Взаимодействие финансового и управленческого учета на практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы «Взаимодействие финансового и управленческого учета в интегрированной системе бухгалтерского учета» обусловлена:
важностью сравнительной характеристики финансового и управленческого учета;
наличием различных вариантов организации управленческого учета;
важностью изучения интегрирования бухгалтерского финансового и управленческого учета и применение интегрированного плана счетов;
необходимостью изучения для принятия эффективных управленческих и финансовых решений;

Содержание работы

Глава 1 Взаимосвязь финансового и управленческого учета в теории
1.1. Понятие финансового и управленческого учета
1.2. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
1.3. Модели взаимосвязи финансового и управленческого учета и их особенности
Глава 2 Взаимодействие финансового и управленческого учета на практике
2.1. Интегрирование бухгалтерского и управленческого учета
2.2. План счетов в интегрированной системе учета
2.3. Информационное взаимодействие между системами финансового и управленческого учета
2.4. Преимущества и недостатки интегрированной системы учета
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Выложить.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, финансовый бухгалтерский учет – это сложная информационная система учета и отчетности, требующая специальных знаний для профессионального суждения об оценках, признании, раскрытии информации. Главный бухгалтер как специалист по финансовому учету представляет собой самостоятельное подразделение любой организации. Активным субъектом управленческого учета выступает бухгалтер-менеджер, бухгалтер-управленец. От него требуются несколько иные знания, чем от бухгалтера, ведущего финансовый учет.10

Управленческий учет – новая комплексная отрасль знания, объединяющая несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и операционный учет, управленческий анализ, ряд других. В этом его большое преимущество, т.к. именно на стыке наук, при использовании разных научных методов, происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям.

 

1.3 Модели взаимосвязи  финансового и управленческого учета и их особенности

Управленческий учет может быть организован по-разному:

- без специального  отражения операций управленческого  учета на счетах бухгалтерского  учета с применением двойной записи (т.е. синтетический учет не затрагивается);

- с отдельным отражением  операций управленческого учета  на счетах синтетического учета  (в том числе с применением  разных вариантов корреспонденции  счетов).

Самый простой вариант  состоит в том, что операции управленческого учета отражаются на соответствующих бухгалтерских счетах и эти бухгалтерские счета являются как бы счетами управленческого учета.

Реальное выделение  подсистем управленческого и  финансового учета осуществляется посредством введения для них отдельной корреспонденции счетов (двухкруговая система). При этом счета подразделяются на счета финансового и управленческого учета не формально, а отражают реальные обороты указанных подсистем. На практике каждый из этих счетов имеет свои достоинства и недостатки и используется в тех или иных конкретных условиях.11

Возможные варианты организации управленческого учета и взаимодействия его с системой финансового учета подробно рассматривались В.Ф. Палием и С.А. Николаевой. Речь идет о двухкруговой (вариант автономии, или дуализма) и однокруговой (интегрированной, или вариант монизма) системах организации бухгалтерского учета.

При автономном варианте каждая из систем учета- финансового и управленческого- является замкнутой. В финансовой бухгалтерии затраты группируются по экономическим элементам, в управленческой - по статьям калькуляции. Для учета издержек выбраны свободные коды счетов - 30,31,32,33,34. Это, так называемые, счета-экраны (транзитные, зеркальные счета). Финансовая бухгалтерия занимается лишь синтетическим учетом издержек, поэтому содержит информацию об общей сумме затрат на производство готовой продукции, не учитывая место их возникновения. Так, из системы финансового учета можно подчерпнуть сведения о сумме материальных затратах за период. Управленческая бухгалтерия детализирует данную информацию: материалы, ушедшие в основное производство, на общепроизводственные цели, на общехозяйственные нужды, остаток материалов на складе. Подобным образом организован учет заработной платы, начисленной на нее, амортизации основных средств и прочих затрат. Информация о выручке от продаж присутствует как в финансовой, так и в управленческой бухгалтерии. Таким образом, финансовая бухгалтерия содержит информацию как о доходах, так и об общей сумме расходов. Это позволяет заинтересованным внешним пользователям проверить правильность налоговых расчетов, не углубляясь в тайны калькулирования. В управленческой бухгалтерии на счете 27 выводятся два финансовых результата производственной деятельности - маржинальный доход и прибыль. В конце периода постоянные издержки, собранные на счете как периодические, списываются на себестоимость продаж. В результате выводится конечный финансовый результат производственной деятельности - прибыль. В финансовой бухгалтерии на счете 99 формируется бухгалтерская прибыль, учитывающая помимо прибыли от основной деятельности прочие доходы и расходы, прибыль (убытки) от прочих операций.

