Управленческий учёт в розничных организяциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением. Являясь механизмом, позволяющим вернуть в банки выданные в виде заработной платы денежные средства, торговля формирует основы финансовой стабильности государства. В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая. Внутренняя торговля сегодня является важной бюджетообразующей отраслевой системой.

Файлы: 1 файл

курсовая по УУ.docx

— 63.31 Кб (Скачать файл)

Введение

Торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом  и предложением. Являясь механизмом, позволяющим вернуть в банки  выданные в виде заработной платы  денежные средства, торговля формирует  основы финансовой стабильности государства. В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая  высокая. Внутренняя торговля сегодня  является важной бюджетообразующей  отраслевой системой.

Реформа системы бухгалтерского учета в  России идет по пути стандартизации. Согласно программе реформирования система  национальных бухгалтерских стандартов должна быть дополнена методическими  рекомендациями и указаниями, раскрывающими  порядок организации учета.

Отсутствие  методических рекомендаций по отдельным  вопросам учета приводит к невозможности  однозначной трактовки фактов хозяйственной  жизни, связанных с осуществлением специфических отраслевых функций. Особенно остро проблема нехватки отраслевого  регулирования проявляется на примере  учета затрат в торговле.

Переход России к рыночной экономике вызвал значительные изменения в структуре  торговли, организации управления, процессе товародвижения.

Развитие  рыночных отношений способствует появлению  в торговле новых фактов хозяйственной  жизни - таких как лотереи, скидки, подарки покупателями, дополнительные услуги, дегустация товара и т.п. Осуществление  указанных операций, а также современные  условия функционирования торговых организаций влекут за собой появление  и новых видов затрат. В то же время нормативные документы, регламентирующие порядок учета таких за - трат отсутствуют, научные разработки в данном направлении ведутся недостаточно активно.

Учитывая, что торговый бизнес является опорной  составляющей развитых экономических  отношений, разработка отраслевых методических документов окажет положительное воздействие  не только на развитие торговой отрасли, но и экономики в целом.

Цель  курсовой работы: анализ особенностей учета и контроля затрат торговой организации.

Задачи работы представляют собой  изучение следующих аспектов:

  • Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования
  • Контроль издержек
  • Бюджетирование
  • Анализ деятельности предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Понятие, виды и методы контроля затрат

 

         Любая коммерческая организация, в процессе своей деятельности, несет определенные расходы. Например, сюда относятся содержание помещений, коммунальные платежи, заработная плата персонала, ЕСН и так далее. Не являются исключением и торговые организации. Расходы, производимые торговыми организациями в процессе осуществления своей деятельности дополнительно к оплате стоимости покупных товаров, формируют производственные расходы, которые в торговле называются издержками обращения.

Понятие "издержки предприятия" были трактованы ещё Карлом Марксом. Так, он рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, т.е. на производство товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работникам торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл издержками производства, вторые - издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образуют издержки производства и те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения, например упаковка, фасовка и т.п.

Современная трактовка по Большому Экономическому Словарю такова: "Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности".

Основными задачами учета издержек обращения организации  торговли, являются обеспечение своевременного полного и достоверного отражения  фактических расходов и контроль над использованием материальных и  финансовых ресурсов.

Предприятие, определяя свою возможность  производить товары, старается выбрать  наиболее эффективную комбинацию ресурсов, обеспечивающую наименьшую величину денежных затрат.

Понятие затрат предприятия существенно  различается в зависимости от их экономического назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в  процессе воспроизводства является определяющим моментом в теории и  практической деятельности. В соответствии с ним на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, определяются источники финансирования. По воспроизведенному признаку затраты  предприятия подразделяются на три  вида:

1) затраты на производство и  реализацию продукции, образующие  ее себестоимость.

2) затраты на расширение и  обновление производства.

3) затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные  нужды предприятия. Они прямо  не связаны с производством  и финансируются из специальных  фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.

          Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научное обоснованная классификация. Затраты на производство группируют по месту возникновения, носителям затрат и видам расходов.

По месту возникновения затраты  группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка  затрат необходима для организации  учета по центрам ответственности  и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг).

Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные  к реализации. Эта группировка  необходима для определения себестоимости  единицы продукции (работ, услуг).

По видам затраты группируются по экономически однородным элементам  и статьям калькуляции.

В управленческом учете классификация  затрат весьма разнообразна и зависит  от того, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным задачам  управленческого учета относят:

  • расчет себестоимости произведенной продукции и определения размера полученной прибыли;
  • принятия управленческого решения и планирования;
  • контроль и регулирования производственной деятельности центров ответственности.

Решению каждой из названых задач  соответствует своя классификация  затрат.

 

    1. Сущность затрат  и их классификация для контроля и регулирования их уровня

Располагая сведениями о себестоимости  продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между  отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно решить, если установить связь  затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете назван учет затрат по центрам  ответственности, он может реализовываться  на практике при делении затрат на регулируемые и нерегулируемые (или  контролируемые и неконтролируемые).

