Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 04:06, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение акцизов, в частности, особенностей исчисления и уплаты налога по операциям с алкогольной продукцией.
Исходя из этого, определены основные задачи, которые необходимо решить в данной работе:
1. изучить историю налогообложения алкогольной продукции;
2. рассмотретьтеоретические аспекты налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию, определить объект налогообложения, налоговую базу, ставки акцизов;
Необходимо также предоставить участникам алкогольного рынка право свободного доступа к данным государственного реестра выданных лицензий и установить обязанность участников алкогольного рынка осуществлять проверку предоставляемых им лицензий. Налоговый контроль за сбором акцизов находится не на должном уровне. Но прежде чем говорить о проблемах, необходимо определить, каким образом осуществляется налоговое администрирование производства и реализации алкогольной продукции. Оно заключается, прежде всего, в лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При выдаче лицензии налоговые органы изучают документы на предмет соответствия деятельности организации лицензионным требованиям. Перечень представляемых документов весьма обширен. В рамках лицензирования налоговые органы обследуют территорию и помещения, предназначенные для производства, хранения и реализации алкогольной продукции. Кроме того, они проводят камеральные, выездные налоговые и внеплановые тематические проверки, если есть основания предполагать, что налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов. На предприятиях, выпускающих спирт и алкогольную продукцию, сотрудники налоговых органов контролируют учет производства данной продукции. Для этого они используют приборы, определяющие концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции. Такие приборы установлены на линиях розлива всех спиртовых заводов. При длительных и междусменных простоях налоговые органы блокируют оборудование для розлива алкогольной продукции.
Необходимо усилить контроль за алкогольной продукцией непосредственно на предприятиях. Постоянное присутствие налоговых инспекторов на предприятии, на мой взгляд, целесообразно. На мой взгляд также целесообразно предложить перевести контроль за алкогольным рынком с ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная система учета алкоголя) на региональные власти. Все функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции целесообразно передать в субъекты РФ, что позволит им осуществлять меры, направленные на обеспечение защиты здоровья и жизни граждан. Предлагается оставить ЕГАИС только учетно-аналитическую функцию, лишив при этом разрешительно-запретительных полномочий. Также необходимо отказаться от обязательной спецмаркировки алкогольной продукции, как от бесполезного механизма регулирования отрасли и пересмотреть функции ЕГАИС, поэтапно вводимой с 2006 г. В ситуации возврата регионам полномочий контроля за алкогольным рынком каждый субъект федерации будет устанавливать свои правила.
Предлагается ввести единую (плоскую, недифференцированную) ставку акциза на спирт со 100-процентной предоплатой, что облегчит исчисление акцизов, а, следовательно, и контроль за их уплатой.
Акцизы по таким товарам, как: табачные изделия, спирт, алкогольная продукция, пиво – целесообразно взимать на стадии производства. Причем учитывая специфический характер ставки акциза по данным товарам, контролю должны подлежать лишь объемы производства.
Кроме того, стоит отметить, что из-за производства нелегальной продукции по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в настоящее время в Российской Федерации от случайного отравления алкогольной продукцией в год умирает более 23 тысяч человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, - более 75 тысяч человек в год.
Налогово-правовое
регулирование рынка
Заключение
Акцизы на алкогольную продукцию являются необходимым элементом налоговой системы и широко применяются на современном этапе, как в России, так и в большинстве развитых стран мира. Позиция акцизов на алкогольную продукцию в структуре налоговых доходов бюджета может быть оценена как стабильно устойчивая.
Россия обладает многовековым опытом эффективной организации винной монополии, когда изготовление и продажа спиртосодержащих жидкостей были исключительной прерогативой государства и приносили ему колоссальный доход. Основные отечественные законы о винных откупах и акцизах, правила монопольной торговли алкогольными напитками и уставы о питейных сборах инициировались и утверждались на протяжении многих столетий именно правителями России. В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки - квас, пиво и питной мед с давних времен считались на Руси источником пополнения казны. Помимо акцизов на алкогольную продукцию в России издавна широко использовались акцизы на предметы массового потребления. Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. И поскольку это были товары массового личного или промышленного потребления, за счет такого обложения бюджет Российской империи получал 61% всех доходов. В 20-е годы, на заре советской власти, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички - в нищей стране брать налоги было больше не с чего. В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах. Плательщиками акциза были преимущественно государственные предприятия. Система акциза была отменена налоговой реформой 1930-1931 гг. В СССР слово «акциз» употреблялось только для характеристики соответствующих налогов капиталистического государства, хотя в 80-е годы налог с оборота по алкогольной продукции составлял более 10% всех бюджетных доходов. После распада СССР в России вновь введена система акциза.
Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и фактически оплачиваемые покупателями, хотя юридически плательщиками в казну выступают организации, производящие и реализующие товары.
Рассмотрение теоретических аспектов налогообложения в РФ в части акцизов на алкогольную продукцию, а также практическое применение положений главы 22 «Акцизы» НК РФ с учетом последних изменений (на конкретных цифровых примерах) показало следующее.
К алкогольной продукции относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, за исключением виноматериалов.
Плательщиками акцизов по алкогольной продукции являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Объект налогообложения акцизами на алкогольную продукцию возникает при реализации на территории РФ лицами произведенной ими алкогольной продукции, при передаче алкогольной продукции произведенной из давальческого сырья, при передаче в структуре организации для дальнейшего производства неподакцизных товаров, при передаче алкогольной продукции, произведенной для собственных нужд, при передаче в уставный капитал организаций, при передаче на переработку на давальческой основе, при ввозе на таможенную территорию РФ.
Налоговая база определяется как объем реализованной алкогольной продукции в натуральном выражении. Налоговым периодом признается календарный месяц.
Сумма акциза
по алкогольной продукции
а) вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении алкогольной продукции либо уплаченные налогоплательщиком при ее ввозе на таможенную территорию РФ, выпущенной в свободное обращение, в дальнейшем использованной в качестве сырья для производства подакцизных товаров;
б) подлежат вычету суммы акциза в случае безвозвратной утери алкогольной продукции в процессе ее производства, хранения и перемещения;
в) при передаче алкогольной продукции, произведенной из давальческого сырья, в случае, если им являются подакцизные товары, вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные собственником этого давальческого сырья при его приобретении;
г) вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем алкогольной продукции;
д) вычетам подлежат суммы акциза по этиловому спирту, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.
Все эти вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком алкогольной продукции либо предъявленных им собственнику давальческого сырья при его производстве, либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз алкогольной продукции на таможенную территорию РФ и уплату соответствующей суммы акциза.
Вычетам подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении алкогольной продукции либо предъявленные налогоплательщиком и уплаченные собственником давальческого сырья при его производстве, либо фактически уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ алкогольной продукции, выпущенной в свободное обращение.
На основе проведенного исследования, учитывая особенности государственного регулирования производства и оборота денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, проблематику налогообложения акцизами в данной области, можно сделать вывод, что данная отрасль имеет большое экономическое и социальное значение в Российской Федерации. Но не стоит забывать, что помимо важной роли, данная отрасль несет проблемы, которые требуют взвешенного системного подхода к их решению.
Кроме того, неумеренная политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкогольной продукции может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Также нужно принять во внимание и тот факт, что экономическое развитие части регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в указанных регионах. В связи с этим важно, чтобы действующая система обложения акцизами алкогольной продукции, отвечала следующим принципам:
а) наряду с другими источниками доходов бюджетов обеспечивала их оптимальным объемом финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения своих функций;
б) регулировала
производство и потребление алкогольной
продукции с целью
Одной из главных проблем является доля нелегального товара на рынке алкогольной продукции в России. Также следует отметить, что на современном этапе остро стоит проблема борьбы с теневым производством алкогольной продукции.
Данные проблемы в большей или меньшей степени характерны не только для Российской Федерации, но и для других стран. Опираясь на опыт других стран, эффективной стратегией решения задач по защите потребителя должно стать резкое повышение требований к качеству производимой или ввозимой алкогольной продукции. Необходимо пересмотреть существующие ГОСТы и привести их в соответствие с самыми высокими мировыми стандартами, а также построить реальную общегосударственную систему контроля, предотвращающую производство и реализацию суррогатов. Такая система может быть организована в рамках государственной монополии на оборот этилового спирта, что позволит в большей степени консолидировать усилия по контролю над производством и реализацией алкогольной и спиртосодержащей продукцией и реформировать законодательную базу.
В заключении нельзя не отметить тот факт, что производители данного вида подакцизной продукции не проявляют особого желания уплачивать донный налог и остальные налоги в целом.
Список использованных источников: