Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 13:46, курсовая работа
Описание работы
На современном этапе развития экономики актуализируются проблемы повышения эффективности налогообложения организации на всех иерархических уровнях. Весьма целесообразно и необходимо повышать эффективность применения налогов на организациях, определяющих социально экономический потенциал субъекта Российской Федерации. Производственные предприятия - реальный сектор экономики, здесь создается основная часть ВВП. Благодаря перераспределительной функции налогов за счет производственной сферы финансируется деятельность государства в области медицины, науки, образования и т.д.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………...2 Глава 1: Налоговая система РФ на современном этапе 1.1. Сущность и функции налогов……………………………………………5 1.2. Характеристика налоговых платежей и отчислений…………………...10 1.3. Оптимизация налогообложения, как способ снижения налоговой нагрузки предприятия…………………………………………………………..14 Глава 2: Анализ системы налогообложения МУП ЖКХ «Южное» 2.1. Характеристика деятельности предприятия………………………….....20 2.2. Анализ налогов, уплачиваемых предприятием, и расчет налоговой нагрузки………………………………………………………………………….23 2.3. Проблемы и перспективы оптимизации системы налогообложения предприятия……………………………………………………………………...27 Заключение ………………………………………………………………………33 Список литературы……………….……………………………………………...37
Глава 1: Налоговая система РФ
на современном этапе
1.1. Сущность и функции налогов……………………………………………5
1.2. Характеристика налоговых
платежей и отчислений…………………...10
1.3. Оптимизация налогообложения,
как способ снижения налоговой нагрузки
предприятия…………………………………………………………..14
Глава 2: Анализ системы налогообложения
МУП ЖКХ «Южное»
2.1. Характеристика деятельности
предприятия………………………….....20
2.2. Анализ налогов, уплачиваемых
предприятием, и расчет налоговой
нагрузки………………………………………………………………………….23
2.3. Проблемы и перспективы
оптимизации системы налогообложения
предприятия……………………………………………………………………...27
Заключение ………………………………………………………………………33
Список литературы……………….……………………………………………...37
Введение
Одним из важнейших
инструментов осуществления экономической
политики государства всегда были и продолжают
оставаться налоги.
Особенно наглядно
это проявляется в период перехода от
командно-административных методов управления
к рыночным отношениям, когда в условиях
сузившихся возможностей государство
оказывает воздействие на экономические
процессы, налоги становятся реальным
рычагом государственного регулирования
экономики.
В связи с этим знание
налогового законодательства, порядка
и условий его функционирования является
непременным условием восприятия налоговой
культуры как обществом в целом, так и
каждым его членом.
В условиях рыночных отношений
и особенно в переходный к рынку период
налоговая система является одним из важнейших
экономических регуляторов, основой финансово-кредитного
механизма государственного регулирования
экономики.
Каждое общество
всегда стоит перед выбором вариантов
развития. Сложность реальных экономических
процессов, их противоречивость и неоднозначность
в переходной экономике, создают значительные
трудности для выбора направления экономической
политики, отвечающих прогрессивной тенденции
развития общества. Различие возможных
вариантов экономической политики столь
велико, что последовательная реализация
каждого из них в течение 20-25 лет может
привести к формированию различных моделей
экономического развития страны, в том
числе и исторически бесперспективных,
тупиковых. Объективным основанием для
этого служит то, что тенденции и закономерности
современной экономики противоречат друг
другу. Современная экономика - это сочетание
противоречащих друг другу групп отношений:
рыночной системы отношений и сознательного
регулирования всей экономики; активного
предпринимательства, ориентированного
на возрастание капитала, прибыльности
и необходимости социально-ориентированного
развития; тенденции к открытости экономики
и необходимости обеспечить защиту национального
воспроизводства особенно в тех секторах,
где национальная промышленность еще
неконкурентоспособна.
На современном этапе
развития экономики актуализируются проблемы
повышения эффективности налогообложения
организации на всех иерархических уровнях.
Весьма целесообразно и необходимо повышать
эффективность применения налогов на
организациях, определяющих социально
экономический потенциал субъекта Российской
Федерации.
Производственные предприятия
- реальный сектор экономики, здесь создается
основная часть ВВП. Благодаря перераспределительной
функции налогов за счет производственной
сферы финансируется деятельность государства
в области медицины, науки, образования
и т.д.
Актуальность
темы: налогообложение предприятий
- это система распределения доходов между
юридическими лицами и государством. Налоги
- обязательные платежи в бюджет, осуществляемые
юридическими лицами. Налоги выражают
обязанности юридических лиц участвовать
в формировании финансовых ресурсов государства.
