Автоматизированная камеральная проверка в программном комплексе для территориальных налоговых органов ФНС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе рассмотрены следующие вопросы: общие понятия и определения налогового контроля, камеральной проверки как части налогового контроля, алгоритм работы в автоматизированной информационной системе «Налог» налогового инспектора в разрезе работы с камеральной проверкой, дана оценка системе.
Работа состоит из двух частей – первая из которых основана на изучении теоретических основ о понятии «камеральная проверка», вторая, основанная на практической работе с автоматизированной информационной системой «Налог» в блоке работы по камеральным проверкам. В работе использованы 40 иллюстраций.

Содержание работы

Реферат ………………………………………………………………………………...… 2

Введение ………………………………………………………………………………...… 4

Глава 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ……………...…………………… 6
1.1. Понятие и значение налогового контроля ...………………………………… 8
1.2. Формы и виды налогового контроля ……………………...…………………… 10
1.3. Формы и методы организации налогового контроля …………………………… 16
1.4. Сущность камеральной налоговой проверки …………………………………... 17

Глава 2. КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА В АВТОМАТИЗИРОВАН-
НОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ «НАЛОГ» .………………………………..… 18
2.1. Подготовка документации к обработке в информационной системе …… 18
2.2. Регистрация налоговых документов ……………………...…………………… 19
2.3. Ввод данных налоговых документов ………………………………………….. 22
2.4. Камеральная проверка налоговых документов ………………………….. 26

Заключение …………………………………………………………………………… 38

Список литературы …………………………………………………………………… 39

Файлы: 1 файл

Курсовая по ИСЭ.docx

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Инвентаризация  денежных средств, находящихся в  банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии налогоплательщика  с данными выписок банков.

Инвентаризация  расчетов с банками и другими  кредитными учреждениями по ссудам, с  бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами  заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  по товарам, оплаченным, но находящимся  в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

Инвентаризация  нематериальных активов, финансовых вложений, незавершенного производства и строительства, подотчетных сумм имеет свои особенности.

Инвентаризационная  комиссия должна установить:

  • правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразде-лениями организации, выделенными на отдельные балансы;
  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Экспертиза  проводится в случае, если для разъяснения  возникших вопросов требуются специальные  познания в науке, искусстве, технике  или ремесле. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных  познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляются на договорной основе.

Экспертиза  назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего  выездную налоговую проверку, при  этом проверяемое лицо должно быть ознакомлено с постановлением и  знать свои права, в том числе: заявить отвод эксперту, просить  о назначении эксперта из числа указанных  им лиц, представить дополнительные вопросы для получения по ним  заключения эксперта, присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту, знакомиться с его заключением.

Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленных ему материалов недостаточно или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспер-тизы.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении экс-перта описываются проведенные им исследования, излагаются сделанные в результате их выводы, даются обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при произ-водстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обсто-ятельствах в свое заключение.

Дополнительная  экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты  заключения и поручается тому же или  другому эксперту. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в  его правильности и поручается другому  эксперту.

Кроме того, для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, может  быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела. Эксперты и специалисты привлекаются на договорной основе, если эта работа не входит в круг их должностных  обязанностей.

Должностные лица налоговых органов, непосредственно  проводящие налоговую проверку, могут  производить осмотр используемых для  осуществления предпринима-тельской деятельности территорий или помещений проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

В необходимости  случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видео-запись, снимаются копии с документов и т. д. О производстве осмотра составляется про-токол. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, который подписывается им и проверяемым лицом.

На основании  такого акта налоговый орган по имеющимся  у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

Если по проверяемому налогоплательщику налоговый  орган располагает информа-цией о полученных доходах из внутренних и внешних источников (акты налоговых проверок, налоговые декларации, данные банков, контролирующих органов, других организаций), то при расчете суммы налога за проверяемый период используется и эта информация. При определении суммы налога, подлежащей внесению проверяемым налогоплательщиком в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам необходимо использовать данные информационных ресурсов, содержащиеся в налоговом органе (в том числе результаты налоговых проверок) по аналогичным налогоплательщикам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в подобных (сопоставимых) условиях.

Несмотря  на существование различных видов  налогового контроля, обладающих специфическими особенностями, все они используются для оценки количественных результатов  финансово-хозяйственной деятельности, ее законности и целесообразности. При помощи налогового контроля производится оценка действующей в стране налоговой  системы и выработка мероприятий  по ее совершенствованию. Налоговый  контроль позволяет не только устранить  недостатки в функционировании объектов управления, оценить исполнение законодательных  актов, но и судить о том, насколько  эффективно само правовое регулирование  в налоговой сфере.14

 

1.3.   Формы и методы организации налогового контроля

 

Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов, в процессе которой обеспечивается надлежащее поведение обязанных  лиц по уплате налогов и сборов. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномо-ченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и т. д., а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов: учет объектов налогообложения, соблюдение сроков уплаты налогов и сборов, правильность исчисления сумм налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т. д. В узком смысле под налоговым контролем понимается проведение нало-говых проверок уполномоченными органами.

Налоговый контроль – необходимое условие  функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности  налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут  своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Осуществление налогового контроля производится в разных правовых формах. Контрольные действия регулируются на основе закона, с определением полномочий органами испол-нительной власти.

