Министерство образования
и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»
Институт Экономики
Кафедра Финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Федеральные
налоги и сборы с организаций
Акцизы:
сущность, необходимость, фискальная роль
Наименование направления
(специальности, профиля
подготовки): Налоги и налогообложение
Ф.И.О студента: Мельниченко
Валерия Игоревна
Номер группы: 0046
Номер зачетной книжки: 100920
Дата регистрации курсовой
работы кафедрой ____________
Проверил:__________________________________________
Оценочное заключение:
Новосибирск 2013
ЗАЯВЛЕНИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОМ
ХАРАКТЕРЕ ВЫПОЛНЕННОЙ
РАБОТЫ
Я, Мельниченко
Валерия Игоревна студент 4 курса
специальности «Налоги и
налогообложение»
заявляю, что в моей курсовой
работе
на тему «Акцизы: сущность,
необходимость, фискальная роль»,
не содержится элементов плагиата.
Все прямые заимствования из
печатных и электронных источников, а
также из защищенных ранее письменных
работ, кандидатских и докторских диссертаций
имеют соответствующие ссылки.
Дата
Подпись
СОДЕРЖАНИЕ
Введение4
1 Становление
акцизного законодательства: российская
и зарубежная
практики6
1.1 История возникновения
акцизов6
1.2 Социально-экономическая
сущность и необходимость акцизов9
1.3 Зарубежный
опыт применения акцизов в
странах-членах Евросоюза13
2 Анализ действующего
законодательства акцизов в Российской
Федерации18
2.1 Обзор действующего акцизного
законодательства России и прогноз на
2015 - 2016 годы 18
2.2 Анализ значимости роли
акцизов в Консолидированном бюджете
Российской Федерации23
3 Перспективы совершенствования
акцизного налогообложения32
Заключение35
Список использованных источников39
ВВЕДЕНИЕ
Акциз - это косвенный налог,
взимаемый с налогоплательщиков, производящих
и реализующих подакцизную продукцию,
это индивидуальный налог на отдельные
виды и группы товаров, входящие в специальный
перечень. Акцизы имеют древнюю историю.
В России всегда облагались некоторые
дефицитные товары либо отдельные виды
таких товаров, без которых граждане обойтись
не могли, потому были вынуждены их покупать,
несмотря на взимание акцизов. Например,
до революции в России существовали табачный,
спичечный, нефтяной и сахарные акцизы.
В 20-е годы, акцизами облагались соль, сахар,
керосин и спички. В СССР акциз использовался
в период новой экономической политики,
что обусловливалось острой нуждой государства
в денежных средствах. После распада СССР
в России вновь введена система акциза.
Становление современной российской
налоговой системы, а также процесс активного
законотворчества в сфере налогообложения
в течение последних нескольких лет вызывают
необходимость комплексного научного
анализа причин, сущности и последствий
отдельных аспектов происходящих явлений.
Система косвенных налогов, являясь составной
частью налоговой системы, обеспечивает
поступление значительной части финансовых
ресурсов государства. Применительно
к акцизам сегодня как нельзя более справедливо
утверждение о том, что косвенные налоги
давно уже зачастую вовсе не законы об
обложении в чистом виде, а законы о регулировании
производства и потребления; и социально-политические
задачи, ставящиеся перед косвенными налогами,
нередко определяют собой строй этих налогов.
Изыскание и правовое установление наиболее
оптимальных способов налоговых изъятий
в виде акцизов; требует исследования
сущности этих налоговых платежей, обусловленной
единством экономической и правовой природы
косвенных налогов.
Актуальность темы курсовой
работы состоит в том, что акцизы являются
важным источником налоговых поступлений.
Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее
высока на самом первом этапе переходного
периода, благодаря относительной легкости
их сбора и четкому определению налоговой
базы.
Цель курсовой работы - исследовать
сущность, современного состояния и перспектив
развития акцизного налогообложения в
России. В соответствии с данной целью
были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения
акцизов;
- рассмотреть социально-экономическую
природу акцизов и их необходимость;
- рассмотреть зарубежный
опыт применения акцизов;
- исследовать действующее акцизное
законодательство России и рассмотреть
прогноз на 2015 - 2016 годы;
- исследовать значимость
роли акцизов в Консолидированном
бюджете Российской Федерации;
- исследовать перспективы
совершенствования акцизного налогообложения.
Объектом исследования в данном
курсовом проекте выступают социально-экономическая
сущность, роль акцизов в налоговой системе
и Федеральном бюджете Российской Федерации.
Предмет курсовой работы составляет
действующая система налогообложения
акцизов в Российской Федерации.
Методы исследования: описание,
измерение, сравнение.
