Управленческий учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:19, реферат

Описание работы

Цель данной работы – ознакомится с организацией управленческого и бухгалтерского учета на реально существующем предприятии, и рассмотреть их взаимосвязь.Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты управленческого и бухгалтерского учета выпуска продукции;
Рассмотреть применение управленческого и бухгалтерского учета на примере деятельности конкретной организации;
Выявить взаимосвязь управленческого и бухгалтерского учета;

Файлы: 1 файл

управленческий учет.docx

— 100.51 Кб (Скачать файл)

Из данной таблицы следует, что производство организации является рентабельным и прослеживается тенденция увеличения показателя доходности. Вместе с тем, в 2008 году произошло сокращение объема выручки на 102015 тыс. руб., а также чистой прибыли на 1,7 млн. руб. Рост рентабельности продаж в 2008г. (на 11%) объясняется тем, что уровень сокращения выручки (20%) превысил уровень снижении размера чистой прибыли (11%).

Среди положительных тенденций  развития предприятия в 2008г. следует  выделить сокращение величины себестоимости реализованной продукции на 81,6 млн. руб. (на 17%), рост среднегодовой заработной платы на 9%, а также уменьшение кредиторской задолженности на 1507 тыс. руб. (на 3%).

К отрицательным изменениям относится уменьшение показателей  производительности труда на 18%, снижение фондоотдачи основных производственных фондов и замедление оборачиваемости дебиторской задолженности на 44 %. Низкие показатели эффективности работы предприятия объясняется сокращением за рассматриваемый период объема выручки.

Можно также отметить, что  за весь анализируемый период наиболее высокие значения финансовых показателей  организация имела в 2008г. Размер чистой прибыли здесь на 2 млн. руб. больше предыдущего года, а объем  выручки - на 4 млн. руб.

Поизводство продукции ОАО «Кемеровохлеб» в настоящее время является низкорентабельным - 1 рубль реализованной продукции приносит 3 копейки чистой прибыли, возникает вопрос о перспективах дальнейшего развития предприятия.

Доля выпуска продукции  по каждому заводу в общем объеме производства за последние три года имеет следующий вид.

 

Таблица 3

Структура и динамика выпуска  продукции

по структурным подразделениям ОАО «Кировхлеб»

Структурное подразделение

2007 год

2008 год

2009 год

Отклонение

 

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес %

Абсолютное, тыс.руб.

Относи тельное, %

Хлебозавод №1

20631

56

17153

50

15346

49

-1807

89

Хлебозавод №2

4277

12

4163

12

3864

12

-299

93

Хлебозавод №3

2332

6

3930

11

3219

10

-711

82

Хлебозавод №4

4304

12

4769

14

4882

16

113

102

Хлебозавод №6

5410

15

4639

13

3999

13

-640

86

Всего по производству

36954

100

34654

100

31370

100

-3284

90


 

Как видно из таблицы, за последний год общий выпуск продукции  сократился на 10 %, что главным образом  вызвано снижением выпуска продукции  на заводе №3 – на 18 % и №6 – на 14 %.

В структуре производства наибольшей удельный вес по изготовлению продукции занимает завод №1, на него приходится почти половина всего выпуска (49%). Практически одинаковый объем товарной продукции по хлебозаводам №2, №3, №4 и №6 (соответственно 12%, 10%, 16% и 13% объема выпуска), однако, за рассматриваемый период удельный вес выпуска продукции постепенно меняется – по заводу №3 он сократился на 1 пункт, в то время как по заводу № 4 он увеличился на 2 пункта.

Рассмотрев структуру  выпуска продукции по центрам ответственности, следующим этапом анализа послужит изучение номенклатуры производимой продукции, по основным видам изделий и определим их удельный вес.

 

Таблица 4

Структура и динамика товарной продукции

ОАО «Кировхлеб»

Вид продукции

2007 год

2008 год

2009 год

Отклонение

 

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес %

Абсолютное, тыс.руб.

Относи тельное, %

Хлеб

248804

58

239152

55

230941

52

-8211

97

Булочные изделия

25589

6

31456

7

33542

8

2086

107

Сдобные изделия

20471

5

25347

6

27374

6

2027

108

Бараночные изделия

7086

2

11833

3

11952

3

119

101

Кондитерские изделия

61020

14

72144

16

85976

19

13832

119

Макаронные изделия

31888

7

28331

6

26603

6

-1728

94

Тесто

4937

1

5299

1

6169

1

870

116

Прочая продукция

30101

7

28090

6

21591

5

-6499

77

Всего

429896

100

441652

100

444148

100

2496

101


 

Как видно из таблицы, основной продукцией предприятия является хлеб, на него приходится 52% всех изделий, однако в структуре выпуска удельный вес данного вида продукции, как и макаронных изделий сократился на 3%, а кондитерских напротив возрос на 3%. Выпуск прочей продукции, к которой относятся пряники, вафли, печенье, сухари и др., снизился на 23%. Такая ситуация объясняется все большим ростом конкуренции мелких частных хлебопекарней, а также наличием на рынке кондитерской и макаронной продукции производителей других областей.

