1.2. Характеристика
налоговых платежей и отчислений
Законом
«Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» введена трехуровневая система
налогообложения предприятий и организаций.
Первый уровень - это
федеральные налоги России. Они действуют
на территории всей страны и регулируются
общероссийским законодательством, формируют
основу доходной части федерального бюджета
и, поскольку это наиболее доходные источники,
за счет них поддерживается финансовая
стабильность бюджетов субъектов Федерации
и местных бюджетов.
Второй уровень - налоги
республик в составе Российской Федерации
и налоги краев, областей, автономной области,
автономных округов. Для краткости в дальнейшем
мы будем именовать их региональными налогами. Региональные
налоги устанавливаются представительными
органами субъектов Федерации, исходя
из общероссийского законодательства.
Часть региональных налогов относится
к общеобязательным на территории РФ.
В этом случае региональные власти регулируют
только их ставки в определенных пределах,
налоговые льготы и порядок взимания.
Третий уровень - местные
налоги, то есть налоги городов, районов,
поселков и т.д.
Под федеральными налогами
и сборами понимают те, которые установлены
статьёй 13 Налогового Кодекса, и которые
обязательны к уплате на территории всей
Российской Федерации. Если рассматривать
систему федеральных налогов и сборов
с точки зрения отнесения отдельных из
них к группе налогов, которые уплачивают
предприятия, то можно выделить следующие
из них: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций,
водный налог, государственную пошлину.
Рассмотрим особенности
федеральных налогов на примере налога
НДС. Налог на добавленную стоимость является
косвенным налогом и занимает ведущее
место в сумме налоговых поступлений при
формировании федерального бюджета. Налогоплательщиками
НДС в соответствии с главой 21 Налогового
кодекса признаются: организации, индивидуальные
предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками
НДС в связи с перемещением товаров через
таможенную границу РФ.
Объектом налогообложения
НДС признаются следующие операции: реализация
товаров на территории РФ, передача на
территории РФ товаров для собственных
нужд, расходы на которые не принимаются
к вычету при исчислении налога на прибыль,
выполнение строительно-монтажных работ
для собственного потребления, ввоз товаров
на таможенную территорию РФ.
Налоговая база при
реализации налогоплательщиком товаров
определяется как стоимость этих товаров,
исчисленная исходя из цен, определяемых
в соответствии со ст. 40 НК, с учетом акцизов
и без включения в них налога и налога
с продаж. [7, с.245]
Налоговые ставки установлены
в размере 0, 10 и 18% от соответствующей налоговой
базы. Налоговая ставка 0% применяется
к товарам и работам непосредственно связанных
с режимом экспорта, транзитом товаров
через территорию РФ, работ выполняемых
в космическом пространстве и т. д. Ставка
10% применяется при реализации определенного
вида продовольственных товаров, товаров
для детей, периодических изданий, медицинских
товаров. По налоговой ставке 18% осуществляется
налогообложение товаров, не указанных
в вышеизложенных пунктах [7.гл.21,ст.164].
К региональным
налогам и сборам относится налог на имущество
организаций. Налог на имущество организаций
устанавливается гл. 30 НК РФ и законами
субъектов РФ, вводится в действие в соответствии
с НК РФ законами субъектов РФ и с момента
введения в действие обязателен к уплате
на территории соответствующего субъекта
РФ.
Устанавливая налог,
законодательные (представительные) органы
субъектов РФ определяют налоговую ставку
в пределах, разрешенных гл. 30 НК РФ, порядок
и сроки уплаты налога, формы отчетности
по налогу. Законами субъектов РФ могут
предусматриваться налоговые льготы и
основания для их использования налогоплательщиками.
Налогоплательщиками
налога признаются: российские организации;
иностранные организации, осуществляющие
деятельность в РФ через постоянные представительства
и (или) имеющие в собственности недвижимое
имущество на территории РФ, на континентальном
шельфе РФ и в исключительной экономической
зоне РФ.
Объектом налогообложения
для российских организаций признается
движимое и недвижимое имущество (включая
имущество, переданное во временное владение,
пользование, распоряжение или доверительное
управление, внесенное в совместную деятельность),
учитываемое на балансе организации в
качестве объектов основных средств в
соответствии с установленным порядком
ведения бухгалтерского учета.
