Акцизы: сущность, необходимость, фискальная роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Становление современной российской налоговой системы, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения в течение последних нескольких лет вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений. Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов. Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых изъятий в виде акцизов; требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой природы косвенных налогов.

Содержание работы

Введение4
1 Становление акцизного законодательства: российская и зарубежная практики6
1.1 История возникновения акцизов6
1.2 Социально-экономическая сущность и необходимость акцизов9
1.3 Зарубежный опыт применения акцизов в странах-членах Евросоюза13
2 Анализ действующего законодательства акцизов в Российской Федерации18
2.1 Обзор действующего акцизного законодательства России и прогноз на 2015 - 2016 годы 18
2.2 Анализ значимости роли акцизов в Консолидированном бюджете Российской Федерации23
3 Перспективы совершенствования акцизного налогообложения32
Заключение35
Список использованных источников39

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 98.51 Кб (Скачать файл)

Наименование налогов

В 2013 году

В процентах к 2012 году

Консолидированный бюджет

В том числе:

Консолидированный бюджет

В том числе:

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов Российской федерации

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов Российской федерации

1

2

3

4

5

6

7

Всего

6288,3

2502,6

3785,7

79,1

70,1

86,5

Из них:

           

- налог на прибыль организаций

1264,4

195,4

1069,0

50,3

25,7

61,0

- налог на доходы физических лиц

1665,0

-

1665,0

100,0

-

100,0

- налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1176,6

1176,6

-

117,9

117,9

-

- акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

327,4

81,7

245,7

104,0

65,2

129,7

- налоги на имущество

569,7

-

569,7

115,5

-

115,5


 

 

 

 

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1080,9

1006,3

74,7

62,0

61,5

71,1

- налог на добычу полезных ископаемых

1053,8

981,5

72,3

61,7

61,2

70,0

- поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

2,3

0,9

1,5

62,0

98,5

51,1


 

 

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей Консолидированного бюджета в 2013 году обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,5%, налога на прибыль организаций - 20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,7%, налога на добычу полезных ископаемых - 16,8%, что указано на рисунке 1. На акцизы же приходится 5,2% от общего объема [15].

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в Консолидированный бюджет Российской Федерации по видам налогов в 2013 году в процентах к итогу

 

В 2013 году в Консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 327,4 млрд рублей, что на 4,0% больше по сравнению с 2012 годом. Основную часть поступлений (85,4%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с 2008г. соответственно на 3,6 и 0,5 процентного пункта, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась соответственно на 2,8 и 0,6 процентного пункта. В декабре 2013 году поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 29,9 млрд рублей, что на 8,0% больше по сравнению с предыдущим месяцем, что показано в таблице 3.

Таблица 3 - Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

Наименование налогов

2013 год

Справочно  2012 год

Консолидированный бюджет

В том числе:

Консолидированный бюджет

В том числе:

В млрд рублей

В процентах к итогу

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

В млрд рублей

В процентах к итогу

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего:

327,4

100

81,7

245,7

314,7

100

125,2

189,4

Из них на:

               

- спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

4,4

1,3

2,2

2,1

6,0

1,9

3,0

2,9

- табачную продукцию

78,3

23,9

78,3

-

63,8

20,3

63,8

-

- автомобильный бензин

109,8

33,5

-

109,8

103,9

33,0

41,6

62,4

- легковые автомобили и мотоциклы

2,1

0,6

2,1

-

3,3

1,0

3,3

-

- дизельное топливо

32,3

9,9

-

32,3

32,9

10,5

13,2

19,7

- моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

1,3

0,4

-

1,3

1,5

0,5

0,6

0,9

- вина

4,6

1,4

-

4,6

4,7

1,5

-

4,7


 

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

- пиво

30,3

9,2

-

30,3

29,0

9,2

-

29,0

- алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин)

59,0

18,0

-

59,0

65,4

20,8

-

65,4

- алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением вин)

1,2

0,4

-

1,2

1,3

0,4

-

1,3

- алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин)

3,0

0,9

-

3,0

3,2

1,0

-

3,2


 

 

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что доля акцизов в Консолидированном бюджете в целом и по всем видам отдельно за последние два года увеличилась.

Таким образом, мы видим, что акцизы всегда имели «львиную долю» в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей строкой доходов федерального бюджета, но это и эффективным способом воздействия на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы, государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара. Так, особое место в системе косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне (особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны дальнего и ближнего зарубежья).

 

 

  1. Перспективы совершенствования акцизного налогообложения

 

Акциз - это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Он имеет древнюю историю и в прошлых веках носил всеобъемлющий характер. Так, в Англии в XVIII веке насчитывалось около 200 видов акциза [9].

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию [9]. В настоящее время по оценкам многих экспертов (в области права и не только) степень алкоголизации российского народа достигла своего пика [4].

С целью оздоровления нации Министерство финансов отправило на согласование правительства проект поправок в Налоговый кодекс, которые предусматривают индексацию акцизов в 2013-2015 годах. Рост акцизов в 2013-2014 годах Минфин предлагает оставить на запланированном уровне, а в 2015 году – поднять в среднем на 20%.

Ведомство предложило повысить акцизы на крепкий алкоголь и табак в 2015 году в среднем на 20% до 600 рублей за литр спирта. Акцизы на пиво в таком случае поднимутся на 11% до 20 рублей за литр. Чиновники подсчитали, что такое повышение позволит пополнить федеральный бюджет на 92,3 млрд рублей, а региональные – 39,3 млрд. Заместитель главы ведомства Сергей Шаталов ранее заявлял, что в 2015 году рост акциза должен составить 12%.

Акцизы на табак будут самыми большими: сбор на сигареты может подняться на 20% до 960 рублей за 1000 штук плюс 9% от стоимости, но не менее 1250 рублей. Рост акциза на сигары составит 51% до 128 рублей за штуку, а на сигариллы – на 50% до 1920 рублей за 1000 штук.

Согласно планам правительства последовательно повышать акцизы на алкоголь и табак, в 2013-2014 годах произойдет резкий рост сбора, который в дальнейшем будет повышаться не так быстро [4].

Минздрав Российской Федерации в 2014 году предлагает поднять акциз на сигареты как минимум до до 2000 рублей, в 2015 году — до 4000. В результате за три года акцизы должны вырасти в 11 раз, а ставка за одну пачку сигарет достигнет как минимум 78 рублей [4].

Увеличение акцизов на сигареты с 7,8 рубля до 78 рублей с каждой пачки к 2015 году, как предусматривает правительственный законопроект, по мнению специалистов Международного центра по налогам и сборам (ITIC), уведет в тень 35% табачного рынка. Сегодня в России продается около 400 млрд. сигарет в год почти на15 млрд долларов, теневой оборот, по оценкам производителей и оптовиков, не превышает 1% [9].

В Минздраве уверены, что повышение цен, неизбежно следующее за акцизами, снизит потребление табака на 27%. Однако, несмотря на это, бюджет получит ощутимые дополнительные доходы от акцизных сборов: 615 млрд. рублей — в 2014 году и 1,08 трлн. рублей — в 2015 году. Эти деньги Минздрав намерен потратить на борьбу с курением, пишет «Финмаркет» со ссылкой на документ ведомства [21].

Информация о работе Акцизы: сущность, необходимость, фискальная роль