Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 13:46, курсовая работа
Описание работы
На современном этапе развития экономики актуализируются проблемы повышения эффективности налогообложения организации на всех иерархических уровнях. Весьма целесообразно и необходимо повышать эффективность применения налогов на организациях, определяющих социально экономический потенциал субъекта Российской Федерации. Производственные предприятия - реальный сектор экономики, здесь создается основная часть ВВП. Благодаря перераспределительной функции налогов за счет производственной сферы финансируется деятельность государства в области медицины, науки, образования и т.д.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………...2 Глава 1: Налоговая система РФ на современном этапе 1.1. Сущность и функции налогов……………………………………………5 1.2. Характеристика налоговых платежей и отчислений…………………...10 1.3. Оптимизация налогообложения, как способ снижения налоговой нагрузки предприятия…………………………………………………………..14 Глава 2: Анализ системы налогообложения МУП ЖКХ «Южное» 2.1. Характеристика деятельности предприятия………………………….....20 2.2. Анализ налогов, уплачиваемых предприятием, и расчет налоговой нагрузки………………………………………………………………………….23 2.3. Проблемы и перспективы оптимизации системы налогообложения предприятия……………………………………………………………………...27 Заключение ………………………………………………………………………33 Список литературы……………….……………………………………………...37
На основании
данных, приведенных в таблице 2.1. можно
сделать вывод, что налоговые платежи
в бюджет в 2012 году увеличились на 13,63 %.
Это произошло за счет увеличения объемов
предоставляемых услуг. В 2012 году предприятие
расширило зону обслуживания.
Увеличение налога
на доходы физических лиц (на 21,18%) связанно
с увеличением фонда оплаты труда и увеличением
количества работников.
Водный налог
остался на прежнем уровне. Это объясняется
тем, что предприятию выделены лимиты
потребления воды и потребление ее осталось
на прежнем уровне.
Налог на добавленную
стоимость в 2012 году по сравнению с предыдущим
годом увеличился на 17,96 % за счет увеличения
объема предоставляемых услуг.
Увеличение транспортного
налога в 2012 году на 27,32 % произошло вследствие
передачи в собственность предприятия
двух единиц автотехники.
В 2011 году предприятием
был получен убыток, поэтому налог на прибыль
не уплачивался. А в 2012 году предприятие
перенесло убыток полученный в 2011 году,
за счет чего налог на прибыль организаций
не уплачивался. Данный факт является
положительным для предприятия с точки
зрения уменьшения налоговых платежей.
Но вместе с тем необходимо учитывать,
что это привлечет внимание налоговых
органов и в ближайшее время они могут
провести выездную налоговую проверку
предприятия.
Показатель налоговой
нагрузки предприятия имеет важное практическое
значение и необходим при проведении мероприятий
по оптимизации налогообложения. Его снижение
является критерием успешности данных
мероприятий.
Для расчета налоговой
нагрузки предприятия применяются различные
методики. Различие данных методик в том,
какие показатели берутся для расчета
(прибыль, выручка, добавленная стоимость
и др.). Мы остановимся на двух из них. Где
в качестве показателей выбираются прибыль
(расчетная) и добавленная стоимость. Так
как они наиболее точно отражают налоговую
нагрузку на предприятие.
Для анализа налоговой
нагрузки нам необходимы следующие данные:
суммы, уплачиваемых налогов и финансовые
показатели предприятия. Данные о налогах
были приведены выше в таблице 2.1. Финансовые
показатели деятельности предприятия
взяты из первичной бухгалтерской документации
и представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Финансовые показатели
деятельности предприятия, руб.
Показатель
2011
2012
1. Фонд оплаты труда
3306892
3611367
2. Амортизация основных
средств
454634
436458
3. Чистая прибыль
-1820150
-927954
На основании
данных, приведенных в таблице 2.2. проведем
расчет налоговой нагрузки на добавленную
стоимость и прибыль (расчетную).
Добавленная стоимость показывает
стоимость созданную на предприятии. Она
рассчитывается по формуле 2.1:
ДС=АОС+ФОТ +НПДС+ЧП (2.1)
где ДС – добавленная стоимость;
АОС – амортизация основных
средств;
ФОТ – фонд оплаты труда;
НПДС - налоги,
выплачиваемые из добавленной стоимости;
Налоговая нагрузка на добавленную
стоимость, созданную на предприятии рассчитывается
по формуле (2.2):
ННдс=(НПДС)/ДС*100% (2.2)
где ННдс – налоговая нагрузка
на добавленную стоимость;
НПДС - налоги,
выплачиваемые из добавленной стоимости;
ДС – добавленная стоимость.
