Затраты и качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:07, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является: выявление расходов, возникающих при гарантировании и обеспечении качества продукции.
Задачи курсовой работы:
1) определить состав затрат на качество;
2) изучить противоречие «затраты-качество»;
3) рассмотреть нормативную базу, классификацию затрат, основные характеристики и методы анализа затрат на качество.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 141.22 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Классификация  затрат на качество

 

Рыночные отношения требуют  внедрения в практику международных  правил ведение учета, анализа хозяйственной  деятельности и отчетности. В принципе, эту информацию можно разделить  на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую) как по характеру  ее сбора, так и по использованию.

Внутренний учет и анализ называют управленческим; различие между  ним и внешней отчетностью  постоянно углубляется. Во всяком случае управленческий анализ субъективен, конфиденциален, но именно он несет нагрузку обеспечения  принятия решений и им занимаются профессионалы высокого уровня; однако при этом страдают сопоставимость и  возможность обобщения данных различных  фирм.

В Международных стандартах на системы качества отмечается: что, затраты, связанные с качеством, калькулируются (классифицируются) внутри организации согласно ее собственным  критериям.

При этом к затратам, связанным  с качеством, относят затраты, возникающие  при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в  том числе при совершенствовании  качества, а также связанные с  потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество; некоторые потери можно  с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными.

В Международных стандартах на системы качества отмечается важное значение оценки эффективности системы  качества с финансовой точки зрения. Эффективная система качества может  оказывать чрезвычайно важное влияние  на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования хозяйственной  деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции.

Международные стандарты  дают для целей однообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации рекомендации только по некоторым методам  калькуляции затрат на качество для  внешней (финансовой) отчетности о деятельности изготовителя в рамках системы качества:

  1. Метод калькуляции затрат на качество.
  2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами.
  3. Метод определения потерь вследствие низкого качества.

Метод калькуляции  затрат на качество.

Этот метод касается определения  затрат на качество, которые в целом  подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной  деятельности и внешних работ.

Составляющие затрат, связанных  с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции  затрат ПОД (профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д)).

Затраты на профилактику и  оценивание считаются выгодными  капиталовложениями, тогда как на введенные дефектами затраты  считаются убытками.

К составляющим затрат относятся  следующие:

А) Профилактика: деятельность по предотвращению дефектов (например, обучение персонала, метрологическое  обеспечение производства и др.)

Б) Оценивание: испытание, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству;

В) Внутренние затраты, являющиеся следствием дефектов, возникающих до поставки продукции вследствие того, что продукция не отвечает требованиям  к качеству (например, повторное  предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, брак)

Г) Внешние затраты, являющиеся следствием дефектов. Затраты, возникающие  после поставки продукции, когда  выясняется, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, техническое обслуживание и ремонт продукции; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки; затраты, связанные с изъятием продукции; издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции).

Метод калькуляции  затрат, связанных с процессами.

В этом методе используются понятия стоимостей соответствия и  несоответствия любого процесса, причем обе могут быть источником экономии средств. При этом:

А) Стоимость соответствия: затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых  запросов потребителей при безотказности  существующего процесса.

Б) Стоимость несоответствия: затраты, понесенные из-за нарушения  существующего процесса.

Метод определения  потерь вследствие низкого качества.

При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и  внешним потерям вследствие низкого  качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности  потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица рекомендуемых методов  калькуляции затрат на качество.

Методы калькуляции затрат на качество

Метод калькуляции затрат на качество - ПОД

Метод калькуляции затрат, связанных  с процессами

Метод определения потерь вследствие низкого качества

Примечание

элементы затрат

На профилактику

+

   

Предотвращение дефектов

На оценивание

+

   

Испытание, контроль, обследования

Связан.С дефектами

+ (+)

   

До и после поставки продукции

Стоимость соответствия

 

+

 

Полное удовлетворение потребителя  без изменения имеющегося процесса

Стоимость несоответствия

 

+ (+)

 

Полное удовлетворение потребителя  за счет переделки имеющегося процесса

Материальные потери

   

+ (+)

Затраты внутренние и внешние вследствие дефектов

Нематериальные потери

   

+ (+)

Снижение производительности труда, сокращение объема сбыта и. т.п.


 

(+) – затраты в результате  внешних работ (внешние затраты)

+ - затраты внутренние.

 

1.3 Основные характеристики  качества продукции

 

Квалиметрическая  оценка — это оценка качества количественно в виде показателей.

