Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия государственной пошлины и ее роли, как в налоговой системе РФ, так и в бюджетной системе РФ.
В соответствии с указанной целью поставлены для решения следующие задачи:
1) определить место государственной пошлины в налоговой системе РФ;
2) рассмотреть объекты обложения государственной пошлиной;
3) определить круг плательщиков государственной пошлины
Введение
Абсолютно все юридические лица и большинство физических лиц сталкивается с уплатой государственной пошлины. Юридические лица считаются созданными со дня внесения записи в Единый Государственный реестр юридических лиц. Физические лица, например, уплачивают государственную пошлину за выдачу паспорта гражданина РФ, за государственную регистрацию заключения (расторжения) брака. Обращение в суды за защитой нарушенных прав и законных интересов также оплачивается государственной пошлиной.
Изучение правового режима государственной
пошлины является актуальным как
для развития финансово-правовой науки,
так и для дальнейшего
В ходе налоговой реформы, осуществляемой в России с начала 90-х годов ХХ столетия, законодатель пересмотрел нормативные правовые акты, определяющие место государственной пошлины в системе налогов и сборов РФ и регулирующие установление, введение и взимание государственной пошлины, а также порядок контроля за правильностью ее исчисления и уплаты.
В результате в 2004 году Налоговый кодекс РФ был дополнен главой 25.3 "Государственная пошлина", в соответствии с которой большая часть лицензионных сборов была переведена в государственную пошлину, являющуюся федеральным сбором. Таким образом, за лицензирование всех видов деятельности, по которым согласно Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. лицензии выдают как федеральные, так и региональные органы исполнительной власти, взимается теперь государственная пошлина.
Объектом исследования являются общественные
отношения, складывающиеся в связи
с установлением, введением и
взиманием государственной
Предметом исследования является природа назначения госпошлины, механизм её исчисления и уплаты, пути совершенствования и развития.
Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия государственной пошлины и ее роли, как в налоговой системе РФ, так и в бюджетной системе РФ.
В соответствии с указанной целью поставлены для решения следующие задачи:
1) определить место
государственной пошлины в
2) рассмотреть объекты обложения государственной пошлиной;
3) определить круг плательщиков государственной пошлины;
4) рассмотреть категории льгот по уплате государственной пошлины;
5) представить виды ставок государственной пошлины;
6) рассмотреть порядок расчета и уплаты государственной пошлины;
7) раскрыть вопрос, связанный с возвратом излишне уплаченной государственной пошлины;
8) дать оценку совершенствования мероприятий по взиманию государственной пошлины и поступлений платежей в федеральный бюджет в перспективе до 2023 г.
Глава 1 Государственная пошлина: плательщики и сроки уплаты
В современной налоговой системе
РФ государственная пошлина
Государственная пошлина является сбором, взимаемым на федеральном уровне. Поступления в бюджет в составе налоговых доходов от госпошлины составляют наименьшее значение. Но, несмотря на это, он так же важен для формирования доходной части бюджета как основные бюджетообразующие налоги такие как НДС, налог на прибыль организаций.
Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ (за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ). Выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям. Органы и должностные лица (за исключением консульских учреждений РФ) не вправе взимать за совершение юридически значимых действий платежи иные, чем государственная пошлина.
Физические лица признаются плательщиками
государственной пошлины в
Государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществивших выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, осуществляющего открытие и ведение счетов.
НК РФ не устанавливает особенностей уплаты государственной пошлины иностранными организациями, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Ставки государственной пошлины устанавливаются в рублях (кроме государственной пошлины, которая уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при удостоверении некоторых видов договоров и т.п.). При подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина неимущественного характера. Цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска – соответствующим судом. При затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела.
НК РФ устанавливает основания для снижения размера государственной пошлины, а для некоторых категорий физических лиц – полное освобождение от ее уплаты. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах шестимесячного срока (в соответствии с п.1 ст. 64 НК РФ). На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего периода отсрочки или рассрочки.
Глава 2 Виды государственной пошлины и условия освобождения от ее уплаты
2.1. Уплата
государственной пошлины при
обращении в суды общей
По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировым судьям, государственная пошлина уплачивается с учетом рядя особенностей. При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, размер государственной пошлины устанавливается в зависимости от цены иска:
Пример. ООО «Ромашка» обратилось в суд общей юрисдикции (I инстанция) по спору имущественного характера, подлежащему оценке с суммой иска 1 000 000 руб. Согласно п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ при цене иска от 200001 руб. до 1000000 руб. госпошлина составляет 5200 руб. плюс 1% суммы, превышающей 200 000 руб.
Соответственно, при цене иска 1 000 000 руб. госпошлина составляет:
5200 + 1% от (1 000 000 – 200 000) = 5200 + 8000 = 13200 руб.
Иск был удовлетворен на сумму 50 000 руб. В данном случае, необходимо взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате госпошлины: 6600 руб. (50% от суммы уплаченной госпошлины).
При замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной. В случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается. При подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Поэтому все расходы по уплате государственной пошлины в случае удовлетворения исковых требований судом должны быть возмещены истцу ответчиком в данном деле.
При подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен.
С учетом норм Федерального закона N 122-ФЗ и НК РФ за государственную регистрацию права долевой собственности (1/2 доли) на квартиру, возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, осуществляемую по желанию правообладателя, должна уплачиваться государственная пошлина в полном размере, определенном пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ для физического лица (1000 руб.).
Об этом Письмо Минфина России от 14.09.2012 N 03-05-06-03/72.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права, возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130 , 131 , 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 122-ФЗ обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Частью 2 указанной статьи Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ права требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ сделки с объектом недвижимого имущества.
В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 333.33 гл. 25.3 ''Государственная пошлина'' Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 1000 руб. Подпунктом 8 п. 3 ст. 333.35 Кодекса установлено, что государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества. В иных предусмотренных п. 2 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ случаях за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, государственная пошлина взимается в размере, равном половине установленной гл. 25.3 Кодекса государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В приведенном случае при государственной регистрации права приобретенной долевой собственности на квартиру осуществляются регистрационные действия, связанные с государственной регистрацией договора купли-продажи долевой собственности на квартиру и соответственно перехода права и права долевой собственности приобретателя. Что касается государственной регистрации права долевой собственности (1/2 доли) на квартиру, которая возникла ранее, в том числе и до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, то она может осуществляться только по желанию собственника.
Информация о работе Государственная пошлина: плательщики и сроки уплаты