Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:07, реферат
Целью курсовой работы является: выявление расходов, возникающих при гарантировании и обеспечении качества продукции.
Задачи курсовой работы:
1) определить состав затрат на качество;
2) изучить противоречие «затраты-качество»;
3) рассмотреть нормативную базу, классификацию затрат, основные характеристики и методы анализа затрат на качество.
1.2 Классификация затрат на качество
Рыночные отношения требуют внедрения в практику международных правил ведение учета, анализа хозяйственной деятельности и отчетности. В принципе, эту информацию можно разделить на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую) как по характеру ее сбора, так и по использованию.
Внутренний учет и анализ называют управленческим; различие между ним и внешней отчетностью постоянно углубляется. Во всяком случае управленческий анализ субъективен, конфиденциален, но именно он несет нагрузку обеспечения принятия решений и им занимаются профессионалы высокого уровня; однако при этом страдают сопоставимость и возможность обобщения данных различных фирм.
В Международных стандартах на системы качества отмечается: что, затраты, связанные с качеством, калькулируются (классифицируются) внутри организации согласно ее собственным критериям.
При этом к затратам, связанным
с качеством, относят затраты, возникающие
при обеспечении и
В Международных стандартах
на системы качества отмечается важное
значение оценки эффективности системы
качества с финансовой точки зрения.
Эффективная система качества может
оказывать чрезвычайно важное влияние
на рентабельность организации, особенно
за счет совершенствования
Международные стандарты
дают для целей однообразия, сопоставимости
и обобщения хозяйственной
Метод калькуляции затрат на качество.
Этот метод касается определения затрат на качество, которые в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности и внешних работ.
Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД (профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д)).
Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, тогда как на введенные дефектами затраты считаются убытками.
К составляющим затрат относятся следующие:
А) Профилактика: деятельность по предотвращению дефектов (например, обучение персонала, метрологическое обеспечение производства и др.)
Б) Оценивание: испытание, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству;
В) Внутренние затраты, являющиеся следствием дефектов, возникающих до поставки продукции вследствие того, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, повторное предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, брак)
Г) Внешние затраты, являющиеся следствием дефектов. Затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, техническое обслуживание и ремонт продукции; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки; затраты, связанные с изъятием продукции; издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции).
Метод калькуляции затрат, связанных с процессами.
В этом методе используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем обе могут быть источником экономии средств. При этом:
А) Стоимость соответствия: затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса.
Б) Стоимость несоответствия: затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.
Метод определения потерь вследствие низкого качества.
При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.
Таблица рекомендуемых методов калькуляции затрат на качество.
Методы калькуляции затрат на качество |
Метод калькуляции затрат на качество - ПОД |
Метод калькуляции затрат, связанных с процессами |
Метод определения потерь вследствие низкого качества |
Примечание |
элементы затрат | ||||
На профилактику |
+ |
Предотвращение дефектов | ||
На оценивание |
+ |
Испытание, контроль, обследования | ||
Связан.С дефектами |
+ (+) |
До и после поставки продукции | ||
Стоимость соответствия |
+ |
Полное удовлетворение потребителя без изменения имеющегося процесса | ||
Стоимость несоответствия |
+ (+) |
Полное удовлетворение потребителя за счет переделки имеющегося процесса | ||
Материальные потери |
+ (+) |
Затраты внутренние и внешние вследствие дефектов | ||
Нематериальные потери |
+ (+) |
Снижение производительности труда, сокращение объема сбыта и. т.п. |
(+) – затраты в результате
внешних работ (внешние
+ - затраты внутренние.
1.3 Основные характеристики качества продукции
Квалиметрическая оценка — это оценка качества количественно в виде показателей.
Система показателей качества продукции необходима для отражения экономической сущности качества через технические характеристики и свойства.
Показатель качества — это количественное выражение одного или нескольких характеристик или свойств объекта применительно к определенным условиям его создания и эксплуатации. Меры, направленные на повышение качества продукции, должны быть комплексными и охватывать мероприятия по улучшению качества сырья и исходных материалов, совершенствование технологии, послепродажного обслуживания и т.д.
Методы количественной оценки показателей качества составляют содержание науки квалиметрии, которая занимается разработкой правил и приемов для сбора и обработки данных при определении количественных показателей, например, расчет цены на объекты недвижимости с учетом качественных показателей.
В квалиметрии широко используются методы математической статистики, чем и объясняется вероятностный характер многих показателей качества.
Наиболее широко в практике оценки уровня качества используются единичные показатели, имеющие отношение к одному из свойств (характеристик) качества продукции. Единичные показатели легко поддаются сравнению и контролю. Рассмотрим классификацию единичных показателей (рис. 1.2).
Как видно из рисунка, все
единичные показатели подразделяются
на экономические и технические,
а последние, в свою очередь, делятся
на эксплуатационные и производственно-
Рассмотрим структуру эксплуатационных показателей:
К производственно-
Рассмотрим отдельные показатели качества более подробно, так как нельзя говорить о качестве, не понимая содержательную сторону качества. Начнем с эксплуатационных показателей.
Показатели назначения характеризуют степень соответствия объекта целевому назначению, конструктивному исполнению, устойчивости к внешним воздействиям. К ним можно отнести, например, коэффициент полезного действия машины, производительность, потребляемую мощность, степень автоматизации и т.д.
Больший интерес представляют показатели надежности, к которым относятся безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость. Эти показатели входят в число важнейших показателей качества объекта, особенно если последний работает в динамическом режиме (например, транспортные средства, турбины и генераторы, двигатели и т.д.).
Безотказность — свойство объекта выполнять заданные функции сохраняя свои эксплуатационные параметры в заданных пределах в течение требуемого времени (например, средняя наработка на отказ, гарантийная наработка и т.д.).
Долговечность — свойство объекта, характеризующее срок службы с учетом физического и морального износа до первого капитального ремонта (например, ресурс, средний срок службы, срок службы до первого капремонта и т.д.).
Ремонтопригодность заключается в приспособленности объекта к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей (например, среднее время восстановления, средняя трудоемкость ремонтов и т.д.).
Сохраняемость — свойство объекта сохранять обусловленные показатели в течение и после срока хранения и транспортирования (например, срок сохраняемости).
Эргономические показатели характеризуют в целом систему машина-человек, учитывают антропометрические, биомеханические, инженерно-психологические свойства человека, проявляющиеся в эксплуатации объекта или в производственном процессе.
Эстетические показатели характеризуются композиционной целостностью формы, функциональной целесообразностью формы (например, обтекаемость), товарным видом объекта.
Патентно-правовые показатели
характеризуют количество и весомость
новых изобретений, патентов, реализованных
в объекте. Патентная чистота
объекта сегодня является важным
фактором конкурентоспособности
Набор отдельных производственно-
Блочность — характеризует сложность работы по монтажу оборудования, состоящего из сборок, и определяется отношением числа специализированных (приспособленных) сборок к общему числу частей.
Показатели стандартизации
и унификации имеют исключительное
значение для сроков проектирования
и отработки новых изделий. К
их числу можно отнести