Управленческий учет в торговых организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является систематизация теоретического материала и исследование практического опыта организации бухгалтерского управленческого учета на розничных торговых предприятиях.
В работе поставлены и решены следующие задачи:
– определено место бухгалтерского управленческого учета в информационной системе торговой организации;
– раскрыты особенности деятельности розничных торговых организаций и их влияние на построение бухгалтерского управленческого учета;
– систематизированы вопросы нормативно-правового регулирования бухгалтерского управленческого учета;
– проанализированы организация и ведение бухгалтерского управленческого учета в рамках исследуемого предприятия;
– разработаны рекомендации по совершенствованию организации бухгалтерского управленческого учета в рамках исследуемого предприятия;

Файлы: 1 файл

Введение-айгуль.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

 

Данные таблицы 2.1 позволяют  сделать следующие выводы. Несмотря на возросшую стоимость закупаемых товаров (на 1425 тыс. руб. или на 18,56%), увеличение коммерческих расходов (на 435 тыс. руб. или на 13,81%) и рост единого налога (на 5 тыс. руб. или на 2,65%), выручка ООО «Фаэтон» от основной деятельности – розничной реализации товаров – в 2011 году увеличилась на 1875 тыс. руб. или на 14,56%. В связи с этим общая рентабельность ООО «Фаэтон» на конец 2011 года возросла на 19,05%. Однако, несмотря на это ее уровень у предприятия все же остался достаточно низким – 0,25%.

Руководству ООО «Фаэтон» целесообразно регулярно производить пересмотр своей политики продаж, направить усилия на повышение рентабельности вложенных средств путем налаживания связей с поставщиками, изыскания путей сокращения коммерческих расходов, оказания дополнительных услуг покупателям.

Ответственность за организацию и  ведение бухгалтерского учета на предприятии несет директор ООО «Фаэтон». Ведение бухгалтерского учета осуществляется, согласно штатному расписанию предприятия, работниками бухгалтерии в составе 3 человек: главного бухгалтера, бухгалтера-расчетчика и кассира.

Методика, техника ведения бухгалтерского учета и организация бухгалтерской  службы, закреплены в учетной политике предприятия, которая разрабатывается в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», статьей 167 главы 21 «Налог на добавленную стоимость», статьей 313 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ и особенностей деятельности предприятия. Следует отметить, что финансовый и управленческий учет на предприятии ведутся автономно.

Бухгалтерский учет в ООО «Фаэтон» ведется по книжно-ордерной форме. В настоящее время происходит внедрение компьютерной программы «1С: Бухгалтерия 8.2».

ООО «Фаэтон» работает по упрощенной системе налогообложения. В связи с этим предприятие в 2011 году произвело следующие обязательные платежи:

– в бюджет – единый налог (вместо налога на прибыль, налога на имущество организаций, единого социального налога и налога на добавленную стоимость) – 148 тыс. руб., транспортный налог – 2 тыс. руб., плата за негативное воздействие на окружающую среду – 9 тыс. руб.;

– во внебюджетные фонды – в фонд социального страхования – 1430 тыс. руб., платежи на обязательное пенсионное страхование – 197 тыс. руб.

Представление документов отчетности ООО «Фаэтон» государственной налоговой инспекции осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ, иными нормативными актами органов государственной власти РФ.

2.2 Управленческий учет  издержек, доходов и прибыли в  ООО «Фаэтон»

 

Проведенное исследование показало, несмотря на возрастание роли управленческого  учета в современной экономической  жизни, в ООО «Фаэтон» до сих пор не разработана комплексная система его организации и ведения. В практике предприятия используются лишь некоторые элементы управленческого учета.

ООО «Фаэтон» не имеет официально закрепленных принципов ведения управленческого учета. Положения об управленческом учете и бюджетировании на предприятии отсутствуют.

Первостепенное значение при построении системы управленческого учета  на предприятии имеет выбор метода признания расходов, а также той  или иной их классификации. Бухгалтерия  ООО «Фаэтон» все расходы в управленческом учете разделяет на прямые и косвенные, что не противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации – ст. 318 НК РФ (ч. II). Бухгалтерия ООО «Фаэтон» относит:

– к прямым расходам – стоимость покупных товаров, реализованных в данном периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров;

– к косвенным расходам – все остальные расходы, осуществленные в текущем месяце, которые прямо невозможно отнести на тот или иной товар.