При интегрированной  системе учета счета-экраны не применяются  и используется единая система счетов и бухгалтерских проводок. Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся одновременно к управленческому и финансовому учету. Для сохранения коммерческой тайны на счетах финансового учета регистрируется лишь сальдо, а обороты, показывающие хозяйственные операции, отражаются в системе управленческого учета. Передача данных из одной системы в другую осуществляется через специально выделенный передаточный счет - в данном случае счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты". На каждую отчетную дату счет 79 закрывается и сальдо не имеет. Важнейшим фактором при создании системы управленческого учета является её экономическая эффективность. Это те выгоды, которые предприятие получает от наличия системы учета за счет улучшения качества принимаемых решений. Внедрение и функционирование системы управленческого учета только тогда можно считать оправданными, когда полученный результат положительный эффект превосходит необходимые для создания данной системы затраты. При этом необходимо понимать, что, хотя отдача от внедрения системы учета пойдет немедленно, срок окупаемости затрат не её внедрение может быть достаточно продолжительным.

Экономическая эффективность в значительной мере диктует как масштаб системы управленческого учета, так и степень её компьютеризации. Традиционно отечественный бухгалтерский учет осуществляется в рамках единого счетного плана, т.е. по интегрированной схеме.12

Итак, организация управленческого учета и взаимодействия его с системой финансового учета включает двухкруговую (вариант автономии, или дуализма) и однокруговую (интегрированной, или вариант монизма) системы организации бухгалтерского учета.

 

ГЛАВА 2. ВЗАИМОЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРАКТИКЕ

2.1 Интегрирование бухгалтерского и управленческого учета

 

При создании системы  управленческого учета, компания может  рано или поздно столкнуться с  проблемой интеграции бухгалтерского и управленческого учета . Чтобы эта задача не стала камнем преткновения на этапе реализации проекта , необходимо спланировать ее решение еще в ходе разработки концепции проекта . При этом чем более эффективным окажется ее решение , тем быстрее и дешевле пройдет реализация как самого проекта по постановке управленческого учета , так и функционирования системы.

Алгоритм будет  выглядеть следующим образом :

    • разработка методики управленческого учета ;
    • выбор на ее основе программных и технических средств автоматизации
    • разработка организационных регламентов и процедур по сбору , обработке и интеграции данных в обеих системах учета , исходя из требований разработанной методологии и выбранного ПТО.

Первый этап – разработка методики интеграции управленческого и бухгалтерского учета. Первоначально следует определиться с кругом пользователей информации из управленческой системы учета . В отличие от бухгалтерского учета, пользователями управленческого учета выступают преимущественно внутренние пользователи. Но и здесь существуют разные группы пользователей , которые с помощью управленческого учета решают разные задачи. Поэтому требования к информативности и оперативности представления данных у руководителя подразделения и генерального директора разные .13

Определение состава  пользователей информации позволит сформировать набор требований каждой группы к составу, оперативности и способу представления информации в управленческом учете, а также цели создания и функционирования системы управленческого учета.

Далее следует  переходить к формированию управленческой учетной политики, которая опишет принимаемую на предприятии совокупность способов ведения управленческого учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Внешне управленческая учетная политика ничем не отличается от бухгалтерской учетной политики , однако между этими системами учета существуют различия. Основные отличительные черты накладывает сама цель , ради достижения которой и создается альтернативный способ учета. Бухгалтерская учетная политика жестко привязана к юридическому лицу и едина для всех операций данного предприятия, а управленческая учетная политика предполагает возможность применять различные варианты оценки хозяйственных событий в зависимости от времени , подразделения , направления бизнеса и даже экономического смысла отдельной хозяйственной операции .

Следующим шагом  станет разработка регламента трансформации  данных бухгалтерского учета в управленческий контур, а данных управленческого контура – в бухгалтерский учет .

Процедура трансформации  свяжет счета управленческого и бухгалтерского планов счетов (в случае применения в управленческом учете способа «двойной записи») или бухгалтерский план счетов с показателями управленческого счета (в случае применения в управленческом контуре «кассового» метода учета ). Следует отметить , что в процедуре трансформации обязательно должны быть учтены различия, закрепленные в учетных политиках обеих систем учета , что достигается использованием различных аналитик . На этом этапе полезно создать специальное положение о порядке трансформации, которое наглядно зафиксирует моменты расхождения между двумя системами учета .

