Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 09:51, курсовая работа
Описание работы
Становление современной российской налоговой системы, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения в течение последних нескольких лет вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений. Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов. Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых изъятий в виде акцизов; требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой природы косвенных налогов.
Содержание работы
Введение4 1 Становление акцизного законодательства: российская и зарубежная практики6 1.1 История возникновения акцизов6 1.2 Социально-экономическая сущность и необходимость акцизов9 1.3 Зарубежный опыт применения акцизов в странах-членах Евросоюза13 2 Анализ действующего законодательства акцизов в Российской Федерации18 2.1 Обзор действующего акцизного законодательства России и прогноз на 2015 - 2016 годы 18 2.2 Анализ значимости роли акцизов в Консолидированном бюджете Российской Федерации23 3 Перспективы совершенствования акцизного налогообложения32 Заключение35 Список использованных источников39
Сумма акциза по подакцизным
товарам (в том числе при ввозе на территорию
Российской Федерации), в отношении которых
установлены твердые (специфические) налоговые
ставки, исчисляется как произведение
соответствующей налоговой ставки и налоговой
базы.
Сумма акциза по подакцизным
товарам (в том числе ввозимым на территорию
Российской Федерации), в отношении которых
установлены адвалорные (в процентах)
налоговые ставки, исчисляется как соответствующая
налоговой ставке процентная доля налоговой
базы.
Сумма акциза по подакцизным
товарам (в том числе ввозимым на территорию
Российской Федерации), в отношении которых
установлены комбинированные налоговые
ставки (состоящие из твердой (специфической)
и адвалорной (в процентах) налоговых ставок),
исчисляется как сумма, полученная в результате
сложения сумм акциза, исчисленных как
произведение твердой (специфической)
налоговой ставки и объема реализованных
(переданных, ввозимых) подакцизных товаров
в натуральном выражении и как соответствующая
адвалорной (в процентах) налоговой ставке
процентная доля стоимости (суммы, полученной
в результате сложения таможенной стоимости
и подлежащей уплате таможенной пошлины)
таких товаров [3].
Объект налогообложения акцизами
зависит от вида ставки - адвалорной и
специфической. В первом случае, как для
товаров, произведенных на территории
России из собственного или из давальческого
сырья, так и для произведенных за границей
из давальческого сырья, принадлежащего
российским предприятиям, - отпускная
цена товаров. При применении адвалорной
ставки акцизов к импортным товарам в
налогооблагаемую стоимость входят таможенные
пошлины и платежи. Во втором случае - объем
реализованной продукции в натуральном
выражении [10].
Примечательно, что для большинства
товаров (табачные изделия, алкогольная
продукция, бензин, нефть) применяется
специфическая ставка акциза, адвалорная
ставка используется лишь в отношении
ювелирных изделий и автомобилей с объемом
двигателя более 90 лошадиных сил [11].
Акцизы в бюджете - 2002 составляли
11% всех доходов, в бюджете - 2003 их доля
снизилась до 9,4%, а в 2004 - до 3,4% (98,5 млрд
руб.). Снижение связано с передачей федеральной
части акциза на алкогольную продукцию
в региональные бюджеты для компенсации
выпадающих доходов субъектов РФ в результате
отмены налога с продаж. В бюджет-2004 не
поступает акциз на газ, взамен увеличена
ставка НДПИ - налога на добычу газа горючего
природного (с 16,5% до 107 руб. за 1000 м3), а также
ставка вывозной таможенной пошлины на
природный газ (с 5% до 30%). Поступления от
акцизов в бюджете разделяются: по товарам,
которые производятся на территории РФ
(96% всех акцизов) и которые ввозятся на
территорию РФ (4%) [6, 14].
Основные поступления акцизов
с продукции, ввезенной на территорию
РФ, дают следующие товарные группы: этиловый
спирт (5%); табачные изделия (25%); бензин
автомобильный (33%); легковые автомобили
и мотоциклы (0,4%); природный газ (21%); дизельное
топливо (11%).
Собираемость акцизов по спирту
этиловому из пищевого сырья в 2004 г. предусматривался
в размере 91,7% (уровень 2004 г.), по спирту
этиловому из всех видов сырья, кроме пищевого,
и спиртосодержащей продукции - 100% (сумма
составит 4,5 млрд руб.).
Поступления акцизов на
табачные изделия в бюджет-2004 были рассчитаны
исходя из объема реализации табачных
изделий: 380,25 млрд штук, в том числе сигарет
с фильтром - 286,65 млрд штук и сигарет без
фильтра и папирос - 93,6 млрд штук. Поскольку
кроме твёрдой ставки акциза с единицы
изделия установлена также ставка в процентах
от цены, отпускные цены по указанным группам
табачных изделий были определены исходя
из отпускных цен на 2003 г., проиндексированным
на прогнозируемый уровень инфляции. Собираемость
акцизов по табачным изделиям в 2004 г. предусматривалась
на уровне оценки 2003 года в размере 97,2%
(23,9 млрд руб.) [6, 14].