В настоящее время  управленческий учет в ООО «Фаэтон» осуществляется аналогично финансовому, используя метод двойной записи.

Продажная стоимость  товаров отражается на счете 41 «Товары» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (при поступлении товаров в магазин) и с дебетом счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж» (при реализации товаров).

Все затраты, произведенные в течение месяца, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». В разрезе счета затраты группируются по экономическим элементам, статьям калькуляции и видам товаров.

Фактическая себестоимость  продажи товаров в разрезе  статей калькуляции отражается на счете 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счета в течение месяца собираются все прямые и косвенные расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров. В первичных документах указываются места возникновения затрат, наименования, виды и группы товаров и соответствующие статьи затрат. По дебету данного счета фиксируются также резервы предстоящих расходов и соответствующая доля расходов будущих периодов. В конце месяца все затраты, учтенные по дебету счета 44 «Расходы на продажу», относятся на реализацию без разделения между реализованными за месяц товарами и их остатком на конец месяца. Сумму расходов на продажу отражают по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 44 «Расходы на продажу». Дебетовое сальдо по счету 44 «Расходы на продажу» показывает сумму транспортных расходов, приходящуюся на остаток товаров на конец месяца.

Результат от реализации товаров в ООО «Фаэтон» определяется на основе данных счета 90 «Продажи». По кредиту этого счета отражается выручка от продажи товаров, а по дебету – себестоимость продаж.

ООО «Фаэтон» в соответствии с принятой учетной политикой, текущий учет товаров осуществляет по продажным ценам. Для учета валового дохода по торговой деятельности бухгалтерия использует пассивный счет 42 «Торговая наценка». В конце месяца суммы, учтенные на этом счете, подлежат разграничению между проданными за месяц товарами и их остатками на конец месяца. Для этого методом среднего процента составляется специальный расчет.

Определение валового дохода ООО «Фаэтон» осуществляется на основе среднего процента. В основе данного метода лежит расчет средней торговой наценки по реализованным товарам.

Следует отметить, что  расчет, применяемый в ООО «Фаэтон» прост, но неточен, так как основан на предположении, что ассортиментная структура товарооборота и остатков товаров на конец месяца остается неизменной. Такого положения в практике действующего предприятия никогда не бывает. Поэтому полученный по данному методу валовый торговый доход, как правило, больше или меньше фактического.

Сумма валового дохода (торговой надбавки), относящаяся к проданным товарам, в учете списывается сторнировочной записью по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 42 «Торговая наценка».

 

Таблица 2.2 – Расчет реализованной  торговой надбавки ООО «Фаэтон» за январь 2012 г. по среднему проценту, руб.

Счет 42 «Торговая надбавка»

Счет 41 «Товары»

Средний процент торговой наценки

Торговая наценка на

Сальдо на начало месяца

Оборот за месяц по

Предварительное конечное сальдо

Сальдо на конец месяца

Реализовано за месяц

Итого товаров

остаток товаров

реализованные товары

дебету

кредиту

1

2

3

4

(1+3)

5

6

7

(5+6)

8 (4/7*100)

9 (5*8/100)

10 (8*6/100)

189327

-

178517

367844

971565

1133992

2105557

17,5

170024

198449


 

Таким образом, по окончании  месяца на дебете счета 90 «Продажи»  отражаются затраты по реализации товаров, а по кредиту – доходы от реализации товаров. Окончательный финансовый результат от продаж в виде прибыли или убытка списывается со счета 90 «Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Описанная выше схема  учета основных хозяйственных процессов ООО «Фаэтон» представлена в таблице 2.3.

