Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 21:45, дипломная работа
В связи с этим, целью исследования является изучение темы "Страховые взносы: действующий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования".
Для достижения вышеуказанной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- исчисление и уплата страховых взносов во внебюджетные фонды, теоретические основы;
- варианты совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
Введение
Глава 1. Теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
1.1 Социально-экономическая сущность страховых взносов во внебюджетные фонды
1.2 Оценка эффективности введения страховых взносов на территории РФ
1.3 Анализ поступлений страховых взносов во внебюджетные фонды. Особенности исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
1.4 Мировой опыт формирования социальных внебюджетных фондов
Глава 2. Хозяйственно-экономическая и организационная характеристика организации, учет и организация расчетов по страховым взносам в внебюджетные фонды на примере ООО "Торговая компания "ГЕРМЕС"
2.1 Хозяйственно-экономическая и организационная характеристика ООО "Торговая компания "ГЕРМЕС"
2.2 Учет и организация расчетов по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование с Пенсионным фондом РФ на примере ООО "Торговая компания "ГЕРМЕС"
2.3 Учет и организация расчетов по социальному страхованию на примере ООО "Торговая компания "ГЕРМЕС"
Глава 3. Направления совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
3.1 Оценка основных проблем связанных с порядком исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
3.2 Основные направления совершенствования механизма страховых взносов
Заключение
Список литературы и использованных источников
Приложения
Введение
Глава 1. Теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
1.1 Социально-экономическая
1.2 Оценка эффективности введения
страховых взносов на
1.3 Анализ поступлений страховых
взносов во внебюджетные фонды.
Особенности исчисления и
1.4 Мировой опыт формирования социальных внебюджетных фондов
Глава 2. Хозяйственно-экономическая и организационная характеристика организации, учет и организация расчетов по страховым взносам в внебюджетные фонды на примере ООО "Торговая компания "ГЕРМЕС"
2.1 Хозяйственно-экономическая и
организационная
2.2 Учет и организация расчетов
по взносам на обязательное
пенсионное страхование и на
обязательное медицинское
2.3 Учет и организация расчетов по социальному страхованию на примере ООО "Торговая компания "ГЕРМЕС"
Глава 3. Направления совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
3.1 Оценка основных проблем
3.2 Основные направления
Заключение
Список литературы и использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность проблемы. Отсутствие заинтересованности работодателей в уплате социальных страховых взносов требует новых путей улучшения работы всей системы пенсионного, медицинского и социального страхования. Государственная социальная реформа предполагает внесение изменений в организацию работы по начислению и сбору страховых платежей.
С 2010 года в России была создана новая система социального страхования населения. Учитывая особую важность социального фактора, его влияния на общественные процессы, государство создает системы обязательного государственного социального страхования, дающее возможность значительной концентрации ресурсов во внебюджетных фондах и, тем самым, обеспечение социальной защиты населения страны.
Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
В связи с этим, целью исследования является изучение темы "Страховые взносы: действующий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования".
Для достижения вышеуказанной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- исчисление и уплата страховых взносов во внебюджетные фонды, теоретические основы;
- варианты совершенствования
- произведен анализ
- проведение мониторинга и
Объектом данной работы являются страховые взносы.
Предметом - настоящий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования страховых взносов.
Теоритеческой основой данной работы является законодательство Российской Федерации, также в процессе написание квалификационной работы были использованы законодательная база с последними обновлениями и дополнениями, учебно-методические пособия, учебники, статьи журналов, электронные ресурсы, статистические данные РФ, а также научная и учебная литература по изучаемой теме, которые составили информационную базу данной работы.
Президентом РФ промульгированы следующие федеральные законы: от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Таким образом, законодатнльно был закреплен переход с 1 января 2010 года от единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам и целый ряд изменений в порядке финансирования выплат, которые осуществляются в настоящее время за счет средств Фонда социального страхования.
В зависимости от категории плательщиков, на переходный период (2010 - 2014 годов) установлены пониженные тарифы страховых взносов. Данные льготы касаются сельхозтоваропроизводителей, техниковнедренческих организаций особых экономических зон, организаций, использующих труд инвалидов. С 2010 года страховой тариф в Фонд социального страхования РФ останется на прежнем уровне и составит 2,9%.