Акцизы на легковые автомобили
рассчитывались исходя из облагаемого
объема производства. Всего было произведено
140 тыс. штук, из них 44 тыс. с мощностью двигателя
больше 95 л.с. облагаются по ставке 1330 руб.
за автомобиль, и 96 тыс. - с мощностью двигателя
меньше 110 л.с. включительно - по ставке
1540 руб. за автомобиль. Собираемость учтена
на уровне оценки 2003 г. в размере 100%. При
собираемости акцизов на бензин автомобильный,
дизельное топливо, масла для дизельных
и карбюраторных двигателей на уровне
96% поступления составят соответственно
77,4, 25,2 и 2,5 млрд руб. В федеральный бюджет
этих акцизов поступило только 40%, остальное
поступило в региональные бюджеты. Поступления
акцизов от ГСМ концентрируются в восьми
регионах, куда предпочитают платить акциз
крупные нефтяные компании: в Москве, Калмыкии,
Мордовии, Алтае, Туве, Омской, Томской
и Магаданской областях. Остальные регионы
не получают ничего. Минфин предлагает
распределить доходы от акцизов между
регионами, исходя из протяженности дорог
и количества автомобилей в каждом субъекте
РФ [6, 14].
Сумма акцизов по товарам, ввозимым
на территорию РФ, в бюджете-2004 составил
4,2 млрд. руб. Расчет сделан на основании
объемов импорта подакцизных товаров
народного потребления; сложившейся в
2002 г. товарной структуры, собираемости
акцизов в размере 85% и данного курса рубля
по отношению к доллару США. Индексация
ставок акцизов в меру роста инфляции,
а также индексация специфической составляющей
ставок табачных изделий на 20%, сверх сумм,
связанных с инфляцией, и минимальных
ставок платы за древесину, отпускаемую
на корню, увеличила налоговые доходы
бюджета-2004 на 14,9 млрд руб. (0,1% к ВВП) [6,
14].
С 2003 г. внесены поправки в Налоговый
Кодекс РФ, согласно которым акциз на бензин
платят владельцы АЗС, в результате бюджет-2003
получил от АЗС 22 млрд. руб., а региональные
- 55 млрд руб. Целью изменений является
попытка не только равномерно распределить
акцизы между регионами, но и упорядочить
сбор налогов с многочисленных продавцов
топлива, а также вытеснить с рынка теневой
бизнес [2].
В соответствии с Федеральным
Законом № 117-ФЗ от 07.07.2003 г. с 1 января 2004
г. из-под налогообложения акцизами выведен
природный газ, повышены ставки акцизов
по большинству подакцизных товаров в
среднем на 8%, изменился порядок уплаты
акцизов по алкогольной продукции и винам
[12].
Начиная с 2005 по 2010 года особых
изменений в акцизах не было.
В 2014-2016 годах планируется небольшие
изменения по ставкам акцизов. Так в 2014-2015
годах ежегодное дополнительное повышение
ставок акциза на автомобильный бензин
4-го класса составит 5% (до 9,916 тысячи и
10,858 тысячи рублей за тонну соответственно),
в 2016 году ставка акциза на бензин этого
класса сохраняется на уровне 2015 года
[5, 16].
На 2016 год указанные ставки
акцизов сохраняются в размере, установленном
на 2015 год, за исключением дизельного топлива
5-го класса, ставка акциза на которое повышается
на 14% к уровню предыдущего года (составит
4,767 тысячи рублей за тонну в 2014 году, 5,244
тысячи рублей в 2015 году и 5,97 тысячи рублей
в 2016 году).
Ставки акцизов на спиртосодержащую
продукцию, алкогольную продукцию с объемной
долей этилового спирта свыше 9%, а также
алкогольную продукцию с объемной долей
этилового спирта до 9% на 2016 год будут
проиндексированы на 10% к уровню 2015 года.
Акцизы на алкогольную продукцию с содержанием
спирта выше 9% составят 500 рублей за литр
спирта в 2014 году, 600 рублей в 2015 году и
660 рублей в 2016 году, на алкогольную продукцию
с содержанием спирта ниже 9% — 400 рублей
за литр спирта в 2014 году, 500 рублей в 2015
году и 550 рублей в 2016 году.
Ставка акциза на сигареты в
2014 году будет проиндексирована до 800 рублей
за тысячу штук плюс 8,5% расчетной стоимости,
исчисляемой исходя из максимальной розничной
цены, но не менее 1,04 тысячи рублей за тысячу
штук, в 2015 году — на 20%, до 960 рублей за
тысячу штук плюс 9% расчетной стоимости,
исчисляемой исходя из максимальной розничной
цены, но не менее 1,25 тысячи рублей за тысячу
штук, и в 2016 году — на 28% к предыдущему
году, до 1,2 тысячи рублей за тысячу штук
плюс 9,5% расчетной стоимости, исчисляемой
исходя из максимальной розничной цены,
но не менее 1,6 тысячи рублей за тысячу
штук [5, 16].
На легковые автомобили с мощностью
двигателя до 90 лошадиных сил на 2014-2016
годы предусмотрена нулевая ставка акциза.
