Аудит денежных средств и расчетов на примере ООО «Бизнес-Партнер»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Система регулирования аудиторской деятельности в России формировалась с учетом мировой практики. Поэтому для ее описания необходимо охарактеризовать существующие системы регулирования и модели аудиторской деятельности, применяемые в других странах. Существуют две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая основана на государственном регулировании с помощью централизованных органов, на которые возлагается функция контроля за аудиторской деятельностью; вторая - на саморегулировании, которое преимущественно осуществляется профессиональными объединениями аудиторов и аудиторскими организациями. Необходимо отметить, что и в государственной модели также присутствуют элементы саморегулирования, а их принципиальное различие состоит лишь в степени государственного влияния.

Содержание работы

Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………….5
1.1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ…………………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности аудита оценочных значений…………………………...11
Глава 2. Подготовительный этап аудиторской проверки………………..19
2.1. Понимание деятельности на примере ООО «Бизнес-Партнер»…....24
2.2. Аналитические процедуры …………………………………………..26
2.3. Письмо о проведении аудита…………………………………………30
Глава 3. Аудит денежных средств и расчетов на примере ООО «Бизнес-Партнер»………………………………………………………………………….32
3.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в ООО «Бизнес-Партнер»………………………………………………………………..32
3.2. Оценка уровня существенности и аудиторского риска……………..38
3.3. Программа аудиторской проверки…………………………………...42
3.4. Практические аспекты аудита денежных средств и расчетов в ООО «Бизнес-Партнер»………………………………………………………………..45
3.5. Заключение аудитора………………………………………………….65
Список использованной литературы……………………………………...67

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 428.00 Кб (Скачать файл)

Важным является то, что документы, относящиеся к первым четырем уровням, составляют базу нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Аудиторские объединения и организации, внедрив в практическую деятельность внутренние стандарты, разработанные на основе этой базы, значительно могут повысить качество аудиторской деятельности в РФ. Кроме того, наличие внутренних стандартов у аудиторских организаций является залогом их выхода на высокий профессиональный уровень оказания услуг.

В современных условиях, характеризующихся в первую очередь активной интеграцией России в мировую экономику, все большее значение приобретают международные стандарты аудита (МСА). Между тем ФЗ "Об аудиторской деятельности" не содержит каких-либо норм о месте и роли международных стандартов в системе источников нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Тема роли МСА как возможного источника регулирования аудиторской деятельности является одной из самых актуальных и разработанных в отечественной литературе по аудиту [6, 10, 14].

Итак, система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ отличается значительным своеобразием по сравнению с зарубежным опытом:

1. Регулирование аудиторской деятельности в РФ преимущественно осуществляется на основе законов и подзаконных актов государственных органов власти в отличие от ряда зарубежных стран (США, Великобритания), так как нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности находится в исключительной компетенции РФ (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ).

2. Нормы законов и подзаконных актов, относящихся к различным отраслям права, устанавливают правовой режим аудиторской деятельности. Основную долю в общем объеме источников занимают источники финансового права, устанавливающие обязательные требования по государственному регулированию аудиторской деятельности. В то же время в ходе практической деятельности регулирование осуществляется, в том числе, и на основе гражданско-правовых норм.

3. Наличие федеральных законов, регулирующих смежные отношения с учетом специфики аудиторской деятельности применительно к отдельным видам деятельности, и нормативно-правовых актов, не учитывающих особенности аудиторской деятельности. В ряде случаев они возлагают на аудиторов выполнение не свойственных им функций, нарушают независимость и конфиденциальность их работы.

4. Наличие источников регулирования, которые не могут быть полностью охарактеризованы как правовые, однако имеют значительное влияние на аудиторскую деятельность. К таким относятся в первую очередь Кодекс этики аудиторов и международные стандарты аудита.

 

 

 

 

1.2. Особенности аудита оценочных значений

 

Особенности аудита оценочных значений регламентируются правилом (стандартом) №21 «ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ», которое введено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 N 228.

     Данное федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработано с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования в отношении аудита оценочных значений, содержащихся в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Оно не применяется при проверке прогнозируемой или ожидаемой финансовой информации, но многие предусмотренные им процедуры могут использоваться для этой цели.