Являясь инструментом перераспределения,
налоги призваны гасить возникающие сбои
в системе распределения и стимулировать
(или сдерживать) людей в развитии той
или иной формы деятельности. Этим объясняется
актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является анализ
системы налогообложения в России.
В рамках данной цели
поставлены следующие задачи:
охарактеризовать основные виды
налогов, уплачиваемых организациями;
провести анализ современной
системы налогообложения предприятий
в России;
выявить перспективы реформирования
налогообложения предприятий в Российской
Федерации.
Объектом курсовой работы выступают
налоги, одни из важнейших составляющих
финансовой деятельности предприятия.
Предметом курсовой работы являются
экономические отношения, возникающие
в процессе налогообложения организации.
При написании данной
курсовой работы, были использованы следующие
источники информации: учебники и методические
пособия; всемирная сеть Интернет.
ГЛАВА 1: НАЛОГОВАЯ
СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1. Сущность и
функции налогов
Налоги возникли вместе
с товарным производством, разделением
общества на классы и появлением государства,
которому требовались средства на содержание
армии, судов, чиновников и другие нужды.
Изъятие государством
в свою пользу определенной части валового
внутреннего продукта в виде обязательного
взноса и есть сущность налога. Налоги
- это обязательные индивидуально-безвозмездные
денежные платежи в бюджет и государственные
внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке
и размере, установленном законом Российской
Федерации.
Налоговая система
базируется на соответствующих законодательных
актах государства, которые устанавливают
конкретные методы построения и взимания
налогов, к которым относятся:
1) объект налога - это
имущество или доход, подлежащие обложению,
измеримые количественно, которые служат
базой для исчисления налога;
2) субъект налога - это налогоплательщик,
то есть физическое или юридическое лицо,
которое обязано в соответствии с законодательством
уплатить налог;
3) источник налога, то есть
доход, из которого выплачивается налог;
4) ставка налога - величина
налоговых отчислений с единицы объекта
налога, определяется либо в виде твердой
ставки, либо в виде процента и называется
налоговой квотой;
5) налоговая льгота - полное
или частичное освобождение плательщика
от налога;
6) срок уплаты налога - срок
в который должен быть уплачен налог и
который оговаривается в законодательстве,
а за его нарушение, не зависимо от вины
налогоплательщика, взимается пени в зависимости
от просроченного срока.
7) правила исчисления и порядок
уплаты налога; штрафы и другие санкции
за неуплату налога.
Общее количество налогоплательщиков
определяется количеством юридических
лиц (предприятий, организаций) и численностью
граждан, зарегистрированных в налоговых
органах в качестве лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью, а
так же граждан, уплачивающих подоходный
налог по месту получения заработной платы.
Налогообложение базируется
на ряде принципов. Главный принцип: как
бы велики ни были потребности государства
в финансовых средствах, налоги не должны
подрывать заинтересованность налогоплательщиков
в хозяйственной деятельности. [6,с.147]
Следующий важный принцип
- определённость: порядок налогообложения
устанавливается заранее, размеры налога
и сроки его уплаты известны заблаговременно.
Другие принципы: однократный, обязательный
характер уплаты налога, простота и гибкость.
В этих принципах представлены интересы
государства и налогоплательщиков.
Налоги в их сущности
и содержании на практике предстают в
виде совокупности и образуют налоговые
системы различных стран.
Налоги различаются
по объекту налогообложения и по механизму
расчёта и взимания, по их роли в формировании
доходной части бюджета.
По способу взимания
налоги подразделяются на кадастровые,
декларируемые и изымаемые у источника.
По критерию объекта
налогообложения все налоги подразделяются
на прямые и косвенные. Плательщиком прямых
налогов является тот, кто получает доход
или владеет имуществом, т.е. конкретное
физическое или юридическое лицо. К числу
прямых налогов относятся: подоходный
налог, налог на прибыль и др. Косвенные
налоги: акцизы, налог на наследство, на
сделки с недвижимостью и ценными бумагами,
таможенные пошлины. Окончательный плательщик
этого налога потребитель, на которого
налог перекладывается путём надбавки
к цене товара или услуги.
Налоги подразделяются
также на личные и реальные. Личные налоги
учитывают финансовое положение налогоплательщика
и его платежеспособность, реальные подвергают
обложению деятельность или товары, продажу,
покупку или владение имуществом (собственностью)
независимо от индивидуальных финансовых
обстоятельств налогоплательщика. [3. с.
345]
Сущность налогов находит
свое проявление в выполняемых ими функциях.