Произведем расчет налоговой
нагрузки по формуле (2.2):
ННдс2011 = (847916)/ 2789292*100%
= 45,44%;
ННдс2012 = (1014206)/ 4134077*100%
= 37,06%.
Проанализировав
данные о налоговой нагрузке на добавленную
стоимость, можно сделать вывод о том что
налоговая нагрузка за 2011 год выше нормы,
а в 2012 году находится на ее границе. При
этом оптимальное значение показателя
35-40%. В 2012 году произошло снижение налоговой
нагрузки за счет значительного увеличения
добавленной стоимости.
Таблица 2.3 – Ставки
налогов, уплачиваемых предприятием за
анализируемый период
Налог
Ставка налога
Налог на прибыль организаций
0,24
Налог на добавленную стоимость
0,18
Налог на доходы физических
лиц
0,13
Налог на имущество организаций
0,022
Другим показателем,
на основании которого рассчитывается
налоговая нагрузка, является расчетная
прибыль. Она определяется как сумма чистой
прибыли предприятия и налогов, уплачиваемых
предприятием. Налоговая нагрузка на расчетную
прибыль определяется по формуле (2.3):
ННрс = НП/(ЧП+НП)*100% (2.3)
где ННрс – налоговая нагрузка
на расчетную прибыль;
Полученные данные
свидетельствуют о чрезмерной налоговой
нагрузке на расчетную прибыль предприятия.
Необходимо принимать во внимание тот
факт, что предприятие является низкорентабельным
или убыточным. Но оно продолжает функционировать
из-за своей социальной важности – удовлетворение
потребностей населения в сфере жилищно-коммунальных
услуг, т.е. обеспечение жизни населения.
Проанализировав
полученные данные и сравнив их с данными
приведенными Министерством финансов
РФ о средней налоговой нагрузке по России
(35,6%) можно сделать вывод, что налоговая
нагрузка на предприятие высокая. В связи
с этим предприятию требуется провести
мероприятия по налоговому планированию,
которые будут направлены на снижение
налоговой нагрузки, снижение налоговых
платежей предприятия и следовательно
улучшения финансового состояния предприятия,
за счет высвобождения части финансовых
ресурсов.
2.3. Проблемы и перспективы оптимизации
системы налогообложения МУП ЖКХ «Южное»
Отсутствие законодательной
базы, отмена льгот по налогу на имущество
свидетельствует о необходимости разработки
законов которые бы реально позволили
функционировать предприятиям жилищно-коммунальной
сферы на льготных условиях, ведь они осуществляют
социально значимые функции по обеспечению
жизнедеятельности населения страны.
Осознание данной необходимости только
приходит в рамках реформы жилищно-коммунального
хозяйства страны. А необходимость реформы
стоит очень остро, предприятия находятся
на грани банкротства.
В ходе анализа
деятельности муниципального унитарного
предприятия жилищно-коммунального хозяйства
«Южное» был выявлен ряд проблем, особенно
в области налогообложения. Они связаны
с тем, что предприятие, выполняя социально-значимые
функции, действует на тех же условиях
что и другие коммерческие организации.
При этом отрасль является заранее убыточной.
Государство ограничивает увеличение
тарифов на услуги, тем самым уменьшая
плановую себестоимость услуг, реальная
себестоимость которых гораздо выше. А
предприятие платит налоги на общих условиях,
тем самым ухудшая свое и без того тяжелое
финансовое состояние. Общий анализ приказа
об учетной политике предприятия для целей
налогообложения показал, что недостаточно
уделено внимания его детальной проработке
и закреплению положений позволяющих
осуществить дальнейшее применение мероприятий
по налоговому планированию, в частности
метода признания доходов и расход для
целей налогообложения, выбора начисления
амортизации, создании резервов, работы
с просроченной дебиторской задолженностью,
положений договорной политики предприятия,
работы с поставщиками и потребителями
услуг предприятия.
Необходимо обратиться
к таблице 2.1, чтобы определить какие налоги
имеют наибольший удельный вес в общей
сумме налоговых платежей предприятия.
