Управленческий учет в сфере торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое обоснование и разработка вопросов организации и методики управленческого учета на предприятиях торговли в целях принятия оптимальных управленческих решений.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие научные задачи:
- проанализирована сложившаяся система управленческого учета в торговых организациях;
- рассмотрена разработка оптимальной системы управленческого учета;
- рассмотрены основные компоненты системы управленческого учета в торговых организациях;
- изучена номенклатура затрат торговых предприятий и проведен их анализ;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Методика и организация управленческого учета в торговле………….7
1.1. Основные компоненты системы управленческого учета в торговой организации…………………………………………………………………………7
1.2. Методика классификации затрат и организации
управленческого учета в торговле………………………………………………….9
1.3. Автоматизация управленческого учета в торговле………………………….25
Глава 2. Постановка управленческого учета в торговой компании…………….26
2.1. Анализ существующей системы управленческого учета компании……….26
2.2. Разработка оптимальной системы управленческого учета…………………29
2.3. Внедрение системы управленческого учета, внедрение компьютерной информационной системы…………………………………………………………38
2.4. Анализ и оценка эффективности проведенных мероприятий
по реорганизации управленческого учета………….........................................42
Заключение………………………………………………………………………….44
Список используемой литературы………………………………………………..47

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 120.87 Кб (Скачать файл)

Производственные  и внепроизводственные (периодические затраты, или затраты периода). В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета для оценки запасов произведенной продукции только производственные затраты должны включаться в себестоимость продукции. Поэтому в управленческом учете затраты классифицируются на:

  • входящие в себестоимость продукции (производственные);
  • внепроизводственные (затраты отчетного периода, или периодические затраты).

Затраты, входящие в себестоимость продукции (производственные), — это материализованные затраты, и поэтому их можно инвентаризировать. Они состоят из трех элементов:

    • прямые материальные  затраты;

    • прямые затраты  на оплату труда;

    • общепроизводственные  затраты.

Производственные затраты  овеществлены в запасах материалов, в объемах незавершенного производства и остатках готовой продукции (товаров) на складе предприятия. В управленческом учете их часто называют запасоёмкими, так как они распределяются между  текущими расходами, участвующими в  исчислении прибыли, и запасами. Затраты  на их формирование считаются входящими, являются активами фирмы, которые принесут выгоду в будущих отчетных периодах.

Внепроизводственные затраты, или затраты отчетного периода (периодические затраты), это издержки, которые нельзя проинвентаризировать. В управленческом учете данные затраты  иногда называют издержками определенного  периода, так как их размер зависит  не от объемов производства, а от длительности периода. Эти расходы, как правило, связаны с полученными  в течение отчетного периода  услугами. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета  они не используются в расчетах себестоимости  готовой продукции (незавершенного производства), а следовательно, и  для оценки производственных запасов  предприятия. Поэтому их иногда называют незапасоемкими. Периодические расходы  представлены издержками непроизводственного  характера, не связанными непосредственно  с производственным процессом. Они  состоят из коммерческих и административных расходов. Первые предполагают расходы, связанные с осуществлением продаж и поставок продукции, вторые — расходы  по управлению предприятием. Учет этих затрат ведется соответственно на балансовых счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу». Периодические  затраты всегда относятся на месяц, квартал, год, в течение которых  они были произведены. Они не проходят через стадию запасов, а сразу  же оказывают влияние на исчисление прибыли. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета  в отчете о прибылях и убытках  их вычитают из выручки как расходы, не принимаемые в расчет при калькулировании  и оценке производственных запасов [8,с.195].

Сравнивая промышленный и  торговый учет, можно выявить различия между такими затратами как заработная плата, амортизация, страхование. В  промышленности многие из подобных затрат относятся  к производственной деятельности, и поэтому общепроизводственные затраты становятся расходами лишь тогда, когда продукция (работа, услуга) реализована. На предприятиях торговли эти издержки являются затратами  периода.