На автомобили с мощностью двигателя от
90 до 150 лошадиных сил включительно в 2014
году предусмотрен акциз 34 рубля за 1 лошадиную
силу, в 2015 году — 37 рублей, в 2016 году —
41 рубль. На автомобили и мотоциклы с мощностью
двигателя свыше 150 лошадиных сил на 2014,
2015 и 2016 годы вводится акциз 332, 365 и 402 рубля
соответственно.
Благодаря предлагаемым нововведениям,
консолидированный бюджет государства
в 2014 году пополнится на 17 миллиардов рублей,
в 2015 году – примерно на 23,8 миллиарда.
Увеличение ставок акцизов в 2016 году по
сравнению с утвержденными ставками на
2015 год приведет к росту доходов консолидированного
бюджета РФ до 311,4 миллиарда рублей.
Рассматривается возможность
введения акциза на разницу от повышения
тарифов на услуги естественных монополий.
Данный акциз повысил бы эффективность
энергосбережения и конкурентоспособность
отечественных товаропроизводителей.
2.2 Анализ значимости
роли акцизов в Консолидированном бюджете
Российской Федерации
Структура доходов консолидированного
бюджета Российской Федерации характеризуется
высокой долей косвенных налогов — за
последние три года она не опускалась
ниже 34 %, а доля акцизов в общей сумме налоговых
доходов была выше 11 % .
Стабильность доходов обуславливается
высокой собираемостью акцизов, а также
введением их на товары, широко используемые
либо во внешнеторговом, либо в потребительском
обороте внутри страны. Собираемость -
как отношение суммы фактически поступивших
в консолидированный бюджет акцизов к
сумме начисленных — за последние три
года не опускается ниже 74 %.
По данным ФНС России около
четверти всех поступлений акцизов в консолидированный
бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную
продукцию, что указано в таблице 1. Основная
их часть приходится на группу «спирт
питьевой, водка и ликероводочные изделия»,
доля которых вместе со спиртом этиловым
из пищевого сырья в общих налоговых поступлениях
в консолидированный бюджет за последние
три года составляла не менее 1,8 % [15].
Таблица 1 – Поступление акцизов
в Консолидированный бюджет за 2011 – 2013
года в миллиардах рублей
Наименование налогов и платежей
Динамика по годам
2011
2012
2013
1
2
3
4
В процентах к общему объему
бюджета
1,80%
1,86%
1,98%
Акцизы по подакцизным товарам
(продукции), производимым на территории
Российской Федерации
119 538,9
137 977,4
159 283,0
В том числе:
- акцизы на спирт этиловый из
всех видов сырья (в том числе этиловый
спирт-сырец из всех видов сырья), производимый
на территории
Российской Федерации
6 850,4
7 726,2
8 781,8
- акцизы на спирт этиловый (в
том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого
сырья, производимый на территории Российской
Федерации
6 216,6
6 841,8
7 589,0
- акцизы на спирт этиловый (в
том числе этиловый спирт-сырец) из всех
видов сырья, за исключением пищевого,
производимый на территории Российской
Федерации
633,8
884,4
1 192,8
- акцизы на спиртосодержащую
продукцию, производимую на территории
Российской Федерации
1 161,4
1 184,2
1 206,0
- акцизы на табачную продукцию,
производимую на территории Российской
Федерации
58 709,1
70 275,0
84 032,4
Продолжение таблицы 1
1
2
3
4
- акцизы на бензин, производимый
на территории Российской Федерации
38 380,9
42 733,9
47 518,8
- акцизы на автомобильный бензин,
производимый на территории Российской
Федерации
38 380,9
42 464,4
46 674,6
- акцизы на прямогонный бензин,
производимый на территории Российской
Федерации
265,8
469,5
844,2
- акцизы на автомобили легковые
и мотоциклы, производимые на территории
Российской Федерации
1 319,0
1 617,8
1 931,2
- акцизы на дизельное топливо,
производимое на территории Российской
Федерации
12 234,2
13 480,5
14 781,3
- акцизы на моторные масла для
дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных)
двигателей, производимые на территории
Российской Федерации
883,9
959,8
1 031,5
- акцизы по подакцизным товарам
(продукции), ввозимым на территорию Российской
Федерации
28 564,9
32 789,3
37 530,5
По оперативным данным Федеральной
налоговой службы, в консолидированный
бюджет Российской Федерации в 2012 году
поступило налогов, сборов и иных обязательных
платежей, администрируемых ФНС России,
(без учета единого социального налога)
на сумму 6288,3 млрд рублей, что на 20,9% меньше,
чем за 2011 год [15]. Из них 327,4 млрд рублей
приходится на акцизы по подакциозным
товарам, производимым на территории Российской
Федерации, что составило 9,96% от общего
объема собранных налогов, сборов и иных
обязательных платежей.
В декабре 2012 году поступления
в консолидированный бюджет составили
635,9 млрд рублей и увеличились по сравнению
с предыдущим месяцем на 33,4%, что показано
в таблице 2.
Таблица 2 - Поступление налогов,
сборов и иных обязательных платежей в
Консолидированный бюджет Российской
Федерации по видам налогов в миллиардах
рублей