Функции налогов - это такие их свойства,
которые позволяют использовать налоги
в качестве инструментов формирования
доходов государства, распределения, перераспределения
доходов в обществе в интересах обеспечения
жизнедеятельности государства, экономического
развития и решения социальных проблем
страны. Функция налога - это проявление
его сущности в действии, способ выражения
его свойств. Функция показывает, каким
образом реализуется общественное назначение
данной экономической категории как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения
доходов [5. с.84].
Итак, основные функции
налогов следующие:
1) фискальная функция.
2) распределительная
функция.
3) регулирующая функция.
4) стимулирующая функция.
5) контролирующая функция.
Функции налогов взаимосвязаны.
Рост налоговых поступлений в бюджет,
т.е. реализация фискальной функции, создает
материальную возможность для осуществления
регулирующей функции налогов. В то же
время, достигнутое в результате экономического
регулирования ускорение развития и роста
доходности производства, позволяет государству
получить больше средств.
Общие принципы построения
налоговой системы, налоги, сборы, пошлины
и другие обязательные платежи определяет
Закон РФ "Об основах налоговой системы
в Российской Федерации" от 27 декабря
1991 г.
Объектами налогообложения являются
доходы (прибыль), стоимость определенных
товаров, отдельные виды деятельности
налогоплательщиков, операции с ценными
бумагами, пользование природными ресурсами,
имущество юридических и физических лиц,
передача имущества, добавленная стоимость
продукции, работ и услуг и другие объекты.
По налогам в законодательном
порядке устанавливаются определенные
льготы. К их числу относятся: необлагаемый
минимум объекта налога; изъятие из обложения
определенных элементов объекта налога;
освобождение от уплаты налогов отдельных
лиц или категорий плательщиков; понижение
налоговых ставок; вычет из налогового
платежа за расчетный период; прочие налоговые
льготы.
Для предприятий организаций
и физических лиц законом «Об основах
налоговой системы в Российской Федерации»
введена трехуровневая система налогообложения.
Первый уровень - это
федеральные налоги России, второй уровень
- налоги республик в составе Российской
Федерации и налоги краев, областей, автономной
области, автономных округов; третий уровень
- местные налоги, то есть налоги городов,
районов, поселков и т.д.
Как и в других странах,
наиболее доходные источники сосредоточиваются
в федеральном бюджете. К числу федеральных
относятся: налог на добавленную стоимость,
налог на прибыль предприятий и организаций,
акцизы, таможенные пошлины. Перечисленные
налоги создают основу финансовой базы
государства.
Бюджетное устройство
Российской Федерации, как и многих европейских
стран, предусматривает, что региональные
и местные налоги служат лишь добавкой
в доходной части соответствующих бюджетов.
Главная часть при их формировании - это
отчисление от федеральных налогов.
Налог на прибыль предприятий
и организаций, акцизы, налог на добавленную
стоимость, подоходный налог с физических
лиц распределяются между бюджетами, причем
в зависимости от обстоятельств, включая
финансовое положение отдельных территорий,
проценты отчислений могут меняться. Нормативы
утверждаются ежегодно при формировании
федерального бюджета. [2. с. 234]
Каждому органу управления
трехуровневая система налогообложения
дает возможность самостоятельно формировать
доходную часть бюджета исходя из собственных
налогов, отчислений от налогов, поступающих
в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов),
неналоговых поступлений от различных
видов хозяйственной деятельности (арендная
плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая
деятельность и пр.) и займов. Естественно,
что эти полномочия сочетаются с полной
ответственностью за исполнение бюджета,
как доходной, так и расходной его частей.
По объекту налогообложения
существующие налоговые платежи и сборы
можно разделить на:
1) налоги с доходов (выручки,
прибыли, заработной платы);
2) налоги с имущества (предприятий
и граждан);
3) налоги с определённых видов
операций, сделок и деятельности (налог
на операции с ценными бумагами, лицензионные
сборы).
Перечень установленных
налогов и сборов является исчерпывающим
и подлежит расширению только на основании
изменений, внесенных в Закон о налоговой
системе РФ. Однако стоит помнить также
и о том, что этот перечень достаточно
условен, поскольку не все поименованные
в нем налоги установлены на всей территории
РФ, то есть такие налоги уплачиваются
только на территории отдельных субъектов
РФ. Согласно п. 6 ст. 3 НК РФ подлежат уплате
только те из них, элементы налогообложения
которых установлены. Это положение подтверждается
также и п. 1 ст. 17 НК РФ, в котором определено,
что налог считается установленным лишь
в том случае, когда определены налогоплательщики
и элементы налогообложения.