Директор департамента стратегического
анализа ФБК Игорь Николаев считает, что
стремительное повышение акцизов на табачные
изделия не приведет к росту доходов в
бюджет. По его словам, Минздрав производит
расчеты «на бумаге», исходя из текущих
показателей продажи сигарет, поэтому
получается цифра 1 трлн. рублей и снижение
потребления табака. Однако в реальности
все происходит по-другому: легальное
производство сигарет сокращается, увеличивается
доля контрафакта. В результате потребитель,
об интересах которого вроде бы заботятся
чиновники, страдает еще больше.
Николаев привел в пример повышение
акцизов на алкоголь. По данным Счетной
палаты, за последние три года ставка акцизов
на этиловый спирт и крепкий алкоголь
увеличилась практически на 40%. При этом
объем платежей по акцизам за этиловый
спирт снизился на 50%, а доходы бюджетной
системы от акцизов на крепкую алкогольную
продукцию — на 11%. Кроме того, по данным
Росстата, уровень использования мощностей
по производству водки и ликеро-водочной
продукции с 1995-го по 2009 год снизился в
два раза.
Так что, по мнению экономиста,
акцизы должны расти, но не в 11 раз. Эксперт
также напоминает, что в России и так запланированы
ускоренные темпы индексации роста акцизов
– на 40% ежегодно [22].
Подводя итог, хотелось бы указать
на то, что акцизы выступают одними из
немногих рычагов воздействия государства
на экономические процессы, имеющие место
в обществе. Совершенствование налогообложения
в сфере акцизов является одним из важнейших
условий улучшения экономической и социальной
ситуации в обществе, пополнения федерального
и региональных бюджетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, Акцизы являются косвенным
налогом, включенным в цену товара, и оплачивается
покупателем. Индивидуальные акцизы используются
в современных налоговых системах практически
всех стран мира. Это обусловлено их высоким
фискальным эффектом и способностью регулировать
потребление отдельных товаров, перераспределять
доходы высокооплачиваемых слоев населения
и доходы от производства и реализации
определенных видов продукции (алкогольные
напитки, нефть, природный газ). Акцизы,
как налог на добавленную стоимость, введены
в действие с 1 января 1992 года при одновременной
отмене налога с оборота и налога с продаж.
Плательщиками акцизов являются все находящиеся
на территории Российской Федерации предприятия
и организации, включая предприятия с
иностранными инвестициями, колхозы, совхозы,
а также различные филиалы, обособленные
подразделения, производящие и реализующие
вышеназванные товары, независимо от форм
собственности и ведомственной принадлежности.
С 1 января 2001г. введена новая
система взимания акцизов, которая определена
главой 22 «Акцизы» Налоговый Кодекс Российской
Федерации (далее НК РФ).
Многие акцизы утратили силу,
например, акцизы с зажигательных спичек,
с дрожжей, с пива, остались акцизы с тех
товаров, на которые с годами спрос только
возрастает (алкогольная продукция, табачные
изделия, нефтепродукты).
С учётом опыта западных стран,
предлагается изменить систему акцизного
налогообложения алкогольной продукции,
являющейся значительным источником поступлений
для территориальных бюджетов. С этой
целью предлагается, во-первых, изменить
правила взимания акциза с помощью акцизных
марок, а именно сделать их способом уплаты
полной суммы налогового платежа вместо
существующего на данный момент авансового
метода, во-вторых, ввести налогообложение
литра произведенного или импортированного
этилового спирта по ставке, равной ставке
налога, применяемой к литру этилового
спирта, содержащегося в конечном продукте,
с последующим кредитованием при налогообложении
конечного продукта, и, наконец, в-третьих,
установить шедулярное налогообложение
готовой алкогольной продукции с применением
дифференцированных акцизных марок для
каждой группы алкогольных изделий. Кроме
того, необходимо развивать систему гарантирования
платежей по акцизу аккредитованными
кредитными и страховыми учреждениями
при предоставлении отсрочек по уплате
налога, в случае использования давальческого
сырья при изготовлении алкогольной продукции,
а также в случае использования этилового
спирта для производства неподакцизных
товаров.
Благодаря предлагаемым нововведениям,
рассмотренным во втором пункте второй
главы курсовой работы, консолидированный
бюджет государства в 2014 году пополнится
на 17 миллиардов рублей, в 2015 году – примерно
на 23,8 миллиарда. Увеличение ставок акцизов
в 2016 году по сравнению с утвержденными
ставками на 2015 год приведет к росту доходов
консолидированного бюджета РФ до 311,4
миллиарда рублей.
