеры хозяйства и уровень его специализации;

• количество видов деятельности и видов производств;

• уровень квалификации фермера в области бухгалтерского учета;

• направленность СХП на дальнейшее развитие. Поскольку в начале своей хозяйственной деятельности СХП совершают незначительное количество хозяйственных операций, то и вести учет всех операций они могут путем их регистрации только в книге учета доходов и расходов, т.е. по принципу «доход - расход» [19, с.35].

Однако при дальнейшем развитии, формировании многоотраслевого крестьянского хозяйства такая организация учета затрудняет получение информации и не дает возможности увидеть полную картину деятельности хозяйства. Например, при простой форме очень сложно отражать затраты на производство и калькулировать себестоимость продукции, а также вести учет по кредиторской и дебиторской задолженности по отдельным поставщикам и покупателям. Кроме того, если фермер нуждается во внешних инвестициях и займах, то, чтобы заинтересовать потенциального инвестора (кредитора) в выгодности предоставления финансовых ресурсов, требуется полная и достоверная информация о результатах финансово–хозяйственной деятельности СХП, а собрать необходимые данные при такой форме учета достаточно сложно.

Следовательно, знания и умение организовать учет хозяйственных операций на современном этапе экономического развития не только по простой форме очень важно для фермера.

3.2 Учет затрат  и доходов в регистрах синтетического  учета в ООО «Камертон»

Учет доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности, и определение финансового результата по ним ведется на счете 90 «Продажи». Счет 90 «Продажи» является активно-пассивным и финансово-результатным по назначению. Планом счетов предусмотрена возможность открытия субсчетов к счету 90 «Продажи»:

1 - «Выручка»;

2 - «Себестоимость продаж»;

3 - «Налог на добавленную  стоимость»;

4 - «Акцизы»; 

5 -  «Экспортные пошлины»;

9 - «Прибыль/убыток от  продаж».

Название каждого субсчета соответствует учитываемых на них операций:

  • на субсчете 1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой;
  • на субсчете 2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 1 «Выручка» признана выручка;
  • на субсчете 3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика);
  • субсчет 4 «Акцизы» предназначен для учета сумм акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров);
  • на субсчете 5 «Экспортные пошлины» ведется учет сумм экспортных пошлин;
  • субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Синтетический счет 90 «Продажи» не имеет сальдо на конец месяца, поэтому результат хозяйственной деятельности ежемесячно списывается с этого счета на счет 99 «Прибыли и убытки». В то же время в соответствии с инструкцией к Плану счетов бухгалтерского учета организации обязаны  записывать операции по дебету и кредиту этого счета накопительно [13, c. 12-14].  То есть бухгалтерский учет должен обеспечить подсчет оборотов и остатков по отдельным субсчетам к счету 90 «Продажи» нарастающим итогом. Общий остаток по счету 90 на конец отчетного периода должен быть свернут и равняться нулю. Это требование не сложно выполнить при автоматизированном учете, так как большинство бухгалтерских программ обеспечивает возможность расчета оборотов и остатков по всем счетам накопительно, задавая параметры разных отчетных периодов: за квартал, за полугодие с начала года, за год и т. п.

При ручной обработке учетной  информации такое требование можно выполнить, используя журнально-ордерную форму учета и ее регистры. В частности, журнал-ордер №11(приложение 2) и ведомости, открываемые к нему, позволяют накапливать информацию о продажах за соответствующие отчетные периоды [21,c. 61-62].

Однако открытие субсчетов к счету 90 «Продажи» не является обязательным для организации. Поэтому, проанализировав виды деятельности, виды выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, необходимость в аналитической информации и в раздельном учете для расчета налога на прибыль или НДС, организация должна принять решение о применении указанных субсчетов. Отказ от использования субсчетов не означает, что отпадает необходимость в подсчете оборотов нарастающим итогом.

Структура счета 90 «Продажи» облегчает составление «Отчета о прибылях и убытках» (формы № 2 баланса), так как отражает основные позиции этого отчета.

В качестве расходов по обычным видам деятельности принимается не вся величина текущих расходов, а только та, которая непосредственно связана с формированием финансовых результатов данного отчетного периода. Если произведенные в текущем периоде расходы будут участвовать в формировании прибылей и убытков в последующие периоды, то подобные текущие расходы подлежат капитализации, например расходы, связанные с приобретением основных средств, нематериальных активов и т.п.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности [22,c. 94-95].

Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, те из них, которые принимаются к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

В бухгалтерском учете указанные операции отражаются вне зависимости от режима оплаты по счетам расчетов или счетам затрат на производство продукции (работ, услуг).

При этом расходы организации по приобретению товарно-материальных ценностей учитываются по дебету счетов расчетов (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п.) и кредиту счетов учета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банке» и др.) в суммах, предусмотренных соответствующими договорами.

Расходы по обычным видам деятельности, непосредственно связанные с процессом производства и продажей, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.) и кредиту счетов расчетов и соответствующих видов ресурсов (сч. 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.) в сумме фактически произведенных затрат.

В отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий организация может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки, предусмотренные п. 12 ПБУ 9/99. На момент признания выручки в бухгалтерском учете следует сделать бухгалтерскую проводку:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

Одновременно списывается себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. (две проводки):

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»;

К-т сч. 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость» или субсчет «Акцизы»;

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» -  на сумму налогов, причитающихся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты.

Организации розничной торговли, которые ведут учет товаров по продажным ценам, отражают полученную выручку по продажной  стоимости проданных товаров:

Д-т сч. 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

К-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Выручка» и одновременно:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»;

К-т сч. 41 «Товары» - стоимость проданных товаров по учетной  стоимости;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

К-т сч. 42 «Торговая наценка» - сторно суммы скидок, (накидок), относящихся к проданным товарам [12,c. 87-88].

Хотя синтетический счет на конец месяца не имеет сальдо, особенностью бухгалтерских записей на счете 90 «Продажи» является то, что обороты по его субсчетам ежемесячно не закрываются. Ежемесячно бухгалтер должен сопоставить совокупные дебетовые обороты по субсчетам 2 «Себестоимость продаж», 3 «Налог на добавленную стоимость», 4 «Акцизы» и другим с кредитовым оборотом по счету 90 «Продажи», субсчет «Выручка». Сумма рассчитанной таким образом прибыли или убытка от продаж за отчетный месяц ежемесячно (заключительными оборотами) списывается со счета 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

По окончании месяца делаются записи в зависимости от выявления прибыли или убытка:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Прибыль /убыток от продаж»

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки» - на сумму прибыли за отчетный период;

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Прибыль /убыток от продаж» - на сумму убытка за отчетный период.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» «кроме субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж». При этом делаются следующие проводки:

Д-т сч. 90 «Продажи» субсчет «Прибыль / убыток) от продаж»

Информация о работе Управленческий учет доходов организации