Регулируемые  затраты подверженные влиянию менеджера  центра ответственности, на нерегулируемые он воздействовать не может. Работа менеджера  оценивается по способности управлять  регулируемыми затратами.

Нерегулируемые  расходы не зависят от решений  менеджера (как правило, низших уровней  управления).

Для руководителя организации почти все расходы  организации являются регулируемыми. Для руководителя цеха регулируемыми  являются затраты в пределах цеха. Общехозяйственные расходы для  него — нерегулируемые. Для бригадира  регулируемыми являются только затраты  в пределах бригады, цеховые расходы  — нерегулируемые.

Деление расходов на регулируемые и нерегулируемые имеет большое значение для установления ответственности за величины расходов по каждому менеджеру и исполнителю.

По возможности  осуществления контроля за затратами  они подразделяются на контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемые  затраты могут контролироваться работниками организации. Неконтролируемые затраты не поддаются контролю со стороны работников организации (повышение  цен на оборудование и топливноэнергетические ресурсы, изменение ставок отчислений на социальные нужды, налогов и т. п.).

Система контроля за затратами предусматривает  их деление на затраты в пределах норм, плана, сметы и на отклонение от норм, плана, сметы. Выявление указанных  отклонений позволяет менеджерам принимать  решения по управлению затратами.

Эффективный и достоверный учет, обеспечивающий своевременное принятие управленческих решений предполагает специфическое  разделение затрат на производство продукции.

По отношению  к объему производства затраты делят  на переменные, условно-переменные (полупеременные), постоянные и условно-постоянные.

Переменными называют затраты, изменение размера  которых происходит пропорционально  изменению размера объема производства продукции. К переменным затратам относят  сырье и основные материалы, заработную плату производственных рабочих, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо  и энергию на технологические  цели и прочие затраты. Переменными расходами, кроме прямых материальных и трудовых затрат, является часть косвенных материальных и трудовых затрат, таких как вспомогательные материалы, расходы на инструменты, почасовая оплата труда управленческого персонала, имеющего отношение непосредственно к производству продукции. Переменные расходы в расчете на единицу продукции составляют постоянную величину, и рост их происходит вместе с увеличением количественного объема производства. Но практически это равновесие часто нарушается из-за колебаний цен на сырье и материалы, изменений структуры транспортных расходов, которые влияют на стоимость закупаемых сырья и материалов, замены одного вида материалов другим и прочих факторов. Управленческий персонал при планировании стоимости материалов и оценке эффективности их использования должен учитывать возможное влияние подобных факторов на размер переменных затрат. Но для целей учета такие экономические факторы значения не имеют.

Условно-переменные (полупеременные) затраты также зависят  от объема производства, но не прямо  пропорционально, так как часть  затрат остается неизменной, а часть  меняется вместе с изменением объема производства продукции. Как пример можно привести оплату услуг телефонной связи, когда общая сумма состоит  из постоянной части – абонентской  платы и переменной части –  оплаты междугородних и международных  переговоров, связи с Интернетом.

Условно-переменные расходы относятся к следующим  калькуляционным статьям: общепроизводственные расходы, расходы на продажу и  другие, в составе которых часть  затрат является постоянными по отношению  к объему производства, а часть  изменяется вместе с объемом производства. Для планирования и оценки условно-переменных расходов пользуются коэффициентами зависимости  этих расходов от объема производства, определяемыми обычно методами корреляционного  анализа.

Величина  постоянных затрат практически не зависит  от изменения объема производства продукции. Постоянными расходами являются амортизационные отчисления по зданиям  и сооружениям, заработная плата  управленческого персонала, арендные платежи и прочие затраты. Калькуляционная  статья учета постоянных расходов –  общехозяйственные расходы.

Постоянные  расходы изменяются вместе с изменением объема производства только в расчете  на единицу продукции, образуя обратно  пропорциональную зависимость.

 

    1.  Бюджетирование материальных, трудовых и накладных затрат

Бюджетирование – процесс разработки и составления бюджетов в соответствии с целями хозяйственной и финансовой деятельности организации.

Бюджет – это не только количественное выражение плана, но и метод регулирования. Основной бюджет охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование. Преимущества этого метода проявляются  в принудительном краткосрочном  и долгосрочном планировании ресурсов предприятия, поведении конкурентов, текущем и проектируемом рыночном спросе на продукцию. Бюджеты подразделяют на гибкие и жесткие. Гибкие бюджеты  предусматривают изменение условий  хозяйствования.

В состав основного бюджета предприятия  входят: смета затрат на материалы; смета затрат на заработную плату  основных производственных рабочих; смета  накладных производственных расходов; смета цеховых затрат; смета коммерческих расходов; смета административно- управленческих расходов; кассовая консолидированная  смета; проект отчета о прибылях и  убытках — обобщенная смета.

Информация о работе Управленческий учёт в розничных организяциях