Управленческий учет в торговых организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является систематизация теоретического материала и исследование практического опыта организации бухгалтерского управленческого учета на розничных торговых предприятиях.
В работе поставлены и решены следующие задачи:
– определено место бухгалтерского управленческого учета в информационной системе торговой организации;
– раскрыты особенности деятельности розничных торговых организаций и их влияние на построение бухгалтерского управленческого учета;
– систематизированы вопросы нормативно-правового регулирования бухгалтерского управленческого учета;
– проанализированы организация и ведение бухгалтерского управленческого учета в рамках исследуемого предприятия;
– разработаны рекомендации по совершенствованию организации бухгалтерского управленческого учета в рамках исследуемого предприятия;

Файлы: 1 файл

Введение-айгуль.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В современных условиях хозяйствования повышается роль и значимость руководителей розничных торговых предприятий. Они призваны стать  профессиональными менеджерами, умело  управлять товарными ресурсами, обеспечивать их сохранность, изыскивать резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности. Это возможно лишь в условиях эффективного информационного обеспечения. Сведения, необходимые для эффективного менеджмента, могут быть собраны в рамках системы управленческого учета, который в настоящий момент является одним из новых и перспективных направлений бухгалтерской практики. По своей сути управленческий учет является интегрированной системой внутрихозяйственного учета. Через свои функции он выступает в качестве основного информационного фундамента управления внутренней деятельностью организации. Основное его назначение – это производство информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.

Таким образом, высокая  практическая значимость совершенствования  системы управленческого учета в организациях розничной торговли определила выбор темы курсовой работы, ее цель и задачи.

Целью курсовой работы является систематизация теоретического материала и исследование практического опыта организации бухгалтерского управленческого учета на розничных торговых предприятиях.

В работе поставлены и  решены следующие задачи:

– определено место бухгалтерского управленческого учета в информационной системе торговой организации;

– раскрыты особенности деятельности розничных торговых организаций и их влияние на построение бухгалтерского управленческого учета;

– систематизированы вопросы нормативно-правового регулирования бухгалтерского управленческого учета;

– проанализированы организация и ведение бухгалтерского управленческого учета в рамках исследуемого предприятия;

– разработаны рекомендации по совершенствованию организации бухгалтерского управленческого учета в рамках исследуемого предприятия;

– представлены выводы по результатам исследования.

Предметом исследования курсовой работы является практика организации и развития управленческого учета в организациях розничной торговли.

В качестве объекта исследования избрана деятельность ООО «Фаэтон».

Теоретической основой  курсовой работы послужили нормативно-законодательные  акты в области бухгалтерского учета, а также научные труды и учебная литература авторов: Вахрушиной М.А., Волковой О.Н., Ивашкевич В.Б., Керимова В.Э., Хамидуллиной Г.Р., Хорнгрен Ч.Т. и других.

Информационной основой  написания работы послужили данные бухгалтерского и управленческого  учета и отчетности ООО «Фаэтон».

Применение разработанных  рекомендаций в практической деятельности ООО «Фаэтон» позволит рационально использовать материально-техническую базу, создать действенные рычаги управления расходами и доходами, что будет способствовать повышению качества информационно-аналитической базы, необходимой для принятия управленческих решений.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав и заключения. Во введении обоснованы актуальность и выбор темы исследования, раскрыта его практическая значимость. В первой главе изложены теоретические основы бухгалтерского управленческого учета, определено его место в системе управления торговым предприятием. Во второй главе представлена краткая характеристика объекта исследования. Здесь же обобщен практический опыт организации управленческого учета в ООО «Фаэтон», отмечены преимущества и недостатки действующей системы учета, представлены направления оптимизации учетных работ в управленческой бухгалтерии. В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам исследования.