Методологической основой служат:
методы системного, логического, сравнительного,
синтеза, методы наблюдения.
Информационной базой исследования
являются: нормативно - правовые документы,
материалы статистических данных, периодические
издания, материалы зарубежных и отечественных
экономистов, информация в сети Интернет.
1 Становление акцизного
законодательства: российская и
зарубежная практики
- История возникновения
акцизов
Сущность и природа акцизов
сходна с налогом на добавленную стоимость.
Отличительной особенностью индивидуальных
акцизов является то, что ими облагается
вся стоимость реализованных подакцизных
товаров (либо весь объем реализованной
или полученной продукции в натуральном
выражении). Причем перечень подакцизных
товаров устанавливается государством
[19].
В Российской империи под акцизом
подразумевался косвенный налог только
на предметы внутреннего производства,
выделываемые и продаваемые частными
лицами, взимаемый собственно с потребления.
Акцизная система была тесно связана с
системами государственных монополий
и таможенным налогообложением. В отличие
от современных систем акцизного обложения
до 1917 г. в России не облагались импортируемые
товары - они подлежали обложению таможенными
пошлинами. Акцизом облагались только
предметы, выделываемые и продаваемые
частными лицами [18].
В конце XIX - начале XX в. Объектами
акцизного обложения были:
- свеклосахарное производство;
- крепкие напитки;
- табак;
- осветительные нефтяные масла;
- зажигательные спички.
До 1 января 1881 г. существовал
акциз с соли.
По росписи 1889 г. поступления
по видам акцизов составляли: со свеклосахарного
производства - 17,2 млн.руб., питейный доход
- 256,9 млн.руб., с табака - 26,2 млн.руб., с осветительных
масел – 8,0 млн.руб.
Акциз со свеклосахарного производства
впервые был введен в 1848 г. Акциз исчислялся
по количеству суточной добычи, в зависимости
от процентного (норма 3%) содержания сахара
в свекловице и от числа емкости силы снарядов
и составлял от 90 до 60 копеек с пуда пробеленного
песка. В связи с усовершенствованием
производства сахара и повышением норм
выходов песка из свекловицы и норм работы
снарядов в 1864 г. установлено вместо одной
три нормы (4,5, 5 и 6%) и акциз был понижен
до 20 коп.
По правилам 1872 г. все заводы
были разделены по местоположению, устройству
и различию снарядов и соответственно
этому делению были установлены новые
нормы выходов. Правилами 12 мая 1881г. была
установлена обязательная фабричная отчетность
(фабричные книги и журналы) для производителей
сахара.
Причитающийся акциз вносился
в казначейства в три срока (1 июня, 1 сентября,
1 декабря) по третям. На оставшуюся недоимку
начислялась пеня за каждый месяц по 2%.
Акциз за вывезенный за границу сахар
возвращался.
Акциз с крепких напитков взимались
по Уставу о питейном сборе от 4 июля 1861
г. По этому уставу сбор с крепких напитков
состоял из: патентного сбора с фабрик
и торговых помещений и акциза, которым
были обложены:
- спирт и вино, выкуренные из
разного рода хлеба, картофеля, свекловицы
и других припасов;
- спирт, выкуренный из винограда
и других ягод и фруктов;
- портер, вино всех родов и мед;
- брага, приготовляемая на особо
устроенных заводах.
Не подлежали обложению:
- спирт и вино, вывозимые за
границу;
- виноградное вино, уксус и
медовый квас;
- осветительный спирт;
- еврейское изюмное (розенковое)
вино.
Акциз уплачивался заводчиком
в момент выпуска спирта из подвалов в
продажу.
Акциз с пива исчислялся «по
силе и продолжительности действия заводов»
и вносился вперед за все назначенные
в объявлении заводчика дни; с меда - по
вместимости котлов и числу дней варки.
Акциз с пива взимался в размере 30 копеек
с ведра емкости заторного чана. Сверх
того, с пивоваренных заводов взимался
патентный сбор. Варение пива в котлах
и корчагах для домашнего употребления
без возведения для того построек было
разрешено лишь в монастырях и деревнях.
Акциз с дрожжей взимался в
размере 10 копеек с фунта дрожжей внутреннего
производства и 14 копеек с фунта дрожжей,
привозимых из-за границы. Патентный сбор
взимался в размере 10 руб. с завода для
приготовления хлебных прессованных дрожжей,
без винокурения, и 18 руб. с завода для
пивных дрожжей.
Акциз с табака. Уставом 1861 г.
был учрежден контроль над продажей и
развозкой сырого табака. Приготовление
табачных изделий, возможно было лишь
на фабриках. Приготовление этих изделий
для домашнего употребления разрешалось
табаководам, но без употребления других
орудий, кроме обыкновенного ножа, и хозяевам
квартир без приглашения для этого рабочих.