Система показателей качества продукции необходима для отражения  экономической сущности качества через  технические характеристики и свойства.

Показатель качества — это количественное выражение одного или нескольких характеристик или свойств объекта применительно к определенным условиям его создания и эксплуатации. Меры, направленные на повышение качества продукции, должны быть комплексными и охватывать мероприятия по улучшению качества сырья и исходных материалов, совершенствование технологии, послепродажного обслуживания и т.д.

Методы количественной оценки показателей качества составляют содержание науки квалиметрии, которая занимается разработкой правил и приемов  для сбора и обработки данных при определении количественных показателей, например, расчет цены на объекты недвижимости с учетом качественных показателей.

В квалиметрии широко используются методы математической статистики, чем  и объясняется вероятностный  характер многих показателей качества.

Наиболее широко в практике оценки уровня качества используются единичные показатели, имеющие отношение  к одному из свойств (характеристик) качества продукции. Единичные показатели легко поддаются сравнению и  контролю. Рассмотрим классификацию единичных показателей (рис. 1.2).

 

Как видно из рисунка, все  единичные показатели подразделяются на экономические и технические, а последние, в свою очередь, делятся  на эксплуатационные и производственно-технологические.

Рассмотрим структуру  эксплуатационных показателей:

    • показатели назначения;
    • показатели надежности;
    • эргономические показатели;
    • эстетические показатели;
    • экологические показатели;
    • патентно-правовые;
    • прочие.

К производственно-технологическим  показателям относятся следующие:

    • трудоемкость;
    • материалоемкость;
    • энергоемкость;
    • показатели стандартизации и унификации;
    • блочность.
    • К экономическим показателям относятся:
    • капиталовложения в производство;
    • капиталовложения в эксплуатацию;
    • себестоимость единицы продукции;
    • отпускная или рыночная цена.

Рассмотрим отдельные  показатели качества более подробно, так как нельзя говорить о качестве, не понимая содержательную сторону  качества. Начнем с эксплуатационных показателей.

Показатели назначения характеризуют  степень соответствия объекта целевому назначению, конструктивному исполнению, устойчивости к внешним воздействиям. К ним можно отнести, например, коэффициент полезного действия машины, производительность, потребляемую мощность, степень автоматизации  и т.д.

Больший интерес представляют показатели надежности, к которым  относятся безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость. Эти  показатели входят в число важнейших  показателей качества объекта, особенно если последний работает в динамическом режиме (например, транспортные средства, турбины и генераторы, двигатели  и т.д.).

Безотказность — свойство объекта выполнять заданные функции сохраняя свои эксплуатационные параметры в заданных пределах в течение требуемого времени (например, средняя наработка на отказ, гарантийная наработка и т.д.).

Долговечность — свойство объекта, характеризующее срок службы с учетом физического и морального износа до первого капитального ремонта (например, ресурс, средний срок службы, срок службы до первого капремонта и т.д.).

Ремонтопригодность заключается в приспособленности объекта к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей (например, среднее время восстановления, средняя трудоемкость ремонтов и т.д.).

Сохраняемость — свойство объекта сохранять обусловленные показатели в течение и после срока хранения и транспортирования (например, срок сохраняемости).

Эргономические показатели характеризуют в целом систему  машина-человек, учитывают антропометрические, биомеханические, инженерно-психологические  свойства человека, проявляющиеся в  эксплуатации объекта или в производственном процессе.

Эстетические показатели характеризуются композиционной целостностью формы, функциональной целесообразностью  формы (например, обтекаемость), товарным видом объекта.

Патентно-правовые показатели характеризуют количество и весомость  новых изобретений, патентов, реализованных  в объекте. Патентная чистота  объекта сегодня является важным фактором конкурентоспособности продукции  на международных рынках.

Набор отдельных производственно-технологических  показателей (это видно из их названия — трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость) напрямую определяет величину издержек производства в себестоимости  продукции, а значит, и экономические  показатели ее качества. Рассмотрим другие показатели этой группы.

Блочность — характеризует сложность работы по монтажу оборудования, состоящего из сборок, и определяется отношением числа специализированных (приспособленных) сборок к общему числу частей.

Показатели стандартизации и унификации имеют исключительное значение для сроков проектирования и отработки новых изделий. К  их числу можно отнести коэффициенты применяемости, повторяемости, насыщенности, унификации.

Информация о работе Затраты и качество продукции