Анализ и планирование налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

Налогоплательщиков тревожат не столько высокие налоги, сколько их нестабильность, неясность, что будет через год-два, потому что Россия как государство и ее высшие органы отказались от долгосрочного планирования. Однако многие успешные компании и организации, которые не «выживают», а развивают свою экономику, от этого ведущего инструмента управления не отказались; как и раньше, они ведут текущее, годовое и даже перспективное планирование, а уж расчеты на предстоящие два-три года есть в любой уважающей себя фирме.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1 Экономическая сущность, роль и значение налога на доходы
физических лиц……………………………………………………………………8
1.1 Место и роль налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
государства……………………………………………………………………..8
1.2 История становления и развития налога на доходы физических лиц……..13
1.3 Зарубежный опыт подоходного налогообложения………………….……...22
2 Формирование налоговой базы для исчисления налога на доходы
физических лиц…………………………………………………………………...34
2.1 Порядок формирования налоговой базы по налогу на доходы
физических лиц в ОАО «Пензадизельмаш»...…………………….………..34
2.2 Особенности формирования налоговой базы при получении дохода
в виде материальной выгоды по займам на приобретение жилья………..46
2.3 Особенности применения налоговых вычетов у налоговых агентов……...48
2.4 Налоговый учет доходов физических лиц…………………………………..56
3 Анализ и планирование налога на доходы физических лиц……………….…..62
3.1 Значение налогового планирования на современном этапе развития
ОАО «Пензадизельмаш»…………………………………………………….62
3.2 Планирование налоговой базы по налогу на доходы физических лиц
с использованием трендового анализа динамики …………………..……...66
3.3 Изучение влияния сезонных колебаний на формирование
налоговой базы по налогу на доходы физических лиц……………………69
Правовые вопросы взимания налога на доходы физических лиц……………….73
Заключение………………………………………………………………………….77
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

 

С заработной платой работника Б происходят примерно такие же изменения. При применении прожиточного минимума в качестве стандартного налогового вычета налог на доходы физических лиц будет значительно меньше и, соответственно, заработная плата на руки будет выше, чем при применении вычета в размере 400 рублей. Так в 2001 году размер налога на доходы физических лиц составил 416 рублей при применении вычета в размере 400 рублей, а при применении прожиточного минимума – 271,31 рублей. Разница достаточно велика – 144,69 рублей. А уже в 2006 году эта разница составляет 386,75 рублей. Процент изъятия налога на доходы физических лиц при применении прожиточного минимума составляет от 7,54 до 8,59%. Такой большой разрыв связан с неравномерным увеличением заработной платы. Если в 2006 году она увеличилась на 700 рублей, то в 2002 году сразу на 1900 рублей. А при применении стандартного вычета процент изъятия составляет от 11,55 до 12,40% относительно величины заработной платы. При применении прожиточного минимума происходит значительная экономия заработной платы, которая составляет от 4,41 до 5,93%. Если сравнить процент изъятия налога на доходы физических лиц у первого и второго налогоплательщика, очевидно, что разница составляет от 1,13 до 1,78% в пользу второго, так как заработная плата первого работника выше и, соответственно, размер удержанного налога на доходы физических лиц будет тоже выше.

 

Таблица 2.4 – Процент изъятия НДФЛ из дохода налогоплательщика В

Год

Доход, руб.

Стандартные налоговые вычеты, руб.

НДФЛ с учетом стандартных налоговых вычетов, руб.

% изъятия из дохода (показывает, сколько процентов составляет  НДФЛ в доходах)

400

Прожиточный минимум

400

Прожиточный минимум

400

Прожиточный минимум

2001

3000

400

1513

338

193,31

11,27

6,44

2002

5000

400

1865

598

407,55

11,96

8,15

2003

5800

400

2228

702

464,36

12,10

8,01

2004

6400

400

2730

780

477,10

12,19

7,45

2005

7000

400

3065

858

511,55

12,26

7,31

2006

7500

400

3375

923

536,25

12,31

7,15


 

Таблица наглядно показывает процент изъятия налога на доходы физических лиц у работника В. Процент изъятия налога при применении стандартного налогового вычета составляет от 11,27 до 12,31%, а при применении прожиточного минимума процент изъятия составляет от 6,44 до 8,15%, что ниже стандартной налоговой ставки примерно на 6%. Для сравнительно не высокой заработной платы сотрудника такой процент экономии имеет очень важное значение, так как позволяет экономить до 300 рублей в месяц.

