Акцизы на алкогольную продукцию в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 04:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение акцизов, в частности, особенностей исчисления и уплаты налога по операциям с алкогольной продукцией.
Исходя из этого, определены основные задачи, которые необходимо решить в данной работе:
1. изучить историю налогообложения алкогольной продукции;
2. рассмотретьтеоретические аспекты налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию, определить объект налогообложения, налоговую базу, ставки акцизов;

Файлы: 1 файл

Курсовая акцизы.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

 

Сумма акциза по алкогольной продукции исчисляется  по итогам каждого налогового периода, который установлен как календарный  месяц, применительно ко всем операциям, по реализации алкогольной продукции имевшим место в соответствующем налоговом периоде. Налогоплательщик, осуществляющий операции с алкогольной продукцией, признаваемые в соответствии с главой 22 НК РФ объектом налогообложения, обязан предъявить к оплате покупателю (собственнику давальческого сырья) соответствующую сумму акциза. Это установлено статьей 198 НК РФ.

В расчетных  документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение  средств с аккредитива, первичных  учетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой. При реализации алкогольной продукции в розницу соответствующая сумма акциза включается в цену указанного товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма акциза не выделяется (п. 4 ст. 198НК РФ). Согласно п. 5 ст. 198 НК РФ при ввозе алкогольной продукции на таможенную территорию РФ соответствующие заполненные таможенные формы и расчетные документы, удостоверяющие факт уплаты акциза, используются как контрольные документы для установления обоснованности налоговых вычетов.

Статья 199 НК РФ определяет порядок отнесения сумм акциза. Суммы  акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации алкогольной продукции и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль [2]. Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком по операциям передачи алкогольной продукции, признаваемым объектом налогообложения, а также при их реализации на безвозмездной основе, относятся у налогоплательщика за счет соответствующих источников, за счет которых относятся расходы по указанным подакцизным товарам. Покупатель, предъявленные ему суммы акциза учитывает в стоимости приобретенной алкогольной продукции. Также в стоимости алкогольной продукции учитываются суммы акциза, фактически уплаченные при ввозе этой продукции на таможенную территорию Российской Федерации. Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов) относятся собственником давальческого сырья (материалов) на стоимость подакцизных товаров, произведенных из указанного сырья (материалов). Исключение составляют случаи передачи подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, для дальнейшего производства подакцизных товаров (абз. 3 п. 2 ст. 199 НК РФ).

Сумма акциза по алкогольной продукции, исчисленная  исходя из налоговой базы, не всегда совпадает с суммой акциза, подлежащей уплате в бюджет. Это объясняется  тем, что НК РФ предусматривается уменьшение начисленной суммы акцизов по облагаемым операциям на величину налоговых вычетов. Такие вычеты производятся на основании выставленных поставщиком счетов-фактур, в которых сумма акциза выделена отдельной строкой, и документов, подтверждающих оплату приобретенных товаров по цене с акцизом. Если в расчетных документах сумма акциза отдельно не указана, возместить акциз по приобретенным товарам нельзя.

Рассмотрим  виды и порядок применения налоговых  вычетов, уменьшающих начисленную  сумму акцизов по операциям с  алкогольной продукцией. Согласно п. 2 ст. 200 НК РФ вычетам подлежат суммы  акциза, предъявленные продавцами и  уплаченные налогоплательщиком при  приобретении алкогольной продукции либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе алкогольной продукции на таможенную территорию РФ, выпущенной в свободное обращение, в дальнейшем использованной в качестве сырья для производства подакцизных товаров. А при исчислении суммы акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % указанные налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акциза на этиловый спирт на дату приобретения подакцизного товара, использованного в качестве сырья. При передаче алкогольной продукции, произведенной из давальческого сырья, в случае если им являются подакцизные товары, вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные собственником этого давальческого сырья при его приобретении, либо уплаченные им при его ввозе на таможенную территорию РФ, выпущенного в свободное обращение, а также суммы акциза, уплаченные собственником этого давальческого сырья при его производстве. Об этом сказано в п. 3 ст. 200 НК РФ. В случае если в качестве давальческого сырья использовались подакцизные товары, по которым на территории РФ уже был уплачен акциз, налоговые вычеты производятся при предоставлении налогоплательщиками копий платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт уплаты владельцем сырья, либо факт оплаты владельцем стоимости сырья по ценам, включающим акциз.

