Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:29, курсовая работа
Актуальность выбранной темы «Взаимодействие финансового и управленческого учета в интегрированной системе бухгалтерского учета» обусловлена:
важностью сравнительной характеристики финансового и управленческого учета;
наличием различных вариантов организации управленческого учета;
важностью изучения интегрирования бухгалтерского финансового и управленческого учета и применение интегрированного плана счетов;
необходимостью изучения для принятия эффективных управленческих и финансовых решений;
Глава 1 Взаимосвязь финансового и управленческого учета в теории
1.1. Понятие финансового и управленческого учета
1.2. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
1.3. Модели взаимосвязи финансового и управленческого учета и их особенности
Глава 2 Взаимодействие финансового и управленческого учета на практике
2.1. Интегрирование бухгалтерского и управленческого учета
2.2. План счетов в интегрированной системе учета
2.3. Информационное взаимодействие между системами финансового и управленческого учета
2.4. Преимущества и недостатки интегрированной системы учета
Заключение
Список литературы
Исходя из этого,
можно себе представить какой
штат и какая загруженность
2.2 План счетов в интегрированной системе учета
По наблюдениям практиков, операции бухгалтерского и управленческого учета примерно в 80 процентах случаев совпадают. Как правило, источником данных для управленческого учета является бухгалтерия. В связи с этим вполне объяснимо желание руководства использовать для организации управленческого учета бухгалтерские счета и регистры.16
При разработке интегрированного
плана счетов управленческого и
финансового учета нужно
Управленческий учет может осуществляться по следующим объектам: места возникновения затрат, договоры и проекты, продукты, виды издержек и т.д. В качестве обобщающего элемента выступает учет деятельности предприятия в целом, который позволяет собирать информацию о затратах предприятия и представлять ее при необходимой степени агрегирования в форме управленческой информации, позволяющей проводить анализ и исследования на различных уровнях и в различных аспектах.
На существующую систему
бухгалтерских записей
-подразделение;
- тип затрат (постоянные, переменные);
- вид деятельности;
- статью затрат.
На практике пришлось столкнуться с тем, что данный подход успешно работает только на достаточно простых моделях учета. По мере усложнения учета и увеличения требований, предъявляемых к нему, выполнять поставленные задачи становится крайне затруднительно, иногда и вообще невозможно. Так, например, практически нельзя решить вопросы организации системы учета заказов, планирования поставок, исполнения договоров и др.
Этот вариант удобен на небольших предприятиях, где цели управленческого учета минимальны и сводятся преимущественно к контролю денежных потоков. 17
Интегрированный вариант управленческого и финансового учета предполагает, что затраты должны формироваться в блоке счетов управленческого учета по принципу их отношения к отдельным операциям. Декомпозиция деятельности предприятия на операции может происходить в следующем порядке. В первую очередь выделяются хозяйственные процессы, например, снабжение, основное производство, вспомогательное производство, реализация, управление производственной деятельностью, управление хозяйствующим субъектом. Далее процессы разукрупняются по сегментам, например, территориям или филиалам, в рамках которых в свою очередь выделяются места возникновения затрат. В заключение осуществляется декомпозиция МВЗ на типовые операции. При этом принимаются во внимание такие факторы, как особенности выполнения операции (потребность в специфических ресурсах, характер ресурсного потребления), доля операции в доходах или расходах МВЗ (существенность), связь с конкретными факторами затрат, сопряженность операции с какими-либо рисками.
Далее каждой операции присваивается код аналитического учета. Синтетический учет затрат по производственным операциям организуется в обособленной группе двадцатых счетов, которые открываются по уровням иерархии производственной деятельности (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Состав счетов блока учета затрат по операциям
Счет |
Название счета |
20 |
Основное производство. Единичный уровень |
21 |
Основное производство. Партионный уровень |
22 |
Вспомогательное производство. Единичный уровень |
23 |
Вспомогательное производство. Партионный уровень |
24 |
Уровень поддержки услуг |
25 |
Уровень поддержки мощностей |
26 |
Уровень поддержки корпорации |
27 |
Уровень поддержки заказов |
28 |
Уровень поддержки клиентов |
29 |
Распределение затрат |
Итоговым результатом учета затрат в интегрированной системе будет их группировка по операциям. Далее возможна стоимостная оценка множественных объектов учета производственного, сбытового и управленческого сегментов с использованием накопленных данных, но эти расчеты могут быть произведены лишь вне системы бухгалтерского учета, в регистрах матричной формы.18
Итак, при создании плана счетов управленческого учета следует руководствоваться следующими принципами:
1) Нумерацию счетов необходимо оставлять как в плане счетов бухгалтерского учета, поскольку в дальнейшем будет проще работать с планом счетов, структура которого знакома.
3) Если в плане счетов бухгалтерского учета существует группа счетов, содержащая субсчета, а в плане счетов управленческого учета такая детализация излишня, то всю эту группу счетов в управленческом учете заменяем одним счетом. Например, всю группу счетов 01 («Основные средства»), содержащую субсчета 01.1 — 01.9, в плане счетов управленческого учета заменяем счетом 01 («Основные средства»). А если возникнет необходимость сгруппировать в отчетности основные средства по каким-либо другим принципам, это можно будет сделать, создав дополнительную аналитику «Группа ОС» или свойство «Группа ОС» для справочника «Основные средства».