Одноэлементные  и комплексные затраты. Одноэлементными называют затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые.

Комплексные затраты состоят  из нескольких экономических элементов. Наиболее ярким примером являются цеховые (общепроизводственные) расходы, в которые  входят практически все элементы.

Затраты необходимо детализировать в зависимости от экономической  целесообразности и желания руководства. Когда доля того или иного элемента затрат относительно мала, его выделение  не имеет смысла. Например, на предприятиях с высокой степенью автоматизации  заработная плата с отчислениями составляет в структуре себестоимости  менее 5%. На таких предприятиях, как  правило, не выделяют прямую заработную плату, а объединяют ее с расходами  по обслуживанию и управлению производством  в отдельную статью, называемую «добавленные расходы».[21, с. 121]

Под организацией управленческого  учета понимают систему условий  и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной  и своевременной информации о  хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью. Ответственность за организацию  управленческого учета в организациях несут руководители организаций. В  зависимости от объема учетной работы они могут:

- учредить службу управленческого  учета как структурное подразделение,  возглавляемое соответствующим  руководителем;

- ввести в штат бухгалтерии  должности специалистов по управленческому  учету (бухгалтеров-аналитиков).

Для обеспечения рациональной организации управленческого учета  большое значение имеет разработка плана его организации. План организации  управленческого учета состоит  из следующих элементов: план документации и документооборота, план счетов и  их корреспонденции, план отчетности, план технического оформления учета, план организации труда работников бухгалтерии.

В плане документации указывается  перечень документов для учета хозяйственных  операций и составления расчетов потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных  документов или применять формы  документов, разработанных самостоятельно.

Основой организации первичного учета в организациях является график документооборота. Под документооборотом  понимают путь, который проходят документы  от момента их выписки до сдачи  на хранение в архив. В графике  документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указываются порядок, место, время  прохождения документа с момента  составления до сдачи в архив.

При разработке плана счетов для управленческого учета необходимо иметь в виду, что действующий  в настоящее время план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.01г. №94н, позволяет  осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости  продукции одновременно для целей  финансового и управленческого  учета. При этом допускается использование  однокруговой (монистической) и двухкруговой (дуалистической) систем учета производственных затрат.

Однокруговая система  учета затрат может осуществляться:

- без использования специальных  счетов управленческого учета;

- с использованием системы  счетов управленческого учета.

Однокруговую систему  учета затрат целесообразно использовать в малых и средних организациях, поскольку она основана на использовании  одинаковых оценок в финансовом и  управленческом учете, и вследствие этого возможности контроля затрат ограничены.

Двухкруговую систему  учета затрат целесообразно использовать в крупных организациях. При данной системе финансовый и управленческий имеют самостоятельные планы  счетов. Возможен также вариант выделения  для управленческого учета обособленных счетов.

Для согласования данных финансового  и управленческого учета используют переходные и зеркальные счета. Переходные счета обеспечивают перенос информации из финансового учета в управленческий и из управленческого – в финансовый. Зеркальные счета обеспечивают численное  согласование данных финансового и  управленческого учета и выявление  возможных расхождений.

В плане отчетности указываются: перечень отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления  отчетности, наименование служб и  подразделений, а также фамилии  должностных лиц, получающих отчеты способ представления отчетов и  фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых работ. План отчетности, как правило, состоит  из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой вышестоящим пользователям, во второй – по отчетности, получаемой от нижестоящих подразделений организации.

В плане технического оформления учета указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут  использоваться в организации. Помимо использования вычислительных машин  в соответствующих организационных  формах необходимо предусмотреть применение различных вычислительных таблиц и  разного рода средств механизации  измерения и счета: мерной тары, весов, счетчиков (газовых, электрических  и т.п.).