Общий объем товарной продукции  вырос на 1%, за счет увеличения выпуска  кондитерских изделий на 19 %, а также  булочных, сдобных и бараночных изделий на 7%; 8% и 1% соответственно, однако их удельный вес слишком мал (не превышает 8%), чтобы оказать значительное влияние на изменение величины товарной продукции.

Основными поставщиками ОАО «Кировхлеб» являются ОАО «Мелькорм» г. Анжеро-Судженск (мука, отруби), ЗАО «Сибирский колос» г. Анжеро-Судженск (давальческое зерно), ЗАО «Кемеровская птицефабрика» (яйцо), ОАО «Кузбассконсервмолоко» п. Тяжинский (сгущенное молоко), ООО «Пекарьснаб» г. Кемерово (дрожжи, сухое молоко, арамотизаторы, пищевые красители и т.п.), ООО «Торрент» (ГСМ) и другие.

Основными покупателями выступают  ООО ТК «Кора», ЗАО «Система магазинов Чибис», ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» и другие.

Основные кредиторы ОАО  «Мелькорм» (6 182 тыс. руб.), ООО «Стройдорэкспорт» (1 846 тыс. руб.), ООО «Агропрод» (1 657 тыс. руб.).

Помимо производства хлеба, хлебобулочных, кондитерский и макаронных изделий организация занимается розничной торговлей продовольственных товаров собственного и несобственного производства. На территории хлебозавода №1 расположен оптовый склад, предназначенный для хранения закупаемых товаров.

В организации имеется  цех фасовки, который занимается упаковкой продукции собственного изготовления (макароны, хлеб, печенье, вафли, зефир и п.т.), а также фасовкой круп (рис, гречка, манка и др.).

В состав хозяйства также  входит автозаправочная станция, ремонтная  мастерская, гараж, центральный склад, склад строительных материалов, а также склады сырья на территории каждого хлебозавода.

На этапе знакомства с  организационной структурой и отраслевыми  особенностями проверяемого предприятия, особенно важным является оценка его экономического положения.

Следующим этапом описания экономической характеристики организации  выступит анализ производственных затрат. Для этого рассмотрим структуру себестоимости продукции по элементам затрат.

 

Таблица 5

Структура себестоимости  продукции, тыс. руб.

Статья затрат

2006 год

2007 год

2008 год

 

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Материальные

из них:

- сырье и материалы

- полуфабрикаты и комплектующие

- работы и услуги производственного характера, выполненные другими организациями

- топливо

- энергия

197220

 

167959

-

 

19385

 

7890

1986

67

 

85

-

 

10

 

4

1

230948

 

195012

-

 

21683

 

10391

3862

68

 

84

-

 

9

 

4

2

262978

 

231715

511

 

12742

 

13234

4776

66

 

88

0

 

5

 

5

2

Затраты на оплату труда  и отчисления на социальные нужды

46500

16

48292

14

63004

16

Амортизация основных средств

35676

12

41887

12

3999

1

Прочие

15096

5

20073

6

66659

17

Всего затрат

294192

100

341200

100

396640

100


 

Из таблицы видно, что  себестоимость продукции главным  образом формируется из материальных ресурсов, в 2008г. на их долю приходится 66% затрат, среди которых наиболее значительны сырье и материалы - 88%. Затраты труда, включая расходы по обязательному социальному страхованию, за анализируемый период в общем объеме себестоимости не превысили 16%. Удельный вес амортизации ОПФ в структуре себестоимости 2008 года составил лишь 1%, в то время как в предыдущие годы на данную статью затрат приходилось 12%, это говорит о замедлении возмещения затрат на средства производства и устаревании основных фондов.

Высокая материалоемкость продукции  обуславливает необходимость определения степени достаточности средств для формирования данного вида ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Учет выпуска  готовой продукции на ОАО «Кировхлеб»

3.1 Организация  управленческого учета

Учет затрат занимает в  управленческом учете одно из центральных  мест. Несомненно, что для всех коммерческих организаций целью деятельности является извлечение максимально возможной величины прибыли при существующих возможностях. Одним из направлений увеличения прибыли предприятия является минимизация издержек производства. Поэтому рассмотрим как на предприятии организован учет затрат.

