Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 09:36, реферат
В настоящее время в государственном секторе экономики повышается интерес к эффективности управления наделенным имуществом и соблюдению целевой направленности выделенных средств, а в частном секторе всё чаще учредители первой волны уходят от дел организаций и назначают наёмных работников на должность управленцев. Всё это ведёт к необходимости организации цивилизованного контроля над работой наемных менеджеров и предоставления гарантии того, что они управляют исключительно в интересах учредителя, а не своих личных или конкретной группы учредителей. При этом в качестве основного инструмента контроля и гаранта честных отношений между учредителем и наемными менеджерами выступает служба внутреннего аудита.
Введение…………………………………………………………………………….. 3с.
Глава I. Внутренний аудит………………………………………..........................5 с.
§1.1. Понятие «внутренний аудит»…………………………………………………5 с.
§ 1.2. Основные характеристики и роль внутреннего аудита……………………..6 с.
§1.3. Цель, задачи и функции внутреннего аудита…………………………………9 с.
§ 1.4. Трудности практического внедрения внутреннего аудита………………….10 с.
§ 1.5. Достоинства и недостатки внутреннего аудита в сравнении с внешним аудитом..11с.
§1.6. Организационные принципы внутреннего аудита …………………………… 13 с.
§ 1.7. Структура внутреннего аудита………………………………………………….14 с.
§ 1.8. Реализация функций внутреннего аудита………………………………………..15 с.
Глава II. Внутренний аудит на предприятии………………………………………..18 с.
§2.1.Направления внутреннего аудита…………………………………………………. 18 с.
§2.2. Дополнительные возможности внутреннего аудита…………………………….. 19 с.
§2.3.Отчеты внутренних аудиторов ……………………………………………………...20 с.
§2.4.Общий подход к организации внутреннего аудита ………………………………..21 с.
§2.5.Отдел внутреннего аудита…………………………………………………………… 22с.
§2.6.Функционирование внутренних аудиторов………………………………………… 24с.
Заключение ………………………………………………………………………………….26с.
Список литературы…………………………………………………………………………. 28с.
Организация внутрипроизводственного аудита не относится к вопросам, законодательно регламентируемым государством. Это прерогатива самого предприятия. Между тем от эффективности его функционирования зависит не только сохранность активов экономического субъекта, но и работоспособность самого предприятия. Внутренний аудит указывает пути совершенствования системы управления.
Осуществление функций внутреннего аудита может быть возложено на специальные службы или отдельных аудиторов, состоящих в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоров), а также на сторонние организации и (или) внешних аудиторов, привлекаемых для его проведения. Служба внутреннего аудита может быть создана как самостоятельное подразделение аппарата управления, при этом она подчиняется только руководителю организации. Согласно международному опыту организации внутреннего аудита возможно вынесение его структур за рамки предприятия с подчинением совету директоров или учредителям. Однако, в этом случае неизбежно удлиняется процедура получения и эффективного использования оперативной информации, т.е. создается параллельная информационная структура с возможным дублированием первичных документов и процедур, что экономически невыгодно и может привести к снижению качества информации. При любых вариантах организации такой службы для экономии средств, повышения эффективности ее работы и обеспечения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, деятельность службы внутреннего аудита должна быть строго регламентирована.
Чтобы обеспечить объективность оценок принимаемых в управленческой структуре важных решений, необходимо создать условия должной независимости аудиторской службы. Это означает, что она не может быть подчинена финансовому директору или другому должностному лицу, в обязанности которого входит управление финансами [4, 101].
Кроме того, подразделение внутреннего аудита должно быть обособлено от бухгалтерии и других служб (в особенности тех, чья деятельность будет проверяться) и подчиняться только руководящему органу организации. Это одно из кардинальных отличий системы внутреннего аудита от системы контрольно-ревизионных служб, находящихся в структуре бухгалтерии и подчиненных главному бухгалтеру.
Внутренний аудит тесно связан со всей системой учета, а его функции в значительной степени совпадают с контрольными функциями бухгалтерского учета организации и функциями внешнего аудита по осуществлению контрольной деятельности. Внутренний аудит — это фактически внутрихозяйственный контроль, но по содержанию и методам проведения имеющий много общего с внешним аудитом.
