Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 04:06, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение акцизов, в частности, особенностей исчисления и уплаты налога по операциям с алкогольной продукцией.
Исходя из этого, определены основные задачи, которые необходимо решить в данной работе:
1. изучить историю налогообложения алкогольной продукции;
2. рассмотретьтеоретические аспекты налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию, определить объект налогообложения, налоговую базу, ставки акцизов;
Несколько модифицированное составное понятие алкогольной продукции используется в законодательстве о налогах и сборах.
Так, на основании пп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ (НК РФ) к алкогольной продукции относятся водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, винные напитки, пиво и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 0,5 %, за исключением виноматериалов.С 1 июля 2012 года вступают в силу положения Закона N 171-ФЗ, в соответствии с которыми пиво будет прямо отнесено к алкогольной продукции (пп. "г", пп. "л" п. 3 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ, подпункты 7 и 13.1 ст. 2 Закона N 171-ФЗ в редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.).
В соответствие со ст. 182 НК РФ, объектом налогообложения акцизами признаются следующие операции с алкогольной (спиртосодержащей) продукцией и денатурированным этиловым спиртом:
В соответствии с п. 1 ст.
198 НК РФ налогоплательщик, производящий
подакцизные товары из давальческого
сырья, обязан предъявить к оплате собственнику
давальческого сырья
В соответствие с п. 20 ст. 182 НК РФ под получением денатурированного этилового спирта признается приобретение денатурированного этилового спирта в собственность.
Необходимо отметить, что п. 3 ст. 182 НК РФ установлено, что в целях главы 22 «Акцизы» НК РФ к производству приравнивается и розлив алкогольной продукции. Но это только в том случае, если розлив осуществляется как часть общего процесса производства алкогольной продукции в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно – технической документации, регламентирующими процесс ее производства и утвержденными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Кроме того, к производству
алкогольной продукции
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии со ст.183 НК РФ следующие операции:
В соответствие с пп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, поэтому передача подакцизных товаров от одного структурного подразделения организации другому структурному подразделению реализацией подакцизных товаров не является. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: филиал ликероводочного завода производит спирт – ректификат и передает его в структурное подразделение, занятое производством водки;
Пунктом 2 ст. 184 НК РФ предусмотрено что, налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации либо при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствие со ст. 74 НК РФ или банковской гарантией. Такое поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены п.7 и 7.1 ст. 198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров или ввоза в портовую особую экономическую зону подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и неуплаты им акциза и (или) пеней. При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренным для операций по реализации подакцизных товаров на территории РФ;
Перечисленные операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.
Также не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной (спиртосодержащей) продукции и денатурированного этилового спирта, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
В соответствии со ст. 187 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Порядок определения налоговой базы при исчисления акциза зависит от вида ставки, применяемой к подакцизному товару. Глава 22 НК РФ предусматривает следующие виды ставок: твердые (специфические), адвалорные (в процентах) и комбинированные (состоящие из твердой и адвалорной налоговой ставки).
В соответствии со ст. 193 НК РФ в отношении алкогольной (спиртосодержащей) продукции и денатурированного этилового спирта применяются твердые (специфические) налоговые ставки. Следовательно, налоговая база при реализации (передаче) алкогольной (спиртосодержащей) продукции, денатурированного этилового спирта признаваемых объектом налогообложения акцизом, определяется в соответствии с пп.1 п.2 ст.187 НК РФ как объем реализованной (переданной) алкогольной (спиртосодержащей) продукции, денатурированного этилового спирта в натуральном выражении.
Ставки установлены в фиксированном денежном выражении за единицу измерения и приведены в таблице 1 кодекс.
Проблемы исчисления и уплаты
С 2001 г. до 2006 г. в части уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9% (за исключением вин) действовал режим налогового склада. Он предполагал, что вся продукция до момента ее реализации находится под контролем налоговых органов и подлежит маркировки региональными специальными марками. Было установлено, что при реализации производителем алкогольной продукции со своего акцизного склада напрямую населению на территории субъекта РФ 100%ставки акциза уплачивалось в бюджет региона, в котором находился производитель. Данная система была призвана исполнять не только фискальные и распределительные функции, но и служить для надзора за оборотом. Однако при анализе правильности уплаты акцизов на алкогольную продукцию было установлено, что введенная система не устранила нарушения, допускаемые налогоплательщиками, при уплате акцизов. Региональные бюджеты ежегодно теряли значительные суммы не поступивших в их бюджеты налогов.
В целях сокращения случаев уклонения от уплаты акцизов по алкогольной продукции и, соответственно, потерь доходов бюджета от поступлений этого налога был принят Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 107-ФЗ, упразднивший с 2006 г. режим акцизного налогового склада в отношении алкогольной продукции. Это позволило значительно сократить количество налогоплательщиков и повысить эффективность контроля.
В целях минимизации потерь бюджетов субъектов РФ с 2006 г. (по настоящее время) установлен следующий порядок распределения акцизов на алкогольную продукцию между субъектами РФ: 20% акцизной ставки уплачивается заводом-производителем в бюджет региона по месту его нахождения, а оставшиеся 80% распределяются между регионами по нормативам, утверждаемым законом о бюджете на очередной год. Журнал Все для бухгалтера №16 -2006г.
Уплата акцизов может осуществляться несколькими способами: с применением акцизных марок; с применением так называемых налоговых бондов — ценных бумаг, эмитированных частными банками и страховыми компаниями, гарантирующих уплату налога по товарам, находящимся на территории склада или производственной территории, в случае, если фактический плательщик не выполнит своих налоговых обязательств; уплата наличным платежом. Акцизные марки, или акцизные бандероли, — вид фискальных марок для оплаты акцизного сбора на отдельные виды товаров народного потребления, таких как, например, вино и табак. Применение акцизных марок позволяет государству своевременно обнаруживать товары, не оплаченные акцизным сбором, а покупателю гарантирует качество и количество покупаемого товара. К преимуществам подобного метода уплаты акцизов относится относительная простота в администрировании и контроле за уплатой. Фактически контроль за уплатой сводится к физическому контролю за наличием марок на подакцизных товарах и за их количеством. Одним из главных недостатков акцизных марок является возможность их подделки, а также невозможность их использования в случаях неделимости подакцизного товара, а также при обложении услуг. С целью контроля за уплатой акциза или же применения по назначению льготируемых подакцизных товаров иногда применяется их окраска. Акцизные марки используются в основном при уплате акцизов на алкогольные товары (в случае их розничной реализации в емкостях малых объемов), на табачные изделия (в случае их продажи в пачках или коробках) или же на парфюмерные изделия. В случае, если обязательство по налогу возникает в момент производства, а между стадией производства подакцизной продукции и ее реализацией существует значительный разрыв во времени, может применяться гарантирование уплаты налога с применением налоговых бондов. Приобретение данных ценных бумаг позволяет осуществлять хранение, а также переработку подакцизных товаров на специальных территориях без немедленной уплаты акциза. Подобная отсрочка предоставляется в связи с тем, что эмитенты бондов (коммерческие банки или страховые компании) гарантируют уплату налога в случае неисполнения своих обязательств фактическим налогоплательщиком — держателем бонда. Федеральные налоги и сборы: Учебное пособие / Г.Л. Баяндурян, А.А. Полиди, М.Л. Осадчук; Под общ. ред. проф. Г.Л. Баяндурян., (Гриф) ; Полиди А.А. , Осадчук М.Л. ; 2012 ; Инфра-М , Магистр