Применяемая в ООО «Фаэтон» схема учета торговых издержек является традиционной для отечественной учетной практики. Вместе с тем, новый план счетов бухгалтерского учета позволяет торговым организациям применять методику учета затрат по системе «Директ-костинг». В соответствии с ней, все расходы по торговой деятельности подразделяются на основные, возникающие в самих торговых точках, и накладные – общехозяйственные, т.е. общеторговые административно-управленческие расходы. Основные расходы в разрезе розничных торговых предприятий учитываются на счете 44 «Расходы на продажу», а накладные в целом по торговой организации – на счете 26 «Общехозяйственные расходы». По окончании месяца накладные расходы могут списываться либо на счет 44 «Расходы на продажу», либо на

 

Таблица 2.3 – Учет основных хозяйственных процессов в ООО «Фаэтон»

п\п

Содержание

хозяйственной операции

Дебет

счета

Кредит

счета

Сумма,

руб.

1

2

3

4

5

1

Оплачены приобретенные  товары

60

51

842112,46

2

Товары приняты на склад магазина

41

60

1064189,41

3

Отражена торговая наценка  на закупленные товары

41

42

225321,76

4

Начислена заработная плата  персоналу

44

70

100784,18

5

Начислен единый социальный налог

44

69

14311,36

6

Начислена амортизация основных средств

44

02

25000,00

7

Оплачены транспортные и прочие расходы

44

51

37511,66

7

Прочие расходы отнесены на издержки обращения

44

60

1257,46

8

Начислен земельный  налог

44

68

1915,00

9

Списана на реализацию продажная  стоимость товаров

90–2

41

1079174,50

10

Получена в кассу  наличная выручка от реализации товаров

50

90–1

1194824,10

11

Наличная выручка переведена на расчетный счет

51

50

39842,17

12

Сторнирована величина торговой наценки

90–2

42

191013,89 (сторно)

13

Списаны на реализацию товаров относящиеся к ним издержки обращения

90–2

44

218706,25

14

Определена сумма ежемесячной  прибыли от реализации товаров

90–9

99

87957,26

15

Начислен единый налог

99

68

10791,75

16

Уплачен единый налог  в бюджет

68

51

10791,75


 

счет 90 «Продажи». При первом варианте происходит распределение накладных расходов сначала между розничными торговыми предприятиями, затем – между видами и группами товаров. В этом случае становится возможным подсчет издержкоемкости товаров непосредственно из данных счета 44 «Расходы на продажу». Кроме того, данный вариант позволяет по каждому торговому предприятию определять сумму как валового дохода, так и прибыли от продаж. При втором варианте аналогичный результат возможно получить расчетным путем, используя данные счетов 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и 90 «Продажи».

Содержащаяся в предлагаемая к внедрению системе учета  «Директ-костинг» информация позволит прогнозировать экономические последствия  принимаемых управленческих решений.

2.3 Бюджетирование и внутренний контроль в системе управленческого учета ООО «Фаэтон»

 

Построение системы  бюджетирования и внутреннего контроля в ООО «Фаэтон» должно базироваться на концепции децентрализации управления и выделении центров финансовой ответственности в рамках организационной структуры предприятия.

Центр ответственности  – сегмент предприятия или  определенное направление деятельности, ответственность за результаты по которому может быть возложена на несколько  структурных подразделений, возглавляемых  менеджером, обладающим делегированными полномочиями и отвечающим за результаты этого сегмента. Центры ответственности исходя из объема полномочий и ответственности подразделяют на центры затрат, продаж, прибыли и инвестиций.

Внедрение организации  управленческого учета по центрам ответственности позволит ООО «Фаэтон» преобразовать систему управленческого учета так, что затраты будут аккумулироваться и отражаться в отчетах на определенных уровнях управления предприятия.

В рамках настоящего исследования было выявлено:

– четко организованного процесса бюджетирования розничной торговли в системе управленческого учета ООО «Фаэтон» не существует;

– планирование показателей финансово-хозяйственной деятельности в ООО «Фаэтон» реализуется посредством составления бизнес-плана в начале финансового года;

– плановые показатели определяются путем корретировки фактических показателей деятельности отчетного года по данным бухгалтерской финансовой отчетности;

– разрабатываемый план доходов и расходов ООО «Фаэтон» не информативен, так как содержит обобщенные данные;

– планируемые к осуществлению мероприятия не имеют экономического обоснования их целесообразности и эффективности;

Информация о работе Управленческий учет в торговых организациях