Таковым является налог на добавленную
стоимость (20% и 20,7% в 2011 и 2012 годах соответственно).
Предприятие не располагает льготами
по данному налогу, но есть возможность
его снизить или точнее заменить налогом,
исчисленным при использовании упрощенной
системы налогообложения (УСН), предусмотренной
главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения»
Налогового кодекса РФ. При применении
УСН в соответствии с п. 1 ст. 346.11 организации
освобождаются от обязанности по уплате
налога на прибыль организаций и налога
на имущество организаций. Также организации,
применяющие упрощенную систему налогообложения,
не признаются налогоплательщиками налога
на добавленную стоимость, за исключением
налога на добавленную стоимость, подлежащего
уплате в соответствии с настоящим Кодексом
при ввозе товаров на таможенную территорию
Российской Федерации. Однако за предприятием
сохраняется обязанность по уплате страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование.
Для применения УСН организации необходимо
соответствовать некоторым критериям.
Для удобства анализа соответствия МУП
ЖКХ «Южное» составим таблицу 2.4.
Таблица 2.4.– Соответствие
МУП ЖКХ «Южное» критериям по применению
упрощенной системы налогообложения.
Критерий по применению УСН
Показатель МУП ЖКХ «Южное»
Соответствие критерию, (+/-)
Доходы (по ст.248 НК РФ) за 9 месяцев
не более 16,98 млн руб. (15 млн. руб.)
Доходы за 9 месяцев – 7120456 руб.
+
Средняя численность работников
не более 100 человек
Средняя численность рабочих
– 52 человека
+
Остаточная стоимость основных
средств и нематериальных активов не превышает
100 млн. руб.
Остаточная стоимость -
1563241 руб.
+
Отсутствие филиалов и (или)
представительств
Филиалов и представительств
нет
+
Из таблицы 2.4.
следует, что МУП ЖКХ «Южное» соответствует
основным критериям для применения УСН.
Теперь необходимо рассчитать два варианта
применения УСН, когда в качестве объекта
налогообложения выбраны доходы и расходы,
уменьшенные на величину расходов. По
ним применяются разные ставки – 6% и 15%
соответственно. Рассчитать по каждому
из них налоговую нагрузку и на основании
этого сделать вывод о применении того
или иного варианта.
Для расчетов
выберем 2012 год. Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование за 2012 год
составили 685965 рублей. Доходы организации
составили 8052000 рублей, расходы – 8979954
рублей.
Рассчитаем вариант, в котором
в качестве объекта налогообложения выбраны
доходы. При этом ставка налога будет равна
6%. Сумма налога рассчитывается, как произведение
доходов на ставку налога. Н2012 = 8052000*6% =
483120 руб. Составим таблицу налоговых платежей
предприятия:
Таблица 2.5– Налоговые
платежи предприятия при применении УСН,
где в качестве объекта налогообложения
выбраны доходы
Вид платежа
Сумма платежа, руб.
1. Страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование
685965
2. Налог, уплачиваемый по
УСН
483120
3. Водный налог
13978
4. Транспортный налог
21024
5. Налог на доходы физических
лиц
620489
Итого
1824576
Из таблицы 2.5
следует, что общая сумма налоговых платежей
организации по сравнению с применением
общего режима налогообложения за аналогичный
период снизилась с 1872367 руб. до 1824576 руб.
(на 2,6%).
Произведем расчет налоговой
нагрузки, используя формулы (2.1) и (2.2):
Из расчетов видно,
что произошло уменьшение добавленной
стоимости по сравнению с общим режимом
налогообложения за аналогичный период
на 47791 руб., но вместе с тем налоговая нагрузка
снизилась до 36,45% или 0,61%.
Произведем вариант
расчета, при котором в качестве объекта
налогообложения выбраны доходы, уменьшенные
на величину произведенных расходов. Налоговая
база в данном случае рассчитывается,
как разница между полученными доходами
и произведенными расходами.
Налоговая база = 8052000 – 8979954
= -927954 руб.
То есть организацией
получен убыток. В данном случае применяется
положение п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса
РФ, в соответствии с которым предприятие
обязано уплатить минимальный налог. Минимальный
налог рассчитывается в размере 1% от налоговой
базы, которой являются доходы.