Далее можно  приступать ко второму этапу решения  задачи интеграции – выбору программно - технических средств для автоматизации управленческого учета . На этом этапе придется принять принципиальное решение о выборе способа осуществления автоматизации :

написание собственной  программы ;

приобретение  стандартной отраслевой программы;

приобретение  стандартной программы с возможностью ее гибкой индивидуальной настройки .

Первый способ позволит максимально полно реализовать  те задачи , для решения которых  создается система управленческого учета. Он поможет учесть все нюансы конкретного бизнеса . Однако данный способ , скорее всего, окажется наиболее затратным на этапах создания и функционирования и самым длительным по времени реализации . При этом руководство компании попадает в зависимость от конкретного разработчика, а компания будет вынуждена обучать самостоятельно каждого вновь принятого сотрудника .

Второй способ позволит осуществить процесс автоматизации  быстро и недорого . При этом на рынке  труда всегда можно найти специалистов , знающих данный программный продукт. Недостатком этого подхода является то , что руководство компании, вероятно, будет вынуждено сократить список методологических требований к управленческому учету . В случае если компания решит сменить направление деятельности , придется приобретать новый программный продукт .14

Третий способ, находится между первыми двумя решениями по стоимости и срокам внедрения . Но он сочетает в себе гибкость первого варианта и простоту внедрения второго, что часто становится основополагающим фактором при выборе способа автоматизации . Еще большую привлекательность он получает в случае , если программный продукт имеет возможность «визуальных» настроек (в этом случае не потребуется помощь программистов при настройке и функционировании программы , каждый пользователь после небольшого обучения сможет самостоятельно формировать для себя любые отчеты , справочники и показатели) и совместим с той же программной платформой , которую компания использует для ведения бухгалтерского учета . Это упрощает и ускоряет интеграцию двух систем .

Этап технического аспекта решения задачи интеграции бухгалтерского и управленческого учета предполагает выполнение следующих действий :

  • определение соответствия выбранного программного продукта тем требованиям , которые были выстроены для управленческого учета в целом и для системы интеграции в частности;
  • определение возможных сроков проведения автоматизации и настройки трансформации бухгалтерских и управленческих данных ;
  • определение бюджета автоматизации;
  • подведение итогов проведения автоматизации с использованием данного программного продукта.15

Третий этап – осуществление организационно - функциональной системы интеграции . Появление управленческого учета обусловит появление новых процессов сбора , систематизации и анализа финансовой информации или приведет к изменениям в существующих. Для осуществления этих процессов потребуется привлечение новых специалистов или изменение должностных функций специалистов, работающих в компании . Таким образом , в ходе проведения третьего этапа необходимо спланировать инновационные изменения в функциональной и организационной структуре компании . Если было принято решение о том , что бухгалтерский и управленческий контур используют единую базу оперативной информации, то в целях сокращения трудозатрат первичную информацию в нее могут вносить сотрудники операционных подразделений. Информация будет попадать в учетную систему в месте и в момент осуществления хозяйственной операции, а затем с помощью специальных настроек транслироваться в бухгалтерскую и управленческую подсистемы учета .

Другим вариантом  изменения организационной структуры в рамках решения задач интеграции является выделение в ней группы оперативного учета и перевод ее работников в операционные подразделения компании . Данный вариант наиболее приемлем в тех случаях, когда информация вначале попадает в бухгалтерский контур, а затем транслируется в управленческий .

Опыт решения подобных задач показывает, что чаще всего используется вариант организации встречных потоков . Из управленческого контура в бухгалтерский передаются данные об отгрузках, объемах выполненных работ, остатках на складах, прямых производственных затратах. Из бухгалтерского контура в управленческий – о движении денежных средств, накладных расходах, начисленной и выплаченной заработной плате, начисленных и уплаченных налогах, дивидендах и других выплатах из прибыли компании .

На этом задачу создания взаимоинтегрированной системы бухгалтерского и управленческого учета можно считать решенной .

В заключение хочется  отметить, что в настоящее время в российских компаниях насчитывается большое количество видов учета. Это бухгалтерский, управленческий, финансовый, налоговый, оперативный, производственный учет, учет по стандартам МСФО и/или GAAP. При этом сам управленческий учет также может параллельно осуществляется по нескольким стандартам. Например, компания, входящая в крупный холдинг, для материнской компании составляет одни управленческие отчеты, а для своих внутренних целей – другие, и, к сожалению, эти два вида управленческой отчетности настолько различны, что простой трансформации одних управленческих данных в другие не получается.

Информация о работе Взаимодействие финансового и управленческого учета на практике