Рассматривается возможность
введения акциза на разницу от повышения
тарифов на услуги естественных монополий.
Данный акциз повысил бы эффективность
энергосбережения и конкурентоспособность
отечественных товаропроизводителей.
Доля акцизов в Консолидированном
бюджете в целом и по всем видам отдельно
за последние два года увеличилась.
Таким образом, получается,
что акцизы всегда имели «львиную долю»
в совокупных налоговых поступлениях.
Акцизы являются не только важнейшей строкой
доходов федерального бюджета, но это
и эффективным способом воздействия на
цену определенных видов товаров. Изменяя
акцизы, государство может воздействовать
на уровень потребления социально вредных
товаров или ограничить импорт определенного
товара. Так, особое место в системе косвенного
налогообложения занимают акцизы, взимаемые
на таможне (особый порядок обложения
ввозимых товаров, услуг в страны дальнего
и ближнего зарубежья).
Придерживаясь же мнения экономиста
- директора департамента стратегического
анализа ФБК Игоря Николаевича, получается,
что акцизы должны расти, но не в 11 раз.
Эксперт также напоминает, что в России
и так запланированы ускоренные темпы
индексации роста акцизов – на 40% ежегодно
[6].
Подводя итог, хотелось бы указать
на то, что акцизы выступают одними из
немногих рычагов воздействия государства
на экономические процессы, имеющие место
в обществе. Совершенствование налогообложения
в сфере акцизов является одним из важнейших
условий улучшения экономической и социальной
ситуации в обществе, пополнения федерального
и региональных бюджетов
Список использованных
источников
1 Налоговый Кодекс Российской
Федерации (ред. от 01.01.2013) //
Консультант плюс
- Федеральный Закон от 07.07.2003
N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений
в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие законодательные
акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации". «Российский налоговый
курьер», 2003, № 23 // Консультант плюс
- Федеральный Закон от 7 марта
1996 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "ОБ АКЦИЗАХ"
(с изменениями от 10 января 1997 г., 14 февраля,
23 июля, 29 декабря, 10 февраля 1999 г., 2 января
2000 г., 1 января 2013 г.) // Консультант плюс
- Пояснительная записка к Проекту
Федерального закона « О Федеральном бюджете на 2013 год и
на плановый период 2014 и 2015 годов» // Консультант плюс
- "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый
период 2014 и 2015 годов" // Консультант плюс
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129118/
- Комментарий к Федеральному
бюджету России. Фонд комплексных прикладных исследований, Свободная аналитическая школа. М.: Пробел. 2000, 2004.
- Алиев Б.Х. Теоретические основы
налогообложения: учебное пособие для вузов / М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.
- Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: учебное пособие / М.: Омега-Л. 2004. С. 220
- Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. Электронный учебник. С. 29
- Негипорчук Н.А., Подгорная Т.К. Акцизы. / М.: Издательство – Консультационная компания «Статус-Кво 97». 2004. С. 210
- Поляна Г.Б., Романов А.Н. Налоги
и налогообложение: Учебное пособие для вузов / М.: ЮНИТИ. 2002.
- Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики
государства // Проблемы прогнозирования. 2000. №5.
- Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговой системы и его значение для совершенствования
и реформирования налогового законодательства. // Налоговый вестник. 2001. №2.
- Негипорчук Н.А. Изменения в правилах исчисления акцизов с 2010 года // Российский налоговый курьер. 2013. № 24. С. 12
- Федеральная налоговая служба
Российской Федерации [Электронный ресурс].
http://www.nalog.ru/
- Экономика [Электронный ресурс].
http://ria.ru/economy/20130925/965746397.html#ixzz323cEUIag
- Акцизы [Электронный ресурс].
http://www.bibliotekar.ru/finance-4/69.htm
- Акциз (Excise) [Электронный ресурс].
http://forexaw.com/TERMs/Economic_terms_and_concepts/Accounting_and_Taxes/l55_%D0%90%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B7_Excise_%D1%8D%D1%82%D0%BE
- Сущность и роль акцизов в налоговой
системе страны [Электронный ресурс].
http://www.financemasters.ru/fmass-391-1.html
- Акцизы: экономическая сущность, объект и мотивы обложения [Электронный ресурс].
http://www.financegold.ru/golns-348-1.html
- Заключение комитета на проект
федерального закона № 143344-6 "О федеральном
бюджете на 2013 год и на плановый период
2014 и 2015 годов" [Электронный ресурс].
http://www.council.gov.ru/structure/committees/5/legislation/resolutions_law/28834
- Перспективы совершенствования
акцизного налогообложения [Электронный ресурс].
http://www.scienceforum.ru/2013/227/6607