Выбор учетной политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Предприятия должны разработать и утвердить положения учетной политики для целей налогообложения до начала финансово-хозяйственной деятельности в новом году, а для целей бухгалтерского учета — до сдачи отчетности за I квартал 2009 года. Малые и средние предприятия за основу своей учетной политики могут принять типовые положения с учетом новых изменений в законодательстве и отраслевых методических рекомендаций. Крупные предприятия при разработке учетной политики должны четко и точно учесть всё многообразие специфической деятельности крупного предприятия и выработать оптимальную схему ведения бухгалтерского учета и налогообложения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Формирование учетной политики ………………………………………….7
2.Выбор формы учетной политики организации………………………….…14
2.1. Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учёта………..14
2.2. Выбор способов ведения бухгалтерского учёта……………………….16
2.3. Выбор учетной политики для целей налогообложения………………….....22
3. Влияние на выбор учетной политики вида деятельности организации…26
3.1. Выбор формы учетной политики в производственном предприятии….26
3.2. Особенности выбора формы учетной политики на предприятиях торговли………………………………………………………………………………...28
3.3. Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учёта в бюджетной организации…………………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………...31
Глоссарий………………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Выбор учетной политики организации.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Однако стоит обратить внимание на то, что с 01.01.2008 года в налоговом учете амортизируемым признается имущество первоначальной стоимостью более 20 000 рублей. Следовательно, организации для сближения бухгалтерского и налогового учета при выборе размера лимита необходимо учесть нормы Налогового кодекса. Целесообразно в учетной политике предусмотреть лимит в размере 20 000 рублей. В случае если размеры лимита в бухгалтерском и налоговом учете будут различаться, возникнут разницы по ПБУ 18/02.

В учетной политике предприятия рекомендуется начисление амортизации по основным средствам и нематериальным активам для целей бухгалтерского учета и налогового учета линейным способом. Это является положительным моментом, поскольку это сближает ведение бухгалтерского и налогового учета и сближает его.

Однако необходимо отметить, что существуют и другие способы начисления амортизации, которые могли бы быть закреплены в учетной политике данной организации, тем самым повлечь за собой изменение финансовых результатов деятельности данной организации.

При этом допустимо к каждой группе однородных объектов применять свой способ начисления амортизации. Этот выбор отражается в учетной политике.

Организация самостоятельно решает, будет она создавать группы однородных объектов основных средств или нет. Если да, то в учетной политике следует закрепить порядок формирования групп, состоящих из объектов одного вида, класса, кода ОКОФ или конкретного набора объектов.

Состав информации по нематериальным активам. По нематериальным активам в составе информации об учётной политике организации в бухгалтерской отчётности подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

  • о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;
  •     о способах отражения в бухгалтерском учёте амортизационных отчислений;
  • о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;
  • о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов.

1.Организация может начислять амортизацию по нематериальным активам одним из следующих способов: линейным; уменьшаемого остатка; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (п. 15 ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н). Отметим, что для разных групп однородных НМА могут применяться различные способы начисления амортизации. Поэтому перед выбором способа начисления амортизации нематериальные активы желательно распределить по группам, объединенным общими признаками.

2. Способ отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам. Амортизационные отчисления в бухгалтерском учете могут отражаться одним из следующих способов: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете; путем уменьшения первоначальной стоимости нематериального актива (п. 21 ПБУ 14/2000).

Состав информации по материально-производственным запасам. По материально-производственным запасам элементами учётной политики являются:

  • выбор варианта синтетического учёта материально-производственных запасов;
  • выбор метода оценки материально-производственных запасов;
  • последствия изменений в учётной политике методов оценки материально-производственных запасов;
  • стоимость материально-производственных запасов, переданных в залог;
  • разница между фактической себестоимостью материально-производственных запасов и стоимостью их возможной реализации, отнесения на финансовые результаты организации.

Состав информации по производственным запасам. Синтетический учёт производственных запасов может осуществляться:

  • по фактической себестоимости приобретения (заготовления);
  • по учётным ценам (плановой себестоимости приобретения (заготовления), покупным ценам и др.).

Израсходованные материальные ресурсы (сырьё, материалы, топливо и др.) разрешается отражать в учёте одним из следующих методов оценки запасов:

  • по себестоимости каждой единицы;
  •     по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по однородным видам материальных ресурсов или по отдельным видам ресурсов;
  • по себестоимости первых по времени закупок партий материальных ресурсов (метод ФИФО);
  • по себестоимости последних по времени закупок партий материальных ресурсов (метод ЛИФО).

При выборе варианта оценки израсходованных материалов следует принимать во внимание уровень инфляции, финансовое состояние организации, политику ценообразования и налогообложения, а также условия реализации продукции.

Состав информации по затратам на производство и по учёту готовой продукции. По затратам на производство и по учёту готовой продукции элементами учётной политики являются:

  •     выбор способа группировки и списания затрат на производство продукции;
  • выбор способа учёта готовой продукции;
  • выбор способа оценки готовой продукции, товаров отгруженных, незавершённого производства;
  • выбор варианта сводного учёта затрат на производство;
  • определение сроков погашения расходов будущих периодов;
  • выбор метода определения выручки от продажи продукции;
  • признание момента реализации по работам долгосрочного характера;
  • выбор способов распределения косвенных расходов между отдельными объектами учёта и калькулирования;
  • выбор метода учёт затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Состав информации по учету кредитов и займов и затрат по их обслуживанию. В соответствии с п. 32 ПБУ 15/01 (утв. Приказом Минфина России от 02.08.2001 №60н) в учетной политике организация должна рассмотреть как минимум:

1. Порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную.

