Управленческий учет в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – осветить проблемы управленческого учета в компаниях розничной торговли в современных экономических условиях, показать пути решения этих проблем.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач:
1. изучить нормативные документы, специальную учебную, научную литературу;
2. осветить проблемные вопросы по организации бухгалтерского управленческого учета в группе компаний;
3. рассмотреть организацию бухгалтерского управленческого учета на примере ООО «Связной»;
4. выявить ошибки в организации учета в ООО «Связной»;
5. выработать предложения по повышению эффективности организации бухгалтерского управленческого учёта и системы управления в ООО «Связной».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Бухгалтерский управленческий учет торговых предприятий……………6
1.1 Сущность бухгалтерского управленческого учёта, его место
в системе управления организацией…………………………………………..6
1.2 Организация бухгалтерского управленческого учета………………….11
2. Организация управленческого учета в ООО «Связной»………………..18
2.1 Характеристика предприятия…………………………………………….18
2.2 Организация бухгалтерского управленческого учета
в ООО «Связной» ……………………………………………………………...22
2.3 Проблемы организации бухгалтерского управленческого учета в
ООО «Связной» и возможные пути их решения……………………………27
Заключение …………………………………...………………………………….33
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 67.50 Кб (Скачать файл)

        Налоговый  учет тесно связан с бухгалтерским,  но отличается от него тем,  что он вводит правила по  начислению и уплате налогов,  а его нормативными источниками  являются Налоговый кодекс РФ, законы и инструкции Госналогслужбы  и других органов.

      Многие  менеджеры считают, что управленческий  учет является подсистемой бухгалтерского  учета и ограничивается сферой  финансов. При этом создается  представление о существовании  общей методики внутреннего учета,  подобной правилам бухгалтерского  учета. Однако управленческий  учет - это скорее подход к организации  информационной системы предприятия,  ориентированной на пользователя, чем какая-либо универсальная  методика.        Система  управленческого учета может  не соприкасаться с бухгалтерией  и не оперировать финансовыми  показателями.

       Решение  о конфигурации системы управленческого  учета должен принимать руководитель  организации, исходя из существующих  потребностей в информации для  нужд управления и имеющихся  ресурсов, которые могут быть  использованы для построения  внутренней информационной системы.

Таким образом, место управленческого  учета в финансовой системе предприятия совершенно особенное, и его постановка и ведение требуют других подходов и других специалистов, чем те, которые обслуживают бухгалтерский и налоговый секторы.

Основной целью управленческого учета является предоставление руководству организации полного комплекса плановых, прогнозных и фактических данных о функционировании предприятия как экономической и производственной единицы в целях обеспечения возможности принимать экономически взвешенные управленческие решения.

1.2 Организация  бухгалтерского управленческого  учета

 

Под организацией управленческого  учета понимают систему условий  и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной  и своевременной информации о  хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью. Ответственность за организацию управленческого учета в организациях несут руководители организаций. В зависимости от объема учетной работы они могут:

- учредить службу управленческого  учета как структурное подразделение,  возглавляемое соответствующим  руководителем;

- ввести в штат бухгалтерии  должности специалистов по управленческому  учету (бухгалтеров-аналитиков).

Для обеспечения рациональной организации управленческого учета  большое значение имеет разработка плана его организации. План организации  управленческого учета состоит  из следующих элементов: план документации и документооборота, план счетов и  их корреспонденции, план отчетности, план технического оформления учета, план организации труда работников бухгалтерии.

В плане документации указывается  перечень документов для учета хозяйственных  операций и составления расчетов потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных  документов или применять формы  документов, разработанных самостоятельно.

Основой организации первичного учета в организациях является график документооборота. Под документооборотом  понимают путь, который проходят документы  от момента их выписки до сдачи  на хранение в архив. В графике  документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указываются порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

При разработке плана счетов для управленческого учета необходимо иметь в виду, что действующий  в настоящее время план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.01г. №94н, позволяет  осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета. При этом допускается использование однокруговой (монистической) и двухкруговой (дуалистической) систем учета производственных затрат.