В плане организации труда  работников бухгалтерии определяется структура данной службы, ее штат, дается должностная характеристика каждому  работнику, намечаются мероприятия  по повышению квалификации, составляются графики учетных работ. В средних  организациях в состав службы управленческого  учета можно включить следующие  группы (отделы): планирования, материальную, учета затрат труда и его оплаты, производственно-калькуляционную, учета  продажи продукции, аналитическую.

Группа планирования составляет главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации; бюджеты  структурных подразделений организации  и другие частные бюджеты (бюджеты  продаж, закупок, производственный и  т.п.); операционный бюджет, который  детализирует через частные бюджеты  статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков; финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый  период; специальные бюджеты для  отдельных видов деятельности или  программ.

Материальная группа:

- осуществляется выбор  поставщиков материальных ресурсов, контроль за поступлением, хранением  и использованием этих ресурсов;

- разрабатывает нормы  расхода сырья и материалов  на осуществление производственной  деятельности, нормы запасов сырья  и материалов на складах;

- принимает участие в  выборе типовых и разработке  новых форм первичных документов  и учетных регистров для учета  поступления, наличия и отпуска  всех видов сырья и материалов;

- разрабатывает формы  отчетов о расходе сырья и  материалов;

- осуществляет выбор цен  для оприходования и расхода  сырья и материалов.

Группа учета затрат труда  и его оплаты осуществляет нормирование труда, определяет расценки оплаты труда, контролирует использование фонда  заработной платы, принимает участие  в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов  по труду и заработной плате.

Производственно-калькуляционная  группа определяет перечень центров  затрат и центров ответственности, устанавливает статьи затрат по каждому  центру затрат, разрабатывает формы  учетных регистров и отчетов  по затратам и выпуску продукции, осуществляет калькулирование себестоимости  продукции по центрам затрат и  по организации в целом и контроль за эффективным использованием производственных ресурсов.

Группа учета продажи  продукции определяет порядок учета  выпуска и продажи продукции, состав покупателей, исчисляет фактические  затраты по продаже продукции, себестоимость  проданной продукции по ее видам, зонам продажи и т.п., разрабатывает  формы отчетов по продаже продукции, выявляет прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации  в целом.

Аналитическая группа осуществляет анализ эффективности деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации  в целом, выявляет резервы повышения  эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации и организации в  целом, принимает участие в разработке бюджетов организации.

 

1.3. Автоматизация  управленческого учета в торговле

В рамках данного  пункта я рассмотрю современный  инструмент повышения эффективности  бизнеса торгового предприятия: «1С: Управление торговлей 8»

Прикладное решение  позволяет в комплексе автоматизировать задачи оперативного и управленческого  учета, анализа и планирования торговых операций, обеспечивая тем самым  эффективное управление современным  торговым предприятием.

В информационной базе прикладного решения регистрируются как уже совершенные, так и  еще только планируемые хозяйственные  операции. «1С: Управление торговлей 8»  автоматизирует оформление практически  всех первичных документов торгового  и складского учета, а также документов движения денежных средств. Дополнительные сервисные возможности включают веб-приложения «Удаленный склад» и «Управление заказами».

Прикладное решение  рассчитано на любые виды торговых операций. Реализованы функции учета  от ведения справочников и ввода  первичных документов до получения  различных аналитических отчетов.

Решение позволяет  вести управленческий учет по торговому  предприятию в целом. Для предприятия  холдинговой структуры документы  могут оформляться от имени нескольких организаций, входящих в холдинг.

«1С: Управление торговлей 8» — это готовое прикладное решение, в основе которого лежит мощная технологическая платформа нового поколения «1С:Предприятие 8». В комплект поставки программного продукта, помимо платформы, входит конфигурация «Управление торговлей».

«1С: Управление торговлей 8» обеспечивает автоматический подбор данных, необходимых для ведения бухгалтерского учета, и передачу этих данных в «1С:Бухгалтерию 8». Кроме того, предусмотрена передача данных в бухгалтерские конфигурации системы программ «1С:Предприятие 7.7».

Информация о работе Управленческий учет в сфере торговли