Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:27, курсовая работа
Торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением. Являясь механизмом, позволяющим вернуть в банки выданные в виде заработной платы денежные средства, торговля формирует основы финансовой стабильности государства. В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая. Внутренняя торговля сегодня является важной бюджетообразующей отраслевой системой.
2) “бюджетирование снизу вверх”. При данном подходе собирается информация о накладных расходах в центрах ответственности и факторах, вызывающих их. Совместно с руководителями отделов, цехов и подразделений (центров ответственности) согласовывается размер накладных расходов, относящийся к этим центрам. При данном подходе точность расчетов выше, чем при первом подходе, однако повышается также затратоемкость в связи со сбором информации и согласовании бюджетных показателей.
Бюджет накладных расходов может быть гибким и фиксированным:
1) гибкий бюджет накладных расходов – это бюджет накладных расходов, который составля ется для диапазона вариантов объема деятельности предприятия. Данным объемом деятельности, как правило, является объем реализации продукции. Гибкий бюджет может быть составлен также в зависимости от степени загрузки основных фондов, численности рабочих и т.д. Составление данного бюджета предусматривает расчет переменных накладных расходов при нескольких вариантах объема производства и расчет постоянных накладных расходов, не зависящих от изменения объема производства;
2) фиксированный бюджет накладных расходов рассчитан на конкретный объем деятельности организации. Для анализа отклонений бюджетных показателей накладных расходов от фактических в конце отчетного периода бюджетные показатели переменных накладных расходов корректируются в зависимости от фактического объема реализации продукции. Скорректированные бюджетные накладные расходы сверяются с фактическими накладными расходами, исчисляются отклонения и производится анализ отклонений.
Бюджет накладных расходов может быть составлен путем “от достигнутого” или “с нуля”:
1) бюджет накладных расходов “от достигнутого” представляет собой бюджет, при составлении которого предполагается, что планирование затрат осуществляется путем корректировки данных предыдущего бюджета;
2) нулевой бюджет накладных расходов предполагает планирование затрат “с нуля”, т.е. без использования данных бюджета и фактических показателей предыдущего периода. Недостаток составления бюджета “с нуля” - высокая затратоемкость и трудоемкость.
Многие предприятия рассчитывают и используют целевой бюджет накладных расходов. Он представляет собой бюджет, составление которого ориентировано на достижение основных целей подразделения с наименьшими затратами.
Данный вид бюджета предназначен, прежде всего, для руководителей и работников подразделений (центров ответственности накладных расходов). Показатели данного бюджета, как правило, несколько занижены (по расходам), в данных бюджетах не учитываются простои, брак и прочие чрезвычайные расходы, что заставляет работников подразделения стремиться к данным показателям и не создавать больших отклонений, особенно если премии работников зависят от данных отклонений.
В настоящее время все большую популярность приобретает функционально-стоимостное бюджетирование накладных расходов – АВВ (Activity-Based Budgeting). Система АВВ – это инструмент бюджетирования, основанный на принципах метода учета затрат по видам деятельности АВС: затраты потребляются функциями (видами деятельности), а функции потребляются продуктами. Поэтому функционально-стоимостное бюджетирование предусматривает:
плановых затрат.
Важной целью в процессе бюджетирования является нахождение носителей затрат, которые одновременно рассматриваются как базы распределения накладных расходов. Стоимость носителя затрат может использоваться в качестве расчетной ставки списания накладных расходов на себестоимость подразделений или продукции при методе АВС.
Основными преимуществами системы АВВ являются:
· выдвижение на первый план учета накладных расходов по носителям затрат;
· установление структуры поглощения накладных расходов в контексте снижения или увеличения уровня факторов;
· упрощение процедуры сокращения накладных расходов, которая основана на управлении носителями затрат;
· лучшее понимание необходимости и направления использования ресурсов;
· разработка более реалистичных бюджетов;
· установление прочных звеньев между расходом ресурсов и ответственностью персонала;
· улучшенная информационная база для принятия управленческих решений.
Система АВВ - это технический прием, наилучшим образом подходящий для определения функций накладных расходов, связанных с объемом деятельности. По мнению многих специалистов управленческого учета, в ближайшем будущем метод АВВ заменит большинство финансовых и управленческих систем сбора и учета информации и ляжет в основу составления управленческих отчетов.