В ОАО «Кировхлеб» затраты учитываются при помощи управленческого учета.

В основе данного метода лежат технически обоснованные расчетные  величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу работ, услуг. Нормы производственных затрат отражают технический и организационный уровень развития организации, влияют на ее экономику и на конечный результат деятельности. Составление сменных планов работ, отпуск горючего, оплата труда рабочих за выполненные работы производятся на основе действующих в настоящее время норм (в течение каждого отчетного месяца); ежемесячно составляются нормативные калькуляции по видам деятельности. Достоинство текущих нормативов очевидно. При сопоставлении фактически произведенных затрат с утвержденными текущими нормативами осуществляется анализ хозяйственной деятельности организации, выявляются внутрипроизводственные резервы, намечаются пути их использования, разрабатываются новые нормативы затрат на следующий отчетный период. В связи с этим в организации учитывают изменения текущих норм затрат на единицу продукции. Они могут изменяться при внедрении новой технологии, реализации рационализаторских предложений, организационно-технических мероприятий, а также при повышении производительности.Эти факты фиксируются в специальных документах (извещениях об изменении норм) с указанием причин и виновников (инициаторов) изменений. Чаще всего нормы изменяются по состоянию на новый отчетный период.Правильный и своевременный учет изменения норм позволяет осуществлять контроль за выполнением планов организационно-технических мероприятий, внедрением новой техники и технологии, повышением производительности труда, а также оперативно решать и устранять недостатки в работе, если изменения произошли в сторону увеличения затрат.

Извещения об изменениях норм оформляются:

а) службой эксплуатации - по расходу материалов;

б) финансово-экономическим  отделом - по изменению цен на материальные ресурсы;

в) отделом труда и заработной платы - по изменениям норм времени, выработки, обслуживания и расценок;

г) службой главного энергетика - по изменениям норм расхода топлива  и энергии.

Изменения норм вносятся в  технологическую и техническую  документацию в момент поступления  извещений, а в нормативные калькуляции - на начало следующего после получения извещений месяца.

Таким образом, можно определить основные элементы нормативного метода учета затрат производства на выпуск продукции: составление нормативных  калькуляций по видам продукции  с учетом изменений норм на начало текущего месяца; раздельный учет затрат производства по нормам и отклонениям  от норм; учет изменений норм, составление  отчетных калькуляций.Управленческий учет обеспечивает оперативность и возможность предварительного контроля затрат и фактически удовлетворяет все требования к выпуску продукции, что говорит о назначении учетной информации и ее важности. Управленческий учет соответствует широко применяемой на Западе системе «стандарт-кост», которая состоит из стандартов (норм) на затраты материалов, труда, накладных расходов и разработанных на их основе стандартных калькуляций. Сумма фактических затрат подразделяется на стандарты и отклонения от стандартов с целью контроля за формированием фактической себестоимости и активного управления этим процессом. Эта информация носит внутренний характер и не подлежит публикации.На основании изложенных выше данных, можно сделать вывод, что на предприятии управленческий учет осуществляется по отдельным видам выпускаемой продукции.

 

 

 

 

 

 

3.2 Организация  бухгалтерского учета

Фактическую себестоимость  готовой продукции можно рассчитать только no окончании отчетного периода (месяца). Движение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий, ежедневный учет движения готовой продукции ведется в ОАО «Кемеровохлеб» по плановой (нормативной) производственной себестоимости.В конце месяца плановая себестоимость доводится до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные организацией, и поэтому характеризуют результаты ее работы в процессе производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, и записываются сторно - экономия или обычной записью - перерасход. Процент отклонений и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца. При организации бухгалтерского учета в данном случае используется дополнительный инструмент для аккумулирования оборотов по плановым величинам затрат (счет 40 «Выпуск продукции»). Что закреплено в учетной политике предприятия. Учет выпуска готовой продукции находится под постоянным контролем бухгалтерии организации, так как его ритмичность обеспечивает выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции покупателям, своевременность реализации и всех расчетов и выплат. Ежедневно документы на выпуск готовой продукции поступают в бухгалтерию, которая ведет натуральный количественный учет выпуска по видам изделий. По окончании месяца общее количество выпущенной продукции оценивается по плановым, продажным ценам и по фактической себестоимости.

Информация о работе Управленческий учет