Налоговая база определяется
как среднегодовая стоимость имущества,
признаваемого объектом налогообложения,
при этом имущество учитывается по его остаточной стоимости,
сформированной в соответствии с установленным
порядком ведения бухгалтерского учета,
утвержденным в учетной политике организации.
[4. с.171]
Налоговые ставки устанавливаются
законами субъектов РФ и не могут превышать
2,2%. Допускается установление дифференцированных
налоговых ставок в зависимости от категорий
налогоплательщиков и (или) имущества,
признаваемого объектом налогообложения.
К местным налоговым
платежам относятся следующие налоги:
налог на имущество предприятий, земельный
налог, целевые сборы, налог на рекламу,
лицензионные сборы.
Одни налоги устанавливаются
законодательными актами РФ и взимаются
на всей её территории. При этом конкретные
ставки этих налогов определяются законодательными
актами республик в составе РФ или решением
органов государственной власти краёв,
областей, автономной области, автономных
округов, районов, городов и иных административно-территориальных
образований, если иное не предусмотрено
законодательным актом РФ. [5. с. 84]
Другие налоги могут
устанавливаться решениями районных и
городских органов власти. Суммы платежей
по налогам и сборам зачисляются в районные
бюджеты, бюджеты районов, городов, либо
по решению районных и городских органов
власти - в районные бюджеты районов (в
городах), бюджеты посёлков и сельских
населённых пунктов.
Земельный налог устанавливается
гл. 31 НК РФ и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных
образований и обязателен к уплате на
территориях этих муниципальных образований.
Земельный налог относится к местным налогам.
Налогоплательщиками
налога признаются организации (предприятия)
и физические лица, обладающие земельными
участками на основании права собственности,
права постоянного (бессрочного) пользования
или права пожизненного наследуемого
владения.
Объектом налогообложения
признаются земельные участки, расположенные
в пределах муниципальных образований
(городов Москвы и Санкт-Петербурга), на
территории которых введен земельный
налог.
Налоговая база определяется
как кадастровая стоимость земельных
участков, признаваемых объектом налогообложения
в соответствии с гл. 31 НК РФ. Кадастровая
стоимость земельного участка определяется
в соответствии с земельным законодательством
РФ.
Налогоплательщики-организации
определяют налоговую базу самостоятельно
на основании сведений государственного
земельного кадастра о каждом земельном
участке, принадлежащем им на праве собственности
или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Источниками
уплаты всех вышеперечисленных налогов
и сборов являются финансовые источники,
за счет которых обеспечиваются выплаты
начисленных налоговых платежей. Основными
источниками уплаты налогов в соответствии
с действующим законодательством являются:
1) доход предприятия,
обеспечивающий выплату налоговых платежей,
входящих в цену продукции (налога на добавленную
стоимость; акцизного сбора; таможенного
сбора и таможенных пошлин);
2) текущие затраты предприятия
(издержки производства и обращения), на
которые относятся отдельные налоговые
платежи (взносы в фонд социального страхования,
в пенсионный фонд, фонд осуществления
мероприятий по ликвидации последствий
Чернобыльской катастрофы, фонд занятости
населения; отчисления на строительство,
ремонт и содержание автомобильных дорог;
ряд местных налогов и сборов);
3) прибыль предприятия
(налог на прибыль, ряд других налоговых
платежей).
1.3. Оптимизация налогообложения,
как способ снижения налоговой нагрузки
предприятия
В соответствии с налоговым
законодательством налогоплательщик
имеет право платить наименьшую сумму
налога, исчисленную в соответствии с
законом. Позиция налогоплательщика в
рамках налоговых отношений такова: заплатить
как можно меньше налогов с минимальным
риском возникновения налоговых санкций
и иных неблагоприятных последствий.
При этом возникают издержки,
связанные с минимизацией налогообложения, такие, как оплата
посреднических услуг. Отметим, что все
способы минимизации налогов можно подразделить
на незаконные (криминальное уклонение
от уплаты налогов) и законные (оптимизация,
планирование и т.д.). [8. с. 47]
Уклонение от уплаты
налогов представляет собой форму уменьшения
налоговых и других платежей, при которой
налогоплательщик умышленно, с нарушением
действующего законодательства уменьшает
размер налогового обязательства либо
укрывается от уплаты налогов. В данном
случае снижение налоговых выплат (а также
их полное избежание) осуществляется посредством
совершения налогоплательщиком налоговых
правонарушений или даже преступлений,
т.е. путем прямого нарушения налогового
и других видов законодательства.