Согласно правилу (стандарту) аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, подтверждающие оценочные значения. Оценочными значениями являются приблизительно определенные или рассчитанные работниками аудируемого лица на основе профессионального суждения значения некоторых показателей при отсутствии точных способов их определения, в том числе:

     а) оценочные резервы;

     б) амортизационные отчисления;

     в) начисленные доходы;

     г) отложенные налоговые активы и обязательства;

     д) резерв на покрытие убытков, понесенных в результате финансово-хозяйственной деятельности;

     е) убытки по договорам строительства, признанные до прекращения действия этих договоров.

Оценочные значения рассчитываются, как правило, в условиях неопределенности исхода событий, которые имели место в прошлом или с некоторой вероятностью произойдут в будущем, и требуют профессионального суждения. При наличии в финансовой (бухгалтерской) отчетности оценочных значений возрастает риск ее существенных искажений.

 

Особенности расчета оценочных значений

 

    Расчет оценочных значений в зависимости от специфики конкретного показателя может быть простым или сложным. При сложных расчетах могут потребоваться специальные знания и профессиональное суждение.

Оценочное значение может являться частью постоянно функционирующей системы бухгалтерского учета либо частью системы, функционирующей только в конце отчетного периода. Во многих случаях оценочные значения рассчитывают с помощью формул и коэффициентов, основанных на опыте аудируемого лица (например, стандартные нормы амортизационных отчислений для группы основных средств, стандартный процент дохода от продаж для расчета резерва предстоящих расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий, на которые установлен срок службы). В подобных случаях руководству аудируемого лица следует периодически пересматривать формулы и коэффициенты, например путем переоценки оставшегося срока полезного использования активов или сравнения фактических результатов с оценкой и корректировки формулы в случае необходимости.

В случае если в результате неопределенности или отсутствия объективных данных невозможно рассчитать адекватные оценочные значения, аудитор решает, следует ли на этом основании модифицировать аудиторское заключение в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 6.

 

 

 

 

Аудиторские процедуры при аудите оценочных значений

 

Аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно того, является ли оценочное значение приемлемым в данных обстоятельствах и раскрыта ли, если это необходимо, надлежащим образом информация о данном оценочном значении. Доказательства, подтверждающие оценочное значение, как правило, труднее получить, и они реже могут однозначно трактоваться по сравнению с доказательствами, подтверждающими другие статьи финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Понимание процедур и методов, в том числе системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, используемой руководством аудируемого лица при расчете оценочных значений, важно для аудитора при планировании характера, временных рамок и объема аудиторских процедур.

При проверке оценочных значений аудитору рекомендуется:

     а) провести общую и детальную проверку процедур, используемых руководством аудируемого лица при расчете оценочного значения;

     б) использовать независимую оценку для сравнения с оценкой, проведенной руководством аудируемого лица;

     в) проверить последующие события, в том числе события после отчетной даты, чтобы подтвердить правильность сделанного расчета.

 

Общая и детальная проверка процедур, используемых руководством аудируемого лица

 

  Действия аудитора, предпринимаемые при общей и детальной проверке процедур, используемых руководством аудируемого лица, включают в себя:

     а) оценку исходных данных и рассмотрение допущений, на которых основывается оценочное значение;

     б) арифметическую проверку расчетов;

     в) сравнение расчетов в отношении предыдущих периодов с фактическими результатами за эти периоды (если это возможно);

     г) рассмотрение процедур утверждения оценочных значений руководством аудируемого лица.

Аудитор должен определить, насколько точны, полны и уместны исходные данные, на которых основывается оценочное значение. В случае использования данных, полученных в бухгалтерском учете, они должны быть согласованы и не противоречить другим учетным данным. Например, при подтверждении резерва предстоящих расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий, на которые установлен срок службы, аудитор должен получить аудиторские доказательства того, что информация об объеме продукции, гарантийный срок которой не истек, на конец отчетного периода согласуется с учетными данными о продаже товаров.

Аудитор может также искать доказательства в информации, получаемой от третьих лиц. Например, при изучении расчетов финансовых последствий судебных процессов и исков аудитору целесообразно обратиться за информацией в организацию, оказывающую аудируемому лицу юридические услуги.

