Выбор учетной политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Предприятия должны разработать и утвердить положения учетной политики для целей налогообложения до начала финансово-хозяйственной деятельности в новом году, а для целей бухгалтерского учета — до сдачи отчетности за I квартал 2009 года. Малые и средние предприятия за основу своей учетной политики могут принять типовые положения с учетом новых изменений в законодательстве и отраслевых методических рекомендаций. Крупные предприятия при разработке учетной политики должны четко и точно учесть всё многообразие специфической деятельности крупного предприятия и выработать оптимальную схему ведения бухгалтерского учета и налогообложения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Формирование учетной политики ………………………………………….7
2.Выбор формы учетной политики организации………………………….…14
2.1. Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учёта………..14
2.2. Выбор способов ведения бухгалтерского учёта……………………….16
2.3. Выбор учетной политики для целей налогообложения………………….....22
3. Влияние на выбор учетной политики вида деятельности организации…26
3.1. Выбор формы учетной политики в производственном предприятии….26
3.2. Особенности выбора формы учетной политики на предприятиях торговли………………………………………………………………………………...28
3.3. Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учёта в бюджетной организации…………………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………...31
Глоссарий………………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Выбор учетной политики организации.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

- порядок организации налогового учета: будет его вести бухгалтерия, налоговая служба, специализированная фирма или различные службы будут заниматься разными налогами;

- порядок взаимодействия с обособленными подразделениями: будут ли налоги, относящиеся к подразделению, рассчитываться им же или исчисление этих налогов будет производиться головной организацией.

Вторая часть УП определяет те варианты формирования налоговой базы по налогам, которые позволяет выбрать действующее законодательство. Основную часть этого раздела займет налог на прибыль организаций, так как там больше всего вариантов для самостоятельного выбора налогоплательщика.

Все элементы налоговой УП организации можно разделить на две группы:

  • основные элементы, которые в УП должны быть в обязательном порядке;
  • дополнительные элементы.

Последние не являются обязательными для отражения в учетной политике, но могут быть выбраны по желанию налогоплательщика.

Отметим, что если у организации нет какого-то объекта для налогового учета, по которому законодательство допускает выбор одного варианта действий из нескольких, то освещать этот вопрос в УП не нужно. Если такой объект появится впоследствии, то к УП надо сделать дополнение.

Представление УП. Представлять УП для целей налогообложения в налоговые органы сразу после ее составления не надо. Такой обязанности в налоговом законодательстве нет.

Однако при проведении проверки налоговая инспекция может затребовать данный документ (такое право инспектору предоставлено законом). Учетную политику надо предъявить в пятидневный срок после получения требования о доставке документа.

 

3. Влияние на выбор  учетной политики вида деятельности организации

3.1. Выбор формы учетной политики  в производственном предприятии

 

Организация раскрывает в учетной политике способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Отсутствие информации об их применении не позволит достоверно оценить финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации.

Затраты на производство в бухгалтерском учете подразделяются на два вида:

- расходы, непосредственно связанные  с производством продукции. Они  отражаются на счетах 20 «Основное  производство» и 23 «Вспомогательное  производство»;

- расходы, связанные не конкретно  с производством продукции, а  с процессами управления, обслуживания производства. Они отражаются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Существуют следующие варианты формирования производственной себестоимости продукции.

Расходы, не связанные напрямую с производством, в течение отчетного периода, группируются на счете 25 и затем по окончании отчетного периода списываются в дебет счетов 20 и 23. При списании расходов со счета 25 на счета учета затрат на производство их необходимо распределять между видами изготавливаемой продукции.

Это можно делать пропорционально:

- заработной плате основного  производственного персонала;

- стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, отпущенных на производство;

- расходам по переделу;

- иным базам распределения, предусмотренным  отраслевыми инструкциями по планированию, учету, и калькулированию себестоимости продукции.

Расходы, отраженные в течение отчетного периода на счете 26, списываются в полном объеме непосредственно на уменьшение выручки от продажи продукции в дебет счета 90 «Продажи». То есть они не участвуют в формировании полной фактической производственной себестоимости продукции.

Таким образом, организация должна выбрать и закрепить в учетной политике один из описанных вариантов учета затрат на производство. Выбрав первый, организация будет калькулировать полную производственную себестоимость реализованной продукции. При втором варианте организация признает управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Под незавершенным производством понимается продукция, не прошедшая всех стадий, предусмотренных технологическим процессом, а также неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки изделия. Его величину на конец месяца показывает остаток по счету 20 и 23.

Незавершенное производство может отражаться в бухгалтерском балансе:

- по фактической производственной  себестоимости. Применяется при  единичном (индивидуальном) производстве  продукции, так как, до тех пор пока изделие не закончено, все затраты по его изготовлению относятся к НЗП;

- нормативной (плановой) производственной  себестоимости. Применяется в массовом  и серийном производстве;

- прямым статьям затрат. При  этом все косвенные расходы  относятся на себестоимость продукции;

- стоимости сырья, материалов и  полуфабрикатов. Целесообразно применять  при материалоемком производстве.

Готовая продукция – это продукция, завершенная в производстве, подготовленная к продаже потребителям и соответствующая действующим стандартам (техническим и иным условиям).