4) Желательно не исключать из плана счетов управленческого учета счета, которые в данный момент не используются в связи с особенностями деятельности конкретного предприятия. Лучше их оставить и включить в настройку отчетности и схем переноса фактических данных. Так как если в дальнейшем в связи с расширением или изменением направления деятельности предприятия в бухгалтерском учете они начнут использоваться, то это не приведет к потере фактической информации в управленческом учете или к ошибкам в отчетности, и потребуется только донастроить проформы для возможности планирования.
Разрабатывая набор аналитик счетов управленческого учета, необходимо использовать следующее правила:
• с одной стороны, количество и набор аналитик должны быть такими, чтобы была возможность получить всю необходимую управленческую отчетность с достаточной степенью детализации и расшифровки. Если, борясь за простоту системы, вы откажетесь от основных управленческих аналитик, то ваши отчеты окажутся неинформативными и вся система управленческого учета попросту потеряет смысл;
• с другой стороны, количество аналитических разрезов не должно быть слишком велико, поскольку такую систему очень сложно настраивать, а в дальнейшем неудобно с ней работать. Пользователям будет сложно заполнять плановые документы, содержащие большое количество реквизитов, и в конечном итоге, часть аналитических разрезов так и не наполнится информацией, а будет только загромождать систему. На обработку фактической информации, соответственно, будет уходить много времени, а когда речь идет о «факте», оперативность имеет большое значение.
• чем больше аналитик, тем медленнее работает программное обеспечение.19
Необходимо отметить, что каждый счет управленческого учета должен описывать объект учета как можно более подробно. Это связано с тем, что в разных службах одними и теми же терминами могут называть разные показатели и на выяснение истины тратится время. Именно поэтому целесообразно создавать некий глоссарий терминов, используемых в управленческом учете, и утверждать его вместе с рабочим планом счетов, чтобы все понимали, например, что подразумевается под термином «Просроченная дебиторская задолженность». 20
В заключении, можно отметить, что управленческий учет каждой компании может развиваться и меняться в зависимости от требований менеджмента. Претерпевая изменения, управленческий учет может как отходить от финансового, так и приближаться к нему вплоть до полной интеграции.
2.3 Информационное
взаимодействие между
Базой для принятия управленческих решений на предприятии является информация экономического характера. Решения принимает не только администрация организации, но и внешние пользователи экономической информации (заинтересованные стороны, находящиеся за пределами фирмы и нуждающиеся в информации для принятия решений в отношении данной организации). Внутренние пользователи оперируют учетной информацией, внешние — данными финансовой отчетности организации. И те и другие данные формируются в процессе бухгалтерского учета организации.
В условиях рыночной экономики организации различных форм собственности и организационно-правового статуса взаимодействуют с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. Такое взаимодействие обеспечивается представлением финансовой отчетности внешним пользователям финансовой отчетности. Вместе с тем для принятия оптимального управленческого решения появляется необходимость финансового управления фирмой, разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Данные проблемы находят отражение во внутренней (управленческой) отчетности организации, которая отражает показатели в разрезе объектов управления и организации в целом в части использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов, источники их формирования. Результаты формирования показателей внутренней отчетности находят отражение в управлении денежными потоками (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.
Основная цель бухгалтерского учета в системе управления предприятием — формирование информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.
В отношении информации для внутренних пользователей следует учитывать, что ее состав для каждого представителя администрации определяется в зависимости от занимаемой должности и функций, выполняемых им.
Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости продукции и рентабельности производства.
Собственников и совладельцев больше всего интересуют прибыльность и ликвидность организации. Руководство организации заинтересовано также в информации, представляемой внешним пользователям, и в разнообразной информации, необходимой для планирования, анализа и контроля.
Информация для внешних пользователей формируется в том числе и на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, результатам ее деятельности. 21
Таким образом, учетная информация служит основой для принятия управленческих и финансовых решений как внутри организации, так и вне нее. Учетная информация обеспечивает выполнение таких важнейших функций, как информация, планирование, контроль, сохранность и анализ. А информация - своевременное качественное получение сведений о финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия взвешенных управленческих решений.
Одним из источников информации управленческого учета является:
Учетная информация. Бухгалтерская отчетность отражает и обобщает хозяйственные средства и операции. Оперативная отчетность применяется в отдельных подразделения организации для текущего управления.22
Информация о произошедших в финансах и на производстве изменениях должна поступать очень оперативно, почти мгновенно. Движение финансовых и материальных потоков на предприятии при детальном изучении может дать массу информации. Например, подробный анализ счета дебиторской задолженности покажет, сколько вам должны случайные и постоянные клиенты; изучение того, как платили постоянные клиенты в прошлом, поможет дать прогноз поступления денег на счет на ближайший месяц.23
А данные оперативной информации, собранные в целях управленческого учета могут быть использованы для составления финансовых документов, так как сбор первичной информации осуществляется по единым правилам и порядкам.
При принятии управленческих решений может возникнуть много противоречий и ошибок. Одну из основных проблем можно описать следующим образом: как учитывать факторы, информация по которым поступила с опозданием? Решение этой проблемы может быть следующим:
Информация о работе Взаимодействие финансового и управленческого учета на практике