В части учета долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам организация-заемщик должна отразить способ их учета из двух возможных вариантов, предусмотренных п. 6 ПБУ 15/01.

В соответствии с установленной в организации заемщика учетной политикой заемщик может осуществлять перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную или учитывать находящиеся в его распоряжении заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока в составе долгосрочной задолженности. При выборе первого варианта перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную организацией-заемщиком производится в момент, когда по условиям договора займа и (или) кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней. При выборе второго варианта перевод срочной краткосрочной и (или) долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в просроченную производится организацией-заемщиком в день, следующий за днем, когда по условиям договора займа и (или) кредита заемщик должен был осуществить возврат основной суммы долга.

2. Состав и порядок списания дополнительных затрат по займам.

В части учета дополнительных расходов по полученным займам и кредитам организация-заемщик должна отразить способ их списания из двух возможных вариантов, предусмотренных п. 20 ПБУ 15/01: организация может отразить их либо в отчетном периоде, в котором они были произведены, либо учесть их как дебиторскую задолженность, а затем отразить их в составе операционных расходов в течение срока погашения заемных обязательств, в связи с которыми они возникли.

  1. Способ начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам.
  2. Порядок учета доходов от временного вложения заемных средств.
Состав информации по финансовым вложениям. В учетной политике организации в части учета финансовых вложений должен быть раскрыт способ оценки финансовых вложений при их выбытии.

Все финансовые вложения подразделяются на две группы. В первую группу входят финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость. Ко второй группе относятся финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется. Правила учета активов, относящихся к финансовым вложениям, установлены ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

Согласно п. 26 ПБУ 19/02 при выбытии актива, принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которому не определяется текущая рыночная стоимость, его стоимость определяется исходя из оценки по одному из следующих способов:

  • по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
  • по средней первоначальной стоимости;
  • по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).

Состав информации по созданию резервов. В бухгалтерском учете организации, в соответствии с действующим законодательством, имеют право создавать резервы:

  • - на предстоящую оплату отпусков работникам;
  • - выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
  • - ремонт основных средств;
  • - гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и т.д.

Резервирование тех или иных сумм отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или издержек обращения. Принимая решение о создании того или иного резерва, организации нужно разработать и закрепить в учетной политике порядок формирования соответствующего резерва, а также периодичность их создания. По каждому виду резервов должны создаваться положения, которые могут быть приложениями к учетной политике организации. Рекомендуется применять в бухгалтерском учете те же правила формирования резерва, что и в налоговом учете.

Кроме того, оказать влияние на формирование финансовых результатов также может и учетная политика, принятая для целей налогообложения.

 

     2.3. Выбор учетной политики для  целей налогообложения

 

В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых данным Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Налоговая учетная политика организации должна решать следующие вопросы:

- организация ведения налогового  учета;

- разработка системы налоговых  регистров для расчета налога на прибыль;

- разработка системы документооборота  для заполнения налоговых регистров  и т.д.

Но самое главное – по целому ряду вопросов о порядке налогообложения законодательство предоставляет организации право выбирать способ учета из нескольких возможных вариантов.

Мало того, по некоторым вопросам исчисления налогов нормы налогового законодательства отсутствуют или требуют дополнительного разъяснения в налоговой учетной политике организации. Чтобы не было недоразумений с инспекцией, компании очень важно отразить их в учетной политике.

Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета организация принимает с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Но изложенные выше подходы можно с равным успехом применять для всех налогов.

Учетная политика для целей налогообложения - это документ, в котором необходимо указать все правила и методы, которыми налогоплательщик руководствуется при исчислении и уплате налогов и сборов. При этом различают два варианта составления учетной налоговой политики:

  • в виде единого приказа, в котором в соответствующих разделах будут отражены отдельные вопросы по каждому налогу;
  • в виде отдельной учетной политики по каждому налогу, утвержденной в качестве приложений к общему приказу.

Разработанную УП надо применять с момента создания организации и до ее ликвидации. Так, в ст. 313 НК РФ указано, что налоговая УП применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Изменение учетной политики возможно, но для этого должны возникнуть следующие обстоятельства:

  • изменение применяемых методов учета;
  • существенное изменение условий деятельности организации;
  • изменение законодательства о налогах и сборах.

В первом и во втором случаях изменения носят добровольный характер и принимаются с начала нового налогового периода, а в третьем случае изменение обязательное и принимается не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства.

Отметим, что составлять новую налоговую УП каждый год не нужно. Дело в том, что однажды принятая учетная политика применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.

Структура УП. Учетную политику для целей налогообложения условно можно разделить на две части. Первая часть определяет общие вопросы, связанные с налогообложением:

Информация о работе Выбор учетной политики организации