Так как размер стандартного налогового вычета из года в год остается неизменным, а размер прожиточного минимума в 2006 году по сравнению с 2001 годом вырос в 2,2 раза, то с каждым годом применение стандартного налогового вычета становится все более формальным и реального значения для физических лиц практически не имеет, что приводит к вынужденному занижению официального размера заработной платы.

Проанализировав приведенные выше примеры, можно сделать следующий вывод: установив стандартные налоговые вычеты в размере прожиточного минимума, государство будет способствовать снижению налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения и выводу из «тени» заработных плат многих организаций. Ведь с повышением прожиточного минимума, будут повышаться доходы сотрудников российских организаций.

В этом как раз и есть основной путь, связанный с уменьшением налоговой нагрузки на доходы физических лиц. Поступления налога в консолидированный бюджет РФ из-за введения в качестве стандартных налоговых вычетов величины прожиточного минимума увеличатся в связи с легализацией большей части доходов населения России.

Эта проблема касается российского законодательства в целом, и ее решение должно осуществляться законодательными органами государства.

В ОАО «Пензадизельмаш» доходы облагаются по ставке 13%, поэтому возникают вопросы, касающиеся применения налоговых вычетов.

Несколько замечаний по стандартным налоговым вычетам. Законодательством установлено, что стандартные налоговые вычеты предоставляются за каждый месяц налогового периода (п. 1 ст. 218 НК РФ). При этом не уточняется, имеет ли значение факт начисления доходов, но он явно подразумевается, т. к. речь идет о вычетах из доходов, а если доходов нет, то и вычитать как бы не из чего. В «Методических рекомендациях налоговым органам о порядке применения главы 23 «НДФЛ» части второй НК РФ» говорится, что стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику работодателем за каждый месяц налогового периода, в течение которого отношения между работником и работодателем определялись по трудовым договорам. Т. е. независимо от того, было ли произведено начисление доходов или нет, в данном конкретном месяце, налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета.

Еще одна проблема на предприятии касается подачи заявления работником о предоставлении стандартного налогового вычета. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики разъясняет, что в соответствии с пунктом 3 статьи 218 НК стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. При этом НК не требует, чтобы такое заявление подавалось налогоплательщиком ежегодно. В связи с этим до изменения у налогоплательщика права на тот или иной стандартный налоговый вычет возможно «бессрочное» заявление, которое будет являться основанием для применения стандартных налоговых вычетов в течение нескольких лет.

Нередки случаи, когда в середине года предприятие принимает на работу граждан, не предоставивших при этом справок о доходах с прежнего места работы. В соответствии с п. 3 ст. 218 НК РФ наличие такой справки обязательно. Отсутствие такого документа не должно препятствовать предоставлению налогового вычета. Работник должен дать письменное объяснение о причинах его непредоставления. Если выяснится, что вычеты по прежнему месту работы предоставлялись, то на основании представленных в налоговый орган сведений о доходах со всех мест работы этот факт обнаружится, и санкции будут применены к налогоплательщику, а не к предприятию.

 

2.4 Налоговый учет доходов физических лиц

 

На предприятии используется учетный метод определения величины облагаемых доходов и суммы налога. Его еще называют расчетом налога у источника выплаты дохода. При исчислении налога нарастающим итогом бухгалтерия предприятия определяет общую сумму выплат работнику с начала года, с которой с учетом скидок и вычетов, рассчитанных также нарастающим итогом, исчисляется налог с зачетом сумм ранее удержанного налога и удерживает его из выплачиваемого дохода. Перечисление в бюджет подоходного налога источником выплаты доходов производится не позднее дня фактического получения в банке начисленных денег на оплату труда, т. е. по факту получения дохода, а не начисления.

Документами налоговой отчетности по этому методу являются налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц по форме N 1-НДФЛ, справка о доходах по форме N 2-НДФЛ, отчет об итоговых суммах доходов, реестр сведений о доходах за год.

Основными документами в ОАО «Пензадизельмаш», обобщающими данные о причитающейся и подлежащей выплате заработной плате, является расчетно-платежная ведомость (форма Т-49) и расчетная ведомость (форма Т-51).

Для определения общей суммы заработной платы, подлежащей выплате за месяц, необходимо сгруппировать первичные документы, суммировать заработок и произвести удержание. В указанной ведомости причитающийся заработок показывается раздельно по цехам и отделам предприятия, категориям работников, видам выплат, т. е. в разрезе, который необходим для контроля за использованием фонда оплаты труда и составления различных справок и отчетности.