Аудитор должен определить, надлежащим ли образом проанализированы собранные данные и сделаны прогнозы, формирующие разумную основу для расчета оценочных значений. Например, основывается ли анализ сроков погашения дебиторской задолженности и предполагаемый период, когда определенный вид материально-производственных запасов будет в наличии, на прошлом опыте и использовании прогнозов.

Аудитор должен оценить, имеет ли аудируемое лицо надлежащее обоснование наиболее важных допущений, используемых при расчете оценочного значения. В некоторых случаях допущения основываются на государственных статистических данных, в том числе на предполагаемом уровне инфляции, процентных ставках, уровне занятости населения и ожидаемом росте рынка и др. В других случаях допущения относятся только к данному аудируемому лицу и основываются на внутренних источниках информации.

При оценке допущений, на которых основывается оценочное значение, аудитор должен рассмотреть, являются ли они:

     а) разумными с учетом фактических результатов за предыдущие периоды;

     б) последовательно применяемыми с допущениями, используемыми для расчета других оценочных значений;

     в) согласованными с планами руководства аудируемого лица.

     Аудитор должен обратить особое внимание на допущения, которые во многом зависят от изменения исходных данных и легко подвержены существенным искажениям.

При сложном расчете с использованием специальных методов аудитор может воспользоваться результатами работы экспертов.

Аудитор должен проверить правильность формул, используемых руководством аудируемого лица при расчете оценочных значений. Данная общая проверка основывается на знаниях аудитора по следующим вопросам:

     а) финансовые результаты аудируемого лица за предыдущие периоды;

     б) практика, которой придерживаются другие хозяйствующие субъекты данной отрасли экономики;

     в) планы руководства аудируемого лица, сообщенные аудитору.

     Также аудитор должен провести арифметическую проверку расчетов. Характер, временные рамки и объем аудиторских процедур такой проверки зависят от сложности расчетов оценочных значений, оценки аудитором надежности процедур и методов, используемых аудируемым лицом, а также существенности оценочных значений для финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.

 Аудитору рекомендуется сравнить оценочные значения за предыдущие периоды с фактическими результатами за эти же периоды в целях:

     а) получения аудиторских доказательств в отношении общей надежности процедур оценки, используемых аудируемым лицом;

     б) понимания необходимости корректировки формул расчета оценочных значений;

     в) определения того, учитывались ли аудируемым лицом различия между фактическими результатами и предыдущими оценками, а также были ли сделаны надлежащие корректировки и раскрытие информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Существенные оценочные значения, как правило, проверяются и утверждаются руководством аудируемого лица. Аудитор должен проверить, было ли оценочное значение проверено и утверждено руководством соответствующего уровня, а также оформлен ли расчет с приложением надлежащих документов.

 

Использование независимой оценки

 

Аудитор может провести самостоятельно или получить от третьего лица независимую оценку и сравнить ее с оценочным значением, рассчитанным руководством аудируемого лица. При использовании независимой оценки аудитору следует убедиться в обоснованности исходных данных, рассмотреть необходимые допущения и провести проверку процедур расчета. Аудитору целесообразно сравнить оценочные значения за предыдущие периоды с фактическими результатами за эти периоды.

 

Проверка последующих событий

 

Операции и события, осуществленные и произошедшие по окончании отчетного периода, но до завершения аудита, могут предоставлять аудиторские доказательства относительно оценочных значений, рассчитанных руководством аудируемого лица. Общая проверка аудитором подобных операций и событий может снизить или устранить необходимость в проверке процедур, используемых руководством аудируемого лица при расчете оценочного значения, либо необходимость в независимой оценке для анализа разумности оценочного значения.

 

Оценка результатов аудиторских процедур

 

    Аудитор должен дать окончательную оценку разумности оценочных значений, основываясь на знании деятельности аудируемого лица и на том, согласуются ли оценки с другими аудиторскими доказательствами, полученными в ходе аудита.

Аудитор должен рассмотреть, принимаются ли аудируемым лицом во внимание какие-либо последующие операции или события, оказывающие влияние на исходные данные или допущения, которые используются при расчете оценочного значения.

Информация о работе Аудит денежных средств и расчетов на примере ООО «Бизнес-Партнер»