В п. 2 ст. 200 НК РФ предусмотрено, что вычету подлежат суммы акциза, уплаченные по алкогольной продукции, безвозвратно утерянной в процессе ее производства, хранения, перемещения и последующей технологической обработки. Однако размер этого вычета ограничен суммой акциза, исчисленного с потерь, которые не превышают нормы естественной убыли, утвержденные федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 4 ст. 200 НК РФ вычетам будут подлежать суммы акциза, уплаченные на территории РФ по этиловому спирту, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.

Воспользоваться правом на налоговый вычет может лишь производитель  этой алкогольной продукции в  момент ее реализации. Чтобы подтвердить  право на вычет, он должен иметь платежные  документы с отметкой банка об оплате продавцом, производящим виноматериалы, этилового спирта с учетом акциза. Определяя размер этого вычета, налогоплательщику следует обратить внимание на п. 2 ст. 201 НК РФ. В нем содержится ограничение суммы акциза, подлежащей вычету. Она не может превышать суммы акциза, рассчитанной по следующей формуле: Налоги и налогообложение./ Тарасова В.Ф, Семыкина Л.Н, Сапрыкина Т.В., 3-е изд., перераб. - М.: Кнорус, 2007. —320с.


 

где   - сумма налога, уплаченная по спирту этиловому и использованному для производства вина;

 

 - ставка акциза за 1 литр безводного этилового спирта;

 

 - фактическая крепость  вина, %;

 

 - объем реализованного  вина.

Если к вычету предъявлена  сумма, превышающая величину, рассчитанную по этой формуле, разница относится за счет чистой прибыли предприятия.

Также налогоплательщик, в соответствии с п. 7 ст. 200 НК РФ, имеет право уменьшить общую  сумму акциза по алкогольной продукции  на сумму акциза, исчисленную налогоплательщиком с сумм авансовых и иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок. Такие вычеты проводятся после отражения в учете операций по реализации алкогольной продукции (п. 7 ст. 201 НК РФ).

Уплата акциза при реализации налогоплательщиками  произведенной ими алкогольной  продукции производится исходя из фактической реализации продукции за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.3 ст. 204 НК РФ). Налоговая декларация по акцизам на алкогольную продукцию, согласно п. 5 ст. 204 НК РФ, представляется в налоговые органы не позднее 25-го числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом.

Проблематичными для  налогоплательщиков-производителей водки  оказались внесенные законом  от 27.11.2010г. №306-ФЗ изменения. А именно касающиеся установления авансовых платежей акцизов, смысл которых заключается в их уплате самими производителями алкогольной продукции до закупки этилового спирта у организации, производящей спирт, в дальнейшем используемого для производства непосредственно водки. Согласно п.5 ст.199 НК РФ суммы авансового платежа не учитываются в стоимости алкогольной продукции и подлежат вычету в порядке, установленном п.16 ст.200 НК РФ. Учитывая изменения, этиловый спирт можно будет приобрести для производства водки только при предварительном перечислении авансового платежа в предыдущем налоговом периоде налогового периода отгрузки, получив одобрение налогового органа и оплатив аванс за три дня до его отгрузки продавцу — производителю этилового спирта. При таком правовом регулировании, на первый взгляд достаточно жестком, производителям придется не единожды корректировать планы производства и реализации подакцизной алкогольной продукции, что может привести в ряде случаев к простою производства или егонеинтенсивной работе, нерациональному использованию трудовых ресурсов, созданию ситуации, при которой может произойти полное затаривание складских помещений или, наоборот, наличию недостаточного складского остатка производственного запаса и в результате — к неисполнению договорных отношений с контрагентами. Налоговый вестник март 2011 №3 с.41-46