Учет доходов организуется и ведется в налоговой карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц по форме N 1-НДФЛ, а сведения предоставляются в справке о доходах по форме N 2-НДФЛ.

Налоговая карточка издана во исполнение пункта 1 статьи 230 НК РФ. Форма N 1-НДФЛ утверждена приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583. Она предназначена для учета налоговыми агентами персонально по каждому налогоплательщику - физическому лицу:

 – доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходов в виде материальной выгоды, подлежащих включению в налоговую базу для исчисления НДФЛ;

 – налоговой базы отдельно по каждому виду доходов, по которым установлены различные налоговые ставки;

 – суммы налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу;

 – сумм исчисленного и удержанного налога по каждому виду налоговой базы и общей суммы налога, исчисленной и удержанной за текущий налоговый период;

 – сумм доходов, полученных налогоплательщиком от реализации имущества, принадлежащего ему на праве собственности, независимо от вида имущества и суммы полученного дохода;

 – результатов перерасчета налоговой базы и суммы налога за прошлые налоговые периоды, произведенного в отчетном налоговом периоде.

Налоговая карточка ведется по каждому физическому лицу, получившему доход у данного источника выплаты. Ее разрешено вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

В карточке отражаются все доходы, полученные в налоговом периоде и подлежащие учету при определении налоговой базы. В том числе те доходы, в отношении которых предусмотрены налоговые вычеты. Доходы, определяемые в соответствии с положениями главы 23 Кодекса как доходы, не подлежащие налогообложению, независимо от суммы в налоговую карточку не включаются. Не учитываются также удержания, производимые из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов.

Все суммовые показатели отражаются в рублях и копейках через десятичную точку, за исключением сумм налога на доходы, которые исчисляются и показываются в полных рублях. То есть сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Доходы налогоплательщика, а также расходы, принимаемые к вычету налоговыми агентами, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России на дату фактического получения доходов либо на дату фактического осуществления расходов.

Налоговая карточка состоит из девяти разделов.

Пример налоговой карточки представлен в Приложении В.

Также в конце года на каждого работника, получившего доход в организации, составляется справка о доходах по форме N 2-НДФЛ, которая утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 13 октября 2006 года N САЭ-3-04/706@. Так, в новой форме справки о доходах не шесть, как в предыдущей, а пять разделов. Из старой справки исключили 6-й раздел «Сведения о перечислении налога в бюджет». Такой поправкой форму документа привели в соответствие с решением ВАС РФ от 22.06.2006 N 4221/06. В нем арбитры признали недействительной старую справку в той ее части, которая касается 6-го раздела. Ведь агенты должны лишь сообщать о доходах физических лиц и удержанных из них суммах налога. Отчитываться по перечисленным в бюджет суммам в их обязанности не входит. Поэтому высшая судебная инстанция исключила этот раздел из справки.

Еще одним изменением стало появление в первом разделе справки поля «Код ОКАТО». При заполнении этой графы нужно указывать код административно-территориального образования, где находится организация, от которой сотрудник получил доходы.

Изменения внесли и в справочник «Коды доходов». В частности, в нем выделили новые виды доходов и соответственно присвоили им коды. Такими новинками стали доходы в виде:

– отпускных (код 2012);

– пособий по временной нетрудоспособности (код 2300);

– процентов по срочным пенсионным вкладам в банках на срок не менее полугода (3021).

В справочнике также разделили некоторые доходы, ранее поименованные в одной группе, на несколько видов. Для каждого указали свой номер. Так, группу дивидендов и процентов с общим кодом 1010 разделили на самостоятельные виды доходов. Причем дивидендам оставили код 1010, а проценты получили новый шифр – 1011. Поименованные ранее в одной группе вознаграждения, получаемые физическими лицами и директорами (код 2000) также разделили. Вознаграждениям физических лиц оставили код 2000, а выплатам директорам присвоили новый – 2001.

Справки о доходах направляют в налоговую инспекцию по месту регистрации организации ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за прошедшим годом. Из этого порядка есть исключение. Если удержать налог с доходов сотрудника невозможно (например, при выдаче дохода в натуральной форме) или срок, в течение которого налог может быть удержан, превышает 12 месяцев, то организация должна направить справку о доходах этого сотрудника в налоговую инспекцию не позднее одного месяца со дня получения им дохода.

Информация о работе Анализ и планирование налога на доходы физических лиц