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, и учитывается на счете 43 «Готовая продукция». Организация может выбрать способ ее оценки;                                                                                                                                                                                     -  по фактической себестоимости;

- нормативной (плановой) производственной  себестоимости (с отдельным учетом отклонений от фактической себестоимости).

Выбранный метод оценки готовой продукции закрепляется в учетной политике.

Предусмотрены варианты отражения готовой продукции на счетах бухгалтерского учета: с использованием счета 40 или без него. Выбор способа организация устанавливает в учетной политике.

 

3.2. Особенности выбора  формы учетной политики на  предприятиях торговли

 

Основы формирования (выбора, обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики на предприятиях торговли установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н. В соответствии с данным Положением под учетной политикой торговой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения фактов хозяйственной деятельности, их стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения. Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации с целью отражения и предоставления пользователям полной, объективной и достоверной информации о деятельности торговой организации и утверждается ее руководством.

В нашей стране учетную политику формируют все предприятия независимо от форм собственности и видов деятельности, в том числе и торговые. Однако при этом в оптовой и розничной торговле имеются свои особенности. Например, при формировании учетной политики торговым предприятиям необходимо, в частности, обратить внимание на следующее: выбирать вариант оценки товаров с учетом счета 41 «Товары» (по покупной или продажной стоимости, т.е. с применением или без применения счета 42 «Торговая наценка») могут только предприятия розничной торговли.

Как известно оценка товаров на предприятиях торговли осуществляется по методу формирования цены приобретения товара и по методу отражения в учете. При этом оценка товаров по первому методу осуществляется по фактическим затратам, связанным с приобретением товаров, а также по отпускной цене поставщика с включением прочих затрат, связанных с прибавлением товаров, в издержки обращения. Оценка товаров по второму методу осуществляется по покупным и продажным ценам.

При методе учета по продажным ценам товары отражаются на счете 41 «Товары» по продажным ценам, включающим в себя покупную стоимость товаров и торговую наценку, которая отражается отдельно на счете 42 «Торговая наценка».

При методе учета по покупным ценам товары отражаются на счете 41 «Товары» по покупной стоимости. Предприятия оптовой торговли учитывают товары на счете 41 только в оценке по покупной стоимости.

Учет наличия и движения товарно-материальных ценностей осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 44н. Необходимо также помнить, что стоимость материально-производственных запасов, в соответствии с п. 6.6 ПБУ 10/99 «Расходы организации», определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц.

Суммовые разницы, возникающие при приобретении материально-производственных запасов по договорам, стоимость которых выражена в условных единицах, могут отражаться на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов». Накопленные на этом счете суммовые разницы списываются в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажи) или других соответствующих счетов пропорционально стоимости списанных в производство продуктов, реализованных товаров.

В учетной политике необходимо отразить также порядок определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) с учетом особенностей установления факта отгрузки продукции, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с условиями договора. Для целей налогообложения законодательством могут быть установлены иные условия определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), принятые организацией для определения налогооблагаемой базы по отдельным налогам и другим обязательным платежам.

 

3.3. Выбор техники, формы  и организации бухгалтерского учёта в бюджетной организации

 

Разработка рабочего плана счетов. В бюджетных организациях для бухгалтерского учёта операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счёт внебюджетных источников, а также операций по централизованному снабжению материальными ценностями применяется План счетов, утверждённых Минфином РФ в составе Инструкции по бухгалтерскому учёту в бюджетных учреждениях. Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утверждённого плана. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Министерства финансов Российской Федерации) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов. На основе системы субсчетов, предусмотренной утверждённым Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

Выбор формы бухгалтерского учёта. Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях осуществляется по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учёта в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учёту в бюджетных учреждениях.

Организация бухгалтерского учёта. Каждое учреждение самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учёт и отчётность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах.

Определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств. При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчётности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов – один раз в пять лет.

Система внутрипроизводственного учёта, отчётности и контроля. Организации самостоятельно разрабатывают систему внутрипроизводственного учёта, функционирования и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

 

 

 

         Заключение

 

Политику справедливо определяют как искусство возможного. Поэтому наше определение выглядит так: учетная политика — это возможность за счет выбора методологических приемов представить в определенном свете финансовое положение хозяйствующего субъекта и его финансовый результат.

Как показывает практика, многие бухгалтеры полагают, что разработка учетной политики - это излишняя надуманная работа, обязательная, но бесполезная процедура. Такой взгляд особенно укрепился после того, как единственно возможным моментом признания дохода стала отгрузка, и с выходом главы 25 НК РФ, создавшей разрыв между бухгалтерским и налоговым учетом.

Обычно и теоретики, и практики предполагают, что прибыль или убыток — это неотъемлемая часть финансового положения. Однако это не совсем так: можно получить очень высокую прибыль, но потерять платежеспособность, финансовое положение окажется катастрофическим и наступит банкротство. С другой стороны, организация может получать убытки, но сохранять платежеспособность и достаточно долго существовать за счет скрытых резервов, кредитов и "проедания" оборотных средств.

Мощным инструментом моделирования картины финансового положения организации, представляемой в бухгалтерской отчетности, является ее учетная политика.

Обычно бухгалтер выбирает из методологических приемов, разрешенных нормативными документами, те, которые считает полезными. Весь выбор должен быть представлен тремя разделами:

Информация о работе Выбор учетной политики организации