 

1. Теоретические основы  бухгалтерского управленческого  учета в организациях розничной  торговли

1.1 Сущность, принципы, цели и задачи бухгалтерского  управленческого учета

бухгалтерский управленческий нормативный торговый

Бухгалтерский управленческий учет – это интегрированная система  внутрихозяйственного учета, предоставляющая  информацию о затратах и результатах  деятельности как всей организации, так и ее отдельных структурных  подразделений, предназначенную для  принятия тактических (оперативных) и стратегических (прогнозных) управленческих решений. Управленческий учет предназначается для решения внутренних задач управления и является его «ноу-хау». В отличие от финансового, управленческий учет субъективен и конфиденциален, но именно он несет основную нагрузку обеспечения принятия управленческих решений. [15, с. 9]

Предмет управленческого  учета можно сформулировать как  информационную поддержку принятия текущих управленческих решений  и разработки краткосрочных стратегий, связанных с управлением затратами и результатами от обычной деятельности предприятия.

Объектами управленческого  учета в розничной торговле являются затраты (текущие и капитальные) и доходы организации и отдельных  ее структурных подразделений –  центров ответственности; внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен; бюджетирование и система внутренней отчетности. [16, с. 14]

Тактика управленческого  учета включает: организацию, учет, контроль, мотивацию, анализ и регулирование  ранее принятых решений, а также ответственность за их исполнение.

Стратегия управленческого  учета представляет систему анализа, прогнозирования, планирования и координации  управленческих решений, определяющих развитие организации на длительный период.

Информационное пространство управленческого учета составляют внутрихозяйственные документоносители основных показателей обычной деятельности, главным образом бюджеты и отчеты об их исполнении, калькуляции, разноформатные справки по запросам руководства.

Исходя из состава информационного пространства управленческого учета, технология его выстраивания в организации базируется на системной реализации следующих комплексов задач:

– ведение классификаторов и справочников затрат деятельности и их результатов;

– калькулирование себестоимости продаж товаров и составление отчетности о выполнении калькуляций;

– бюджетирование деятельности предприятия и составление отчетности об исполнении бюджетов. [23, с. 21]

Метод управленческого  учета представляет собой совокупность приемов и способов информационной поддержки процесса управления затратами и их результатами в сфере обычной деятельности предприятия. В нем используются методы и способы финансового учета, менеджмента, планирования, экономического анализа, статистики и математики. В этом его большое преимущество, так как именно на стыках наук, при использовании разных научных методов происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям. Состав элементов метода управленческого учета определяется спецификой управления конкретным предприятием. Тем не менее, по нашему мнению, основными элементами метода управленческого учета являются: документирование, калькулирование, бюджетирование, сравнение, информационное моделирование, системный анализ. [26, с. 32]

Система управленческого  учета состоит из множества процедур, которые могут меняться в зависимости от целей управления. Тем не менее, они должны отвечать определенным принципам, соблюдение которых обеспечивает действенность системы управленческого учета в организации. К сожалению, в научной и учебно-методической литературе, за исключением учебников В.Б. Ивашкевича [19, с. 36] и О.Д. Кавериной [20, с. 32], тема формулирования принципов незаслуженно обойдена. Анализируя положения этих авторов, можно сделать вывод, что ключевыми в управленческом учете являются следующие принципы: научная обоснованность, системность, начисление, единые калькуляционные единицы, непрерывная деятельность предприятия, периодичность формирования информации, имущественная обособленность предприятия и его владельцев, бюджетный (сметный) способ управления, легитимность.

Неукоснительное и творческое соблюдение этих принципов позволяет  создать объективные предпосылки  не только для выполнения задачи организации  и ведения управленческого учета, формирования и упорядочения его информационных потоков, но и обеспечить модернизацию и развитие его метода, раскрыть информационно-управленческий потенциал, укрепить позиции в системе управления предприятием.

1.2 Издержки  и доходы как объекты бухгалтерского  управленческого учета в организациях розничной торговли

 

В современных условиях хозяйствования значительно усилилась  роль прибыли. Она стала главным  обобщающим и оценочным показателем  деятельности организации и основным источником ее самообеспечения и  самофинансирования. Поиск резервов наращивания прибыли и повышения рентабельности возможен только на основе глубокого, всестороннего анализа и экономического обоснования ее слагаемых: издержек обращения и доходов. Эти категории являются основными объектами управленческого учета в розничной торговле.

Согласно Налоговому Кодексу РФ [2] в качестве расходов признаются обоснованные и документально  подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, а  под доходами от продаж – выручка  от реализации товаров.