В современных условиях, характеризующихся
усилением конкурентных отношений
на мировых и отечественных
Процедуры контроля - составной элемент
технологических процедур бюджетного
управления. Отсутствие единого описания
процедур влечет несогласованность
действий отдельных работников и
целых подразделений. Процедуры
контроля и анализа исполнения бюджета
устанавливают порядок и
Условия работы механизма контроля
определяются масштабом деятельности
компании; определением и документальным
закреплением процедур контроля; реакцией
руководителей соответствующих
уровней на выявленные в результате
контроля отклонения, своевременностью
принятия ими решений по данным отклонениям;
налаженностью системы
Система внутреннего контроля (контроллинга)
исполнения бюджета - это логическая
структура формальных и/или неформальных
процедур, предназначенная для анализа
и оценки эффективности управления
ресурсами, затратами, обязательствами ком
Основными элементами системы контроля являются:
1)объекты контроля — бюджеты структурных подразделений;
2) предметы контроля - отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);
3)субъекты контроля - структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов.[109]
Система внутреннего контроля исполнения сводного бюджета предприятия предполагает:
1) текущее принятие управленческих решений на различных уровнях организационной иерархии, исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках установленного бюджетного задания. Эта работа в течение всего бюджетного периода ведется структурными подразделениями - центрами ответственности предприятия;
2) поступление от центров ответственности управленческим службам (планово-экономический, финансовый или бюджетный отделы) соответствующей информации о ходе выполнения бюджетного задания;
3) анализ текущей информации о выполнении бюджета управленческими службами и подготовка рекомендаций высшему руководству.
Таким образом, мониторинг исполнения
бюджета осуществляется одновременно
самими подразделениями, отвечающими
за выполнение бюджетного задания, и
управленческими службами аппарата
управления. Механизм учета ответственности
является неотъемлемой и обязательной
составляющей внутрифирменногобюджетирования
Проведение план-факт анализа имеет две основные цели:
1) плановую; 2) контрольно-стимулирующую.
Плановая цель реализуется на основе определенных выводов, сделанных на основе план-фактного анализа за прошедший период при составлении бюджетов. Как правило, при этом используется принцип «продолжающейся деятельности», который применительно к составлению бюджетов. Бюджет предприятия на предстоящий бюджетный период должен разрабатываться на основе анализа причин отклонений фактических значений показателей от их плановых значений, а также выявления и использования внутренних резервов повышения эффективности и улучшения финансового состояния компании. При составлении нового бюджета учитываются два фактора: объективный и субъективный.
Объективный фактор связан с изменением рыночной конъюнктуры и влияет на значение «входных» параметров бюджета (рыночные цены на выпускаемые предприятием товары, работы, услуги, а также на сырье, материалы, энергию, труд и другие ресурсы; правила налогообложения деятельности предприятия; ставки процента за кредит и т.д.).
Субъективный фактор связан с возможностью использования внутренних резервов предприятия, выявленных на этапе анализа исполнения бюджета за прошлый период (размер дебиторской и кредиторской задолженности, уровень переменных и постоянных затрат, размер запасов сырья и готовой продукции, своевременность поступления и расходования денежных средств и др.).
Учет действия этих двух основополагающих факторов в системе бюджетирования позволяет сочетать гибкость хозяйственной политики применительно к изменению состояния рынка (рыночную стратегию) и преемственность в хозяйственной деятельности компании, под которой понимается эффективное использование ресурсного потенциала предприятия.
Контрольно-стимулирующая цель план-фактного
анализа реализуется с помощью
информации об отклонениях «факта»
от плана при оценке результатов
работы структурного подразделения
предприятия и службы. Бюджетные
задания по объемам продаж продукции,
по объемам производства в ассортиментном
разрезе, по объемам закупок сырья
и материалов, по уровню затрат, по срокам
взыскания дебиторской
Информационным обеспечением анализа
исполнения сводного бюджета является
система, которая позволяет
Система контроля исполнения бюджета может состоять из двух контуров, отражающих фактическую информацию: оперативного и бухгалтерского учета.
По данным оперативного учета на
основании казначейского
Фактическое отражение хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, связанным с обработкой первичных учетных документов и дальнейшему формированию учетной информации, является исходной информационной базой осуществления контроля выполнения планов. Фактические данные формируются на основе бухгалтерского учета и отчетности с использованием данных оперативного учета в течение всего бюджетного периода.
Информация для контроля исполнения
бюджета обусловливается единой
кодировкой справочной информацией
и установления таблиц соответствия
аналитических регистров
Контроль исполнения операционных и финансовых бюджетов осуществляется соответствующими центрами ответственности, по следующим направлениям: реализация продукции, расходы по материалам, заработной платы, амортизационные отчисления и др.
Глава 2. Анализ затрат на производство продукции на примере ОАО «Нефтекамскшина»
2.1 Социально-экономическая
характеристика ОАО «
Открытое акционерное общество «Нефтекамскшина» - крупнейшее предприятие в шинной отрасли России и СНГ. В рейтинге мировых шинных компаний «Нефтекамскшина» занимает 20-е место среди 98 компаний. Основная деятельность предприятия - производство шин для легковых, грузовых, легкогрузовых автомашин, сельскохозяйственной техники, автобусов.
ОАО «Нефтекамскшина»
как самостоятельная
Информация о работе Управленческий учёт в розничных организяциях