Однокруговая система учета затрат может осуществляться:

- без использования специальных  счетов управленческого учета;

- с использованием системы  счетов управленческого учета.

Однокруговую систему учета затрат целесообразно использовать в малых и средних организациях, поскольку она основана на использовании одинаковых оценок в финансовом и управленческом учете, и вследствие этого возможности контроля затрат ограничены.

Двухкруговую систему  учета затрат целесообразно использовать в крупных организациях. При данной системе финансовый и управленческий имеют самостоятельные планы  счетов. Возможен также вариант выделения  для управленческого учета обособленных счетов.

Для согласования данных финансового  и управленческого учета используют переходные и зеркальные счета. Переходные счета обеспечивают перенос информации из финансового учета в управленческий и из управленческого – в финансовый. Зеркальные счета обеспечивают численное согласование данных финансового и управленческого учета и выявление возможных расхождений.

В плане отчетности указываются: перечень отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления  отчетности, наименование служб и  подразделений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты способ представления отчетов и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых работ. План отчетности, как правило, состоит из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой вышестоящим пользователям, во второй – по отчетности, получаемой от нижестоящих подразделений организации.

В плане технического оформления учета указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут  использоваться в организации. Помимо использования вычислительных машин  в соответствующих организационных  формах необходимо предусмотреть применение различных вычислительных таблиц и  разного рода средств механизации  измерения и счета: мерной тары, весов, счетчиков (газовых, электрических  и т.п.).

В плане организации труда  работников бухгалтерии определяется структура данной службы, ее штат, дается должностная характеристика каждому  работнику, намечаются мероприятия  по повышению квалификации, составляются графики учетных работ. В средних  организациях в состав службы управленческого  учета можно включить следующие  группы (отделы): планирования, материальную, учета затрат труда и его оплаты, производственно-калькуляционную, учета  продажи продукции, аналитическую.

Группа планирования составляет главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации; бюджеты  структурных подразделений организации  и другие частные бюджеты (бюджеты  продаж, закупок, производственный и  т.п.); операционный бюджет, который  детализирует через частные бюджеты  статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков; финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый  период; специальные бюджеты для отдельных видов деятельности или программ.

Материальная группа:

- осуществляется выбор  поставщиков материальных ресурсов, контроль за поступлением, хранением и использованием этих ресурсов;

- разрабатывает нормы  расхода сырья и материалов  на осуществление производственной  деятельности, нормы запасов сырья  и материалов на складах;

- принимает участие в  выборе типовых и разработке  новых форм первичных документов  и учетных регистров для учета  поступления, наличия и отпуска  всех видов сырья и материалов;

- разрабатывает формы  отчетов о расходе сырья и  материалов;

- осуществляет выбор цен  для оприходования и расхода сырья и материалов.

Группа учета затрат труда  и его оплаты осуществляет нормирование труда, определяет расценки оплаты труда, контролирует использование фонда  заработной платы, принимает участие  в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов  по труду и заработной плате.

Производственно-калькуляционная  группа определяет перечень центров  затрат и центров ответственности, устанавливает статьи затрат по каждому  центру затрат, разрабатывает формы  учетных регистров и отчетов  по затратам и выпуску продукции, осуществляет калькулирование себестоимости продукции по центрам затрат и по организации в целом и контроль за эффективным использованием производственных ресурсов.

Группа учета продажи  продукции определяет порядок учета  выпуска и продажи продукции, состав покупателей, исчисляет фактические  затраты по продаже продукции, себестоимость  проданной продукции по ее видам, зонам продажи и т.п., разрабатывает  формы отчетов по продаже продукции, выявляет прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации  в целом.

Аналитическая группа осуществляет анализ эффективности деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации  в целом, выявляет резервы повышения эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации и организации в целом, принимает участие в разработке бюджетов организации.