В отличие от уклонения
от уплаты налогов налоговая оптимизация
– это уменьшение размера налоговых обязательств
посредством целенаправленных правомерных
действии налогоплательщика, включающих
полное использование всех предоставленных
законодательством льгот, налоговых освобождении
и других законных приемов и способов.
В эту категорию входят способы, при которых
определенный экономический эффект в
виде уменьшения налоговых платежей достигается
путем квалифицированной организации
дел по исчислению и уплате налогов, что
исключает или снижает случаи необоснованной
переплаты налогов, а в ряде случаев и
санкций.
Объективной основой
налоговой оптимизации является установленная
налоговым законодательством обязанность
фирм самостоятельно определять суммы
всех налогов. Так как для граждан и организаций
уплата налогов является не целью, а определенным
обременением, естественно, что каждое
лицо заинтересовано в том, чтобы осуществлять
свои права и обязанности, уплачивая налоги
в минимальном размере. Кроме того, современное
налоговое законодательство само стимулирует
планирование налоговых последствий,
так как предусматривает неодинаковые
налоговые режимы для различных ситуаций,
допуская выбор метода исчисления налоговой
базы и предлагая налогоплательщикам
различные льготы. Для выработки эффективного
механизма оптимизации налоговых платежей
предприятие имеет достаточно большой
спектр возможностей, допустимых в рамках
действующего налогового законодательства,
причем максимальный экономический эффект
достигается при комбинировании этих
возможностей.
В условиях рыночной
экономики у предприятий неизбежно появляется
определенная свобода в выборе вариантов
осуществления хозяйственной деятельности.
Чем либеральнее законодательство, тем
больше возможностей предоставляется
предприятию. Так, например, по действующему
законодательству предприятиям дано право
производить ежегодную переоценку основных
средств, которая призвана привести в
соответствие первоначальную стоимость
основных средств и их рыночную оценку.
При увеличении первоначальной стоимости
основных средств происходит рост амортизационных
отчислений, которые, являясь составляющей
затрат предприятия, уменьшают размер
налогооблагаемой Прибыли и, следовательно,
сумму налога на прибыль. [9. с. 179]
Отметим, что стоимость основных
средств включается в облагаемую базу
по налогу на имущество предприятий, и
ее рост неизбежно приведет к увеличению
суммы этого налога. На практике многие
предприятия решают сложные оптимизационные
задачи для того, чтобы рассчитать конечный
экономический эффект от такого рода операций,
и только на основе расчета принимают
окончательное решение об их проведении.
К данному способу оптимизации налоговых
платежей также следует отнести возможности
использования различных учетных механизмов,
наличие которых также является свидетельством
либеральности действующего законодательства.
Понимание логики бухгалтерского учета
и формирование на ее основе учетной политики,
учитывающей налоговые аспекты деятельности
фирмы, позволяют достичь приемлемого
компромисса между необходимостью соблюдения
национального стандарта бухгалтерского
учета и минимизацией налоговых платежей.
Однако при использовании
данного способа оптимизации необходимо
четко просчитывать влияние принимаемых
решений на перспективное развитие предприятия.
Это связано в первую очередь с тем, что
законодательство, давая предприятию
определенную свободу в отражении различных
хозяйственных операций, требует взамен
стабильности и преемственности в выборе
экономических подходов. Этот принцип
зафиксирован в национальных стандартах
по бухгалтерскому учету. Например, в ПБУ
1/98 «Учетная политика организации» зафиксировано
требование неизменности учетной политики
в течение года, а также предусмотрен ограниченный
перечень оснований для ее изменения за
рамками этого периода. Это означает, что
перед принятием решения о способах проведения
или отражения различных операций предприятием
должны учитываться не только текущие
последствия этих решений, но и их влияние
на деятельность предприятия в длительной
перспективе.
Использование налоговых
льгот является самым простым и удобным
способом минимизации налоговых платежей,
в случаях, когда деятельность предприятия
соответствует определенным критериям.
Это связано в первую очередь с тем, что
другие способы зачастую требуют ибо сложных
экономических расчетов, либо наличия
высококвалифицированных юристов и налоговых
консультантов. Однако российское налоговое
законодательство настолько запутано,
а механизм применения налоговых льгот
так нечетко определен, что большинство
предприятий решаются на применение многих
льгот только после консультаций с юристами
и консультантами.