Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:39, курсовая работа
В настоящей работе рассмотрены следующие вопросы: общие понятия и определения налогового контроля, камеральной проверки как части налогового контроля, алгоритм работы в автоматизированной информационной системе «Налог» налогового инспектора в разрезе работы с камеральной проверкой, дана оценка системе.
Работа состоит из двух частей – первая из которых основана на изучении теоретических основ о понятии «камеральная проверка», вторая, основанная на практической работе с автоматизированной информационной системой «Налог» в блоке работы по камеральным проверкам. В работе использованы 40 иллюстраций.
Реферат ………………………………………………………………………………...… 2
Введение ………………………………………………………………………………...… 4
Глава 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ……………...…………………… 6
1.1. Понятие и значение налогового контроля ...………………………………… 8
1.2. Формы и виды налогового контроля ……………………...…………………… 10
1.3. Формы и методы организации налогового контроля …………………………… 16
1.4. Сущность камеральной налоговой проверки …………………………………... 17
Глава 2. КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА В АВТОМАТИЗИРОВАН-
НОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ «НАЛОГ» .………………………………..… 18
2.1. Подготовка документации к обработке в информационной системе …… 18
2.2. Регистрация налоговых документов ……………………...…………………… 19
2.3. Ввод данных налоговых документов ………………………………………….. 22
2.4. Камеральная проверка налоговых документов ………………………….. 26
Заключение …………………………………………………………………………… 38
Список литературы …………………………………………………………………… 39
Сущность
налогового контроля можно рассматривать
с двух позиций: как функцию или
элемент государственного управления
экономикой и как особую деятельность
по исполнению налогового законодательства.
Эти стороны налогового контроля
находятся в неразрывном
В научной литературе государственный налоговый контроль в широком смысле слова определяется как специальный способ обеспечения законности. При этом главной целью налогового контроля признают осуществление мероприятий по проверке финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с целью обеспечения правильного, полного и своевременного исполнения ими требований налогового законодательства.
Согласно ст. 82 НК РФ4, налоговый контроль – деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (рис. 1.1). Данное определение несколько сужает сложившиеся рамки контрольной деятельности налоговых органов, исключая контроль над выполнением банками обязан-ностей по исполнению поручений налогоплательщиков и налоговых органов на перечис-ление налога в бюджетную систему. Однако это не повлечет за собой каких-либо сущест-венных последствий, поскольку установленное пп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение соответствующих обязанностей, не претерпело каких-либо сущностных изменений.
Статья 82 НК РФ – деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Определение
Объекты
Субъекты
Налогоплательщики
Налоговые агенты
Отношения, возникающие между государством и субъектами налогообложения. На которых лежит обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи за счет собственных средств в строгом соответствии с нормами права
Государственные органы, которые могут осуществлять налоговый контроль
Рис. 1.1. Налоговый контроль в Российской Федерации
В научной литературе ведутся дискуссии о взаимосвязи понятий «налоговое администрирование» и «налоговый контроль». Существует три позиции:
Рассмотрев
различные подходы к
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверок, а также осуществляют обмен другой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, исполь-зование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, нало-говом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профес-сиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую и аудиторскую тайну.
Налоговый контроль можно рассматривать в разных аспектах: организационном, методическом и техническом. Первый из них представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов; второй охватывает методы осуществления контрольных действий; третий раскрывает совокупность приемов проверки, их последовательность и взаимоувязку.
Налоговый контроль может рассматриваться только как система взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, обеспечивающих ее устойчивое функционирование и решение поставленных задач. Это следующие элементы:
Деятельность налоговых органов по осуществлению налогового контроля прово-дится в соответствии с НК РФ. В законодательстве регламентируются формы и методы налогового контроля, определены понятия и содержание налоговых проверок, их специфи-ческие особенности применительно к различным задачам и объектам налогового контроля.
Кроме того следует выделить следующие нормативные документы, которые опре-деляют (помимо НК РФ) организацию налогового контроля в Российской Федерации:
Система налогового контроля, как и вся система налогообложения, должна иметь не только фискальные цели, но и рыночные ориентиры. Налоговый контроль выполняет регули-рующую функцию в системе налогообложения, и наравне с тем, что он способствует финансовой стабильности, должен содействовать развитию экономической и социальной активности налогоплательщиков.
Основные функции налогового контроля:
Эффективный инструмент налогового контроля – истребование документов и информации не только у налогоплательщиков, но и у его контрагентов и иных лиц6. Истребовать эту информацию можно не только в рамках налоговой проверки, но и в процессе рассмотрения материалов проверки, а также при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. Кроме того, налоговый орган вправе истребовать и вне рамок налоговых проверок (в случае обоснованности необходимости) информацию относительно конкретной сделки. Причем как у ее участников, так и у иных лиц, распола-гающих информацией об этой сделке. Налоговые органы также вправе направлять запросы в банки7.
Налоговый контроль имеет большое значение в оценке действующей в стране налоговой системы и выработке предложений по ее совершенствованию. Правительство РФ через центральный аппарат ФНС России и его органы получают обширную информацию, анализ которой позволяет делать выводы об уровне эффективности проводимой в государстве налоговой политики и необходимости принятия решений о внесении изменений в законодательные и нормативные акты по налогам.8
1.2. Формы и виды налогового контроля
Реализация налогового контроля осуществляется посредством процедурно-процес-суальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществле-нии контрольных функций.
Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.
Основными формами налогового контроля являются:
Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных форма, предусмотренных НК.
Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функцио-нированию их финансово-хозяйственной деятельности.
Наличие у
налогового контроля разнообразных
целей и задач обусловливает
и дифференцированные подходы к
их решению, т. е. необходимость использования
тех или иных способов проверок,
оценок и анализа финансового
состояния подконтрольных субъектов.
Применение определенной формы зависит
и от других факторов: правового
положения и особенностей деятельности
контролирующих органов; объектов контроля;
оснований возникновения