Для создания в организации оптимальной системы управленческого учета важное значение имеет классификация его расходов и доходов. Ее целью является оказание помощи руководителю в принятии правильных, рационально обоснованных решений, поскольку менеджер, принимая решения, должен знать, какие затраты и выгоды они за собой повлекут. Поэтому суть процесса классификации затрат и доходов – это выделить ту их часть, на которую может повлиять руководитель.

В управленческом учете, в зависимости от преследуемой цели и для осуществления разнообразных функций, могут применяться различные направления и признаки классификации издержек обращения.

Обобщенно классификация  затрат в целях управленческого  учета в организациях розничной  торговли представлена в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Классификация затрат в управленческом учете розничных торговых организаций

№ 
п/п

Направления управленческого учета

Классификационные признаки и группы

1

Процесс принятия

управленческих  решений

Явные и альтернативные;  
Релевантные и нерелевантные;  
Эффективные и неэффективные.

2

Процесс прогнозирования

Краткосрочные и долгосрочные.

3

Процесс планирования

Планируемые и  не планируемые.

4

Процесс нормирования

Стандарты, нормы  и нормативы и отклонение от них

5

Процесс организации

По местам и  сферам возникновения; функциям деятельности и центрам затрат.

6

Процесс учета

Одноэлементные  и комплексные; 
По статьям калькуляции и экономическим элементам;

Постоянные  и переменные; 
Прямые и косвенные; 
Основные и накладные; 
Текущие и единовременные.

7

Процесс контроля

Контролируемые и неконтролируемые.

8

Процесс регулирования

Регулируемые  и нерегулируемые.

9

Процесс стимулирования

Обязательные  и поощрительные.

10

Процесс анализа

Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандартные; общие  и структурные; полные и частичные.


 

Данная классификация  затрат в разрезе управленческих функций позволяет повысить эффективность  управленческого учета, усиливает  его аналитичность и возможность  выявления резервов повышения результативности производственной и коммерческой деятельности торговой организации.

Как было отмечено выше, одним из слагаемых прибыли торговой организации являются доходы от реализации товаров. Этот показатель используется как в управленческом, так и  в финансовом учете.

В практической деятельности регистрацию и отражение доходов часто связывают с отдельными методами учета и конкретными формами их получения, системами и видами налогообложения, а также с предполагаемыми или подразумеваемыми правилами установления времени, к которому доходы должны быть отнесены.

Розничные торговые организации потребительской кооперации в процессе хозяйственной деятельности используют различные виды доходов, которые классифицируются следующим образом (таблица 1.2).

 

Таблица 1.2 – Классификация доходов в  управленческом учете розничных торговых организаций

№ п/п

Направления классификации

Классификационные группы

1

Виды деятельности

Доход от основной деятельности

Доход от инвестиционной деятельности

Доход от финансовой деятельности

2

Источники формирования

Доход от продажи  товаров

Доход от прочих поступлений

3

Характер налогообложения

Доход, подлежащий налогообложению

Доход, не подлежащий налогообложению

4

Влияние инфляционного  процесса

Номинальный доход

Реальный доход

5

Период формирования

Доход предшествующего  периода

Доход отчетного периода

Доход планового  периода


 

Использование в учетной  практике категории «доход» повышает роль и значимость этого показателя при формировании финансовых результатов  торговой организации.

Вместе с тем для  управленческого учета особую значимость приобретают главные составляющие этой категории – выручка от продажи товаров (розничный товарооборот) и торговая надбавка. Поэтому при раскрытии информации о доходах необходимо обратить внимание на их содержание (производственно-коммерческие или финансовые), периодичность возникновения (постоянные или случайные) и соизмеримость с издержками. Это дает возможность проводить четкую грань между выручкой организации и прочими доходами. В этом случае первую составляющую часть дохода можно использовать в управленческом учете для: соизмерения доходов от продажи товаров с ее себестоимостью и выявления результата производственно-коммерческой деятельности; проведения анализа взаимосвязи «издержки – доходы – прибыль»; установления цены безубыточной реализации товаров; моделирования различных вариантов развития организации; принятия эффективных управленческих решений.

Информация о работе Управленческий учет в торговых организациях