В экономически развитых государствах бизнесмены уделяют внутреннему аудиту такое же пристальное внимание, как и внешнему. У нас в стране пока не так: если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится все еще в зачаточном состоянии. Значение собственного аудита еще в полной мере не оценено.
Между тем он чрезвычайно важен. Администрация компании разрабатывает политику и процедуры работы фирмы. Однако персонал может не всегда их понимать или не всегда выполнять по тем или иным причинам. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить исполнение и часто не обладают специфическими инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.
Внутренние аудиторы помогают им — обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют “зоны риска” и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и “усилить” слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов) [3, 90].
Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять функции по управлению предприятием.
Создание эффективной системы внутреннего аудита в коммерческой организации позволит:
— обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;
— сохранить и эффективно использовать
ресурсы и потенциал организаци
— своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и иные риски в управлении организацией;
— сформировать адекватную современным
постоянно меняющимся условиям хозяйствования
систему информационного
Глава II. Внутренний аудит на предприятии
§2.1.Направления внутреннего аудита
Получило распространение
Анализируя внутренний аудит более детально, можно выделить следующие его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторонний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).
Функциональный аудит систем управления
проводится для оценки производительности
и эффективности в любом
При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализации продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.
Организационно-
Аудит видов деятельности предполагает
объективное обследование и всесторонний
анализ определенных видов деятельности,
областей бизнеса или бизнес-проектов
с целью выявления возможностей
улучшения хозяйственной
Внутренними аудиторами может проводится
более глубокий контроль организации,
который выражается в совокупности
организационно-
Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:
1) установленных внешними
2) предписанных органами
Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов управления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений) [1, 298].
§2.2. Дополнительные возможности внутреннего аудита
Оценка целесообразности, разрешенности
и законности совершаемых сделок
— основные, но не все основные направления
аудиторского контроля в области
финансово-хозяйственных
Аудиторы могут принимать
Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на предпосылки решения, на выбор альтернатив, на информацию, собранную по этим альтернативным вариантам. Возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные или узкогрупповые цели.
В этом случае внутренний аудитор, при санкции руководителя или собственников, должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой (УИС) может быть одной из важных функций такого специалиста.
Другая дополнительная задача — оценка деятельности внутренних технологических контролеров. Задачи специализированных контролирующих подразделений: отдела методов и средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля во избежание дублирования не следует включать в программы внутреннего аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, включая работников, обслуживающих функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях [5, 123].
Кроме того, внутренние аудиторы могут:
— участвовать в разработке внутрифирменных
организационно-нормативных
— решать задачи финансово-экономической
диагностики и выработки
— консультировать работников организации по различным вопросам законодательства;
— участвовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала организации;
— консультировать работников аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций;
— участвовать в постановке бухгалтерского учета.
§2.3.Отчеты внутренних аудиторов
Отчеты внутренних аудиторов составляются по форме, разработанной непосредственно в организации. В наиболее общем случае такие отчеты, кроме необходимых реквизитов, должны содержать:
1) перечень выявленных
2) перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;
3) оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;
4) рекомендации по возможному устранению данных отклонений;
5) оценку данных рекомендаций в плане их возможного влияния на организацию;
6) конструктивные предложения (
Внутреннему аудитору приходится обсуждать с органами управления свои рекомендации и предложения. При этом часто возникают разногласия, переходящие в напряженные дискуссии. Руководителю очень важно защитить аудитора от нападок, обеспечить ему независимое положение в фирме [1, 300].
§2.4.Общий подход к организации внутреннего аудита
Большой информационный потенциал
и знание всех тонкостей в деятельности
своей организации выгодно
Главный внутренний аудитор — это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшему руководству самый компетентный совет в области экономики и финансов.
Главный аудитор в идеале должен иметь познания и практические навыки в области бухгалтерии, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, иметь собственно аудиторские знания и навыки.
Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед организацией; возможности и потребности коллектива; внешние связи своей организации. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологий.
Главный внутренний аудитор организует, регулирует и контролирует деятельность других сотрудников внутреннего аудита (в том числе осуществляет контроль качества их работы). В его функции также входит:
— руководство разработкой внутрифирменных аудиторских стандартов, руководство составлением генеральных планов деятельности внутренних аудиторов и аудиторских программ (при согласовании с органами управления организацией);