Желающий открыть фабрику должен был предоставить
в акцизное управление ее план и подробное
описание.
Взимание акциза производилось
посредством бандеролей, которые отпускались
лишь лицам, имеющим патент на фабрику.
В 1887 г. был установлен следующий тариф
бандерольного обложения: курительный
табак за 1 фунт 1-го сорта - 90 коп.; 2-го -
48 коп.; 3-го - 30 коп.; папирос 1 сорта - 20 коп.;
2-го сорта - 9 коп.
Акциз с осветительных масел
был установлен в 1872 г. как акциз с «фотогенного
производства» по 27 коп. с пуда, исчисленного
по емкости перегонных кубов, но в 1877г.
отменен. С 15 января 1888г. акцизом были обложены
все продукты из нефти. При экспорте нефтяных
масел акциз «слагался» (подлежал возврату
или зачету).
Акциз с зажигательных спичек
первоначально был введен в 1849г. в размере
1 руб. с 1000 штук в городской доход (производство
спичек допускалось только в столицах),
а в 1860г. акциз был отменен. Налог вновь
вводится в 1888г. Доход казны состоял из
патентного сбора со спичечных фабрик
и акциза, взимаемого посредством бандероля.
Экспортируемые спички перевозились без
обложения акцизом, но должны были снабжаться
акцизного надзора [7].
Впоследствии акцизы взимались
на основании Федерального закона от 17.03.1996
№ 23-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ
«Об акцизах»», в соответствии с которым
вся прежде система исчисления и взимания
акцизов была коренным образом реформирована.
Объектами обложения стали: этиловый спирт,
спиртосодержащая продукция (за иск. денатурированной),
алкогольная продукция, пиво, табачные
изделия, ювелирные изделия, нефть, бензин
автомобильный, легковые автомобили, а
также отдельные виды минерального сырья
в соответствии с перечнем, утверждаемым
Правительством РФ [3].
С 1 января 2001г. введена новая
система взимания акцизов, которая определена
главой 22 «Акцизы» Налоговый Кодекс Российской
Федерации (далее НК РФ).
Многие акцизы утратили силу,
например, акцизы с зажигательных спичек,
с дрожжей, с пива, остались акцизы с тех
товаров, на которые с годами спрос только
возрастает (алкогольная продукция, табачные
изделия, нефтепродукты) [2].
- Социально - экономическая
сущность и необходимость акцизов
Налогообложение подакцизных
товаров, производимых и реализуемых в
Российской Федерации (далее РФ), регламентируется
главой 22 НК РФ. В соответствии с этим документом
акцизами облагаются: товары, произведенные
на территории РФ: все виды спирта, спиртосодержащая
продукция (растворы, эмульсии, суспензии)
с объемной долей этилового спирта более
9 процентов, алкогольная продукция, пиво,
табачная продукция, легковые автомобили
и мотоциклы мощностью двигателя свыше
112,5 кВт, дизельное топливо, автомобильный
бензин, моторные масла, прямогонный бензин
(то есть бензиновые фракции, полученные
в результате переработки нефти, угля
и другого сырья) [1].
Согласно статье 179 НК РФ налогоплательщиками
признаются организации, индивидуальные
предприниматели, лица, которые провозят
товары через таможенную границу Российской
Федерации [1].
Согласно статье 182 НК РФ объектом
налогообложения признаются следующие
операции:
- реализация на территории
Российской Федерации лицами произведенных
ими подакцизных товаров;
- передача прав собственности
на подакцизные товары одним лицом другому
на возмездной или безвозмездной основе,
а также использование их при натуральной
оплате;
- продажа лицами переданных
им на основании приговоров или решений
судов конфискованных или бесхозных подакцизных
товаров, подакцизных товаров от которых
произошел отказ в пользу государства
и которые подлежат обращению в государственную
или муниципальную собственность;
- передача на территории РФ
лицами произведенных ими из давальческого
сырья подакцизных товаров собственнику
этого сырья;
- передача в структуре организации
произведенных подакцизных товаров для
дальнейшего производства не подакцизных
товаров за исключением прямогонного
бензина для дальнейшего производства
продукции нефтехимии в структуре организации
имеющей свидетельство о регистрации
лица совершающего операции с прямогонным
бензином, передача денатурированного
этилового спирта;
- передача на территории РФ
лицами произведенных ими подакцизных
товаров для собственных нужд;
- ввоз товаров на таможенную
территорию РФ;
- передача на территории РФ
лицами произведенных ими подакцизных
товаров в уставный капитал организации;