Также одной  из главных - проблем являются слишком  высокие ставки акциза, которые являются экономическим тормозом в развитии легального производства и оборота  алкогольной продукции. Акцизы на алкогольную продукцию будут расти ежегодно: с 2013 года — до 400 рублей, с 2014 года — до 500 рублей. Увеличение стоимости алкогольной продукции плохо сказывается на размерах продаж. http://www.specletter.com/ekonomika/2012-04-29/rosalkogolregulirovanie-stanovitsja-odnim-iz-samyh-korrumpirovannyh-vedomstv.html

Государственный контроль налогообложения алкогольной  продукции

Как системное  явление Государственный финансовый контроль за оборотом алкогольной продукции  включает в себя: контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции, соблюдением  законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями; налоговый контроль за полнотой исполнения субъектами, осуществляющими операции с алкогольной продукцией, возложеных на них налоговых обязанностей.

Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

  1. алкогольная продукция, производимая на территории РФ, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством РФ;
  2. алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной  отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории РФ алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории РФ алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 года № 786 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции»

Технология  изготовления и нанесения федеральных  специальных марок должна исключать  возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность  нанесения на них и считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы.

Материалы проверок свидетельствуют о низкой эффективности  действующего механизма взимания акцизов  на алкогольную продукцию, предусматривающего начисление и уплату основной части акцизов при реализации алкогольной продукции в оптово-розничную сеть. Широко используемая недобросовестными налогоплательщиками практика многоступенчатой отгрузки алкогольной продукции без уплаты акцизов из одних регионов в другие при отсутствии действенного контроля за движением алкогольной продукции, следовательно, и за уплатой акцизов со стороны налоговых органов приводит к значительным потерям бюджетов всех уровней. В ходе проведенных Счетной палатой Российской Федерации встречных проверок установлено, что объемы и номенклатура алкогольной продукции, полученной акцизными покупателями, не совпадают с объемами и номенклатурой алкогольной продукции, отгруженной в их адрес акцизными поставщиками. 

 Согласно Налоговой политике на 2010 год и на плановый период 2011и 2012 годов одним из способов уклонения от уплаты акцизов на алкогольную продукцию стало использование так называемой «спиртосодержащей схемы». Суть заключается в том, что производители алкогольной продукции в нарушение требований нормативно-технической документации используют в качестве сырья для производства такой продукции не спирт этиловый, а спиртосодержащую продукцию. При этом налогоплательщики акцизов имеют право уменьшить сумму акциза, исчисленную по алкогольной продукции на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья. Таким образом, неправомерная замена товаров, используемых в качестве сырья, является причиной завышения суммы акциза, подлежащей налоговым вычетам, то есть возмещаемой из бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, уменьшалась сумма начисленного к уплате акциза за счет зачета переплаты по налогу на добавленную стоимость, которая возникала в результате действия схемы, приводящей к превышению налоговых вычетов по налогу на приобретенные и оприходованные товары над налогом, начисленным за реализованную продукцию. Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов  www.consultant.ru/law/hotdocs/6655.html

В целях стабилизации ситуации на алкогольном рынке, сокращения потерь бюджетной системы предлагается еще раз рассмотреть неоднократно вносимое Счетной палатой Российской Федерации в Правительство Российской Федерации предложение о переносе налоговой нагрузки на производителей спирта и переходе к государственной монополии на оборот этилового спирта. Как показывают проверки Счетной палаты Российской Федерации, недостатки действующего законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции, а также недостаточный контроль со стороны федеральных органов исполнительной власти в этой сфере, позволяют в ряде случаев на производственных площадях действовавших ранее предприятий, имеющих значительную задолженность по налогам и сборам, образовывать «новые» предприятия, совладельцами которых, как правило, остаются те же учредители. Поэтому необходимо внести поправку в законы, которая исключила бы возможность создания новых юридических лиц на производственных площадях предприятий, накопивших налоговую задолженность. Пансков В. Г. Аналитическая записка о проблемах налогового, таможенного и бюджетного законодательства Российской Федерации и предложениях по его совершенствованию. // Бюллетень Счетной палаты РФ - 2006. - № 8 (80);

Информация о работе Акцизы на алкогольную продукцию в РФ