Правильно организованный налоговый контроль требует, с одной стороны, широких  полномочий налоговых органов в  части доступности соответствующей  информации с гарантированным сохранением  ее конфиденциальности, а с другой стороны – уважения к налогоплательщику  и строгого соблюдения всех предписанных законом правил и процедур недопустимости причинения неправомерного вреда налогоплательщику.

Методы налогового контроля – совокупность приемов и способов, с помощью которых соответствующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченными органами применяются общенаучные методы: диалектический подход, принципы исторического, логического и системного анализа и синтеза, а также специально-правовые методы (методы экономического анализа и статистических группировок, метод сравнения, финансово-расчетные методы, в том числе метод экспертных оценок на основе отчетных данных хозяйствующих субъектов и физических лиц, визуальный осмотр, выборочная проверка документов).

Основные формы проведения налогового контроля в соответствии со ст. 82 НК РФ следующие: налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также другие формы, предусмотренные НК РФ.15

 

1.4.   Сущность камеральной налоговой проверки

 

В зависимости от характера и способов проведения налоговые проверки подраз-деляются на камеральные и выездные, что определено ст. 87 НК РФ. Цель камеральной и выездной налоговых проверок – контроль соблюдения налогоплательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка производится по месту нахождения налогового органа на основе бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс (форма № 1),  Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), налоговых декларациях и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.

Таможенные  органы проводят камеральные и выездные проверки в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу  Российской Федерации, в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 87-89 НК РФ.

Цель камеральной  проверки – определить полноту представленного  отчета, правильность заполнения всех форм отчетности, правильность составления  расчетов (деклараций) по налогам, обоснованность применения ставок налогов и использования  налоговых льгот, своевременность  уплаты налогов, а также проверка логической связи между отдельными формами отчетности.

Камеральная проверка проводится в отношении  всех налогоплательщиков, (юриди-ческих и физических лиц). Конкретные приемы и способы проведения камеральных проверок определяются самими налоговыми органами исходя из первоочередных задач обеспечения более полного сбора налогов и сборов, накопленного опыта контрольной работы и наличия квалифицированных кадров. На основе результатов ежеквартально проводимых камераль-ных проверок в налоговом органе создается информационный банк данных о финансово-хозяйственной деятельности организаций, который используется при составлении плана проведения выездных налоговых проверок.

Как уже  отмечалось, с 2007 г. принципиальные изменения  претерпели нормы ст. 88 НК РФ, регламентирующие процедуру проведения камеральных  проверок, а именно:

  • дано разрешение налоговым органам при проведении камеральных проверок истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие правильность уплаты налогов, однако строго ограничено количество истребуемых документов (это документы, дающие пояснения налогоплательщикам в случае выявления ошибок в налоговой декларации; подтверждающие право налогоплательщика на налоговые льготы; под-тверждающие правомерность применения налоговых вычетов по НДС, а также допол-нительные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов);
  • налоговые органы в случае выявления по результатам проверки факта нарушения законодательства о налогах и сборах обязаны составлять акт проверки (предельный срок составления акта камеральной проверки – десять дней со дня окончания проверки).

Повышая значимость камеральных проверок, что, несомненно, увеличивает размер доначисления налогов  и сумм от штрафных санкций за допущенные нарушения, налоговых органы придают  важное значение проведению выездных налоговых проверок, которые осуществляются по месту нахождения налогоплательщиков.

ГЛАВА 2

_____________________________________________________________________________

 

КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ  ПРОВЕРКА

В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ

СИСТЕМЕ «НАЛОГ»

 

 

2.1. Подготовка документации к обработке в информационной системе

 

Налогоплательщики вправе предоставлять информацию на разных носителях - бумажном или электронном. Автоматизированная информационная система «Налог» позволяет обрабатывать информацию со всех допустимых типов носителей.

В настоящее  время приоритет отдается сдаче информации на электронном носи-теле, в том числе по телекоммуникационной системе. Проводятся мероприятия по подго-товке форм отчетности, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации №1137 от 26.12.2011г.16 внесены поправки в бланк счета-фактуры, что еще на один шаг делает эффективнее и проще обращение отчетности между налогоплательщиком и налого-вым органом в электронном виде. Эти меры направлены на оптимизацию работы налоговых органов.

Ускорение процесса и снижение трудоемкости процесса обработки налоговой отчетности, равно как и более эффективное  администрирование налогов, в том  числе налога на добавленную стоимость  – конечная цель перехода на электронные  носители инфор-мации.

Камеральные проверки проводятся в отношении  как юридических, так и физических лиц. В зависимости от вида налогоплательщика, оператор системы работает либо с  папкой «Документы налогоплательщиков ЮЛ», если документы поступили от организации, либо «Документы налогоплательщиков ФЛ», если налогоплательщик – физическое лицо (рис. 2.1).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1. Дерево документов в режиме ввода налоговых деклараций и  проведения камеральных проверок

Набор папок  и режимов в ветви документов «Документы налогоплательщиков ЮЛ»  и «Документы налогоплательщиков ФЛ»  одинаков и включает

    1. Папки:
      • прием деклараций в электронном виде;
      • регистрация деклараций ЮЛ/ФЛ;
      • ввод деклараций ЮЛ/ФЛ;
      • камеральная проверка деклараций ЮЛ/ФЛ;
      • проверка по КС деклараций ЮЛ/ФЛ;
      • вспомогательный расчет деклараций ЮЛ/ФЛ;
      • ввод деклараций ЮЛ/ФЛ по решениям ВНО и судов.

Информация о работе Автоматизированная камеральная проверка в программном комплексе для территориальных налоговых органов ФНС России