Любая фирма в ходе своей  деятельности должна принимать решения  быстро и безошибочно, основываясь  на тех данных, которые у нее  имеются. Особенно это относится  к торговым предприятиям, где каждый день задержки может стоить денег. "Кто  владеет информацией - владеет миром", - как говорят великие. Соответственно, если коммерческое решение базируется на неправильной информации, то оно с большой вероятностью может оказаться неверным. Вследствие этого компания может понести убытки. Плюс ко всему, фирма обязана делиться своей информацией с вышестоящими коллегами. А от того, какие данные будут предоставлены, зависит правильность принятия ими решений. Получается такая пирамида, где каждый конкретный сотрудник влияет на благополучие всей компании.

Зачастую руководство больше внимания обращает, как правило, на такие проблемы, как: снижение налоговой нагрузки путём  использования различных схем; создание структур под отдельных людей; рост объёмов продаж с отставанием  во внедрении систем детального учёта  продукции; открытие или приобретение некоторого числа юридических лиц  с узкой географической или производственной специализацией; становление бухгалтерского и налогового учёта; “политические” вопросы и так далее. После того, как сформированный таким образом бизнес входит в стадию зрелости, руководство начинает больше внимания уделять “тонким” вопросам. Одновременно с этим оно приходит к пониманию того, как много денег в период становления “ушло в песок” из-за отсутствия эффективной системы управленческого учёта. На этапе относительной “зрелости” бизнеса возникают и конфликты с акционерами, которые хотят отделиться и забрать свою “долю”, которую в таких условиях бывает сложно определить.

При построении системы управленческого  учета в группе компаний возникает  ряд проблем, основной из которых  является отсутствие достаточной информации для принятия решений: поступающие из дочерних компаний отчеты содержат информацию о деятельности отдельно взятых компаний, но не о состоянии дел в группе компаний в целом.

К основным проблемам можно  также отнести неоперативность сбора информации из управляемых компаний и ее неунифицированность. Компании имеют разные планы счетов и учетные политики, различные отчетные формы, кодификаторы, справочники и системы автоматизации. Специалистам головной компании сложно собрать и структурировать этот разрозненный информационный поток, поэтому они не могут выстроить единую картину финансово-экономического положения группы компаний в целом.

Кроме того, не следует забывать, что система управления состоит  из различных подсистем, которые  относятся к одному из трех уровней  управления: стратегическому, тактическому или оперативному. Эффективное управление группой компаний является результатом  слаженного функционирования всех этих подсистем. Постановка систем стратегического  управления, бюджетирования и др. начинается с системы качественного сбора и обработки управленческой информации, а это одна из задач управленческого учета. Именно информация управленческого учета, является базой для принятия грамотных управленческих решений на всех уровнях. Даже если внутри каждой отдельной компании налажена система управленческого учета, получение требуемой информации на уровне группы компаний зачастую оказывается довольно сложной задачей.

Управленческий учет в  группе компаний имеет особенности  по сравнению с управленческим учетом на отдельно взятом предприятии. Помимо традиционных задач, решаемых с помощью  управленческого учета на уровне предприятия, на уровне группы компаний дополнительно возникают специфические  задачи, для решения которых необходимо построить систему управленческого  учета, отвечающую потребностям и специфическим  задачам группы компаний. Систему  можно считать эффективной в том случае, если менеджмент группы компаний в любой момент будет иметь актуальную, полную, достоверную, хорошо структурированную информацию о деятельности каждой компании внутри группы и группы компаний в целом.

Российский бухучет регулируется ПБУ и другими нормативными актами. Что касается управленческого учета, то порядок его ведения зависит  только от специфики работы предприятия. У крупной компании, состоящей  из нескольких предприятий, или у  средней фирмы, разделенной в  целях оптимизации управления на несколько юридических лиц, неизбежно  возникают проблемы консолидации управленческих данных, которые поступают из разных подразделений. Для того чтобы избежать этих проблем, у всех юридических  лиц необходимо, во-первых, привести управленческие планы счетов в соответствие друг с другом, а во-вторых, обеспечить одинаковую структуру и содержимое аналитических справочников учета. В противном случае финансисты каждой дочерней компании будут составлять отчетность по собственным правилам и для ее консолидации придется анализировать  первичные документы.

Информация о работе Управленческий учет в торговле