В случае наличия задолженности ФСС РФ перед страхователем по ЕСН (в части превышения расходов на цели обязательного социального страхования), страхователю необходимо обратиться в исполнительные органы Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (филиалы, уполномоченные на территориях) за возмещением денежных средств.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что за возвратом излишне уплаченных сумм по ЕСН следует обращаться в территориальные налоговые органы.
Хотелось бы отметить, что изменения в законодательстве не задели системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка уплаты взносов по данному виду страхования.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие категории лиц, самостоятельно обеспечивающие себя работой, должны уплачивать страховые взносы на коды бюджетной классификации, на которых учитываются страховые взносы в виде фиксированного платежа. Поскольку с 1 января 2010 года понятие "страховых взносов в виде фиксированного платежа" в законодательстве отсутствует, страховые взносы уплачиваются на коды бюджетной классификации, на которых учитываются страховые взносы, уплачиваемые исходя из стоимости страхового года.
Методы исследования, испульзуемые для достижения цели данной работы: аналитические, группировок, сравнения, комплексно-экономического анализа, экономико-статистические.
Значимость выполняемой выпускной квалификационной работы состоит в том, что выводы могут стать теоритеческой основой для написания диссертационного исследования и иного рода работ, для подготовки материалов в целях учебного процесса. Кроме того результаты дипломной работы можно применить при совершенствовании законодательства РФ в части процесса управления страховыми взносами.
Структура дипломной работы представляет из себя: введение, пять логически выстроенных глав, заключение, список литературы и использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
1.1 Социально-экономическая сущность страховых взносов во внебюджетные фонды
Развитие экономики в ближайшие годы будет невозможно без значительного роста эффективности производства. Структура затрат предприятий во многом будет определять возможности развития в условиях нарастания ограничений экономического роста. Избыточные затраты (в том числе на труд) могут заметно ухудшить конкурентоспособность производства. С другой стороны, обострение демографической ситуации и, как следствие, рост дефицита пенсионной системы делает практически неизбежным увеличение взносов на обязательное социальное страхование. В этих условиях требуется поиск разумного компромисса между интересами бизнеса, государства и населения. При этом крайне желательно, чтобы в дискуссии использовались данные статистики и обоснованные расчеты, базирующиеся на использовании модельных построений.Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12,8 %. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. Население страны стареет, за период 1989 - 2010 гг. средний возраст россиянина вырос на 4,5 года, до 38,5 лет (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1. Средний возраст населения России и развитых стран Европы
Становится затруднительным выполнение принципа - "сегодняшний" работник содержит "вчерашнего" работника. Это и привело к необходимости проведения пенсионной реформы.
Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению Правительства РФ стал отказ от финансирования пенсий государством и передача этой обязанности самим будущим пенсионерам. Другими словами, переход к накопительному формированию пенсий. Государство в свою очередь оставит за собой функцию контроля, чтобы граждане копили деньги на старость (платили требуемые взносы) и передавали их в управляющую компанию. Данные идеи с самого начала не нашли поддержки Минфина РФ и Минэкономразвития РФ. Однако их отказ не стал поводом для отступления от задуманного, и подготовкой проекта занялось социальное ведомство - Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Пакет законопроектов, вносящих изменения в пенсионное законодательство был принят Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212).
Развитые государства производят пенсионные выплаты на основе сочетания двух принципов (способов, порядков) - пенсионного обеспечения и пенсионного страхования. Первый предполагает под собой выплату гарантированного государством минимума, а второй - формирование пенсионных выплат в зависимости от заработной платы и стажа трудовой деятельности (по правилам накопительного страхования).
Таким образом, минимум обеспечивается государственным бюджетом, а остальная часть пенсии формируется по принципу накопительного страхования.
Страховые взносы в большинстве развитых стран уплачиваются работодателем и работником в различных пропорциях, данное положение повышает заинтересованность работника в целях легализации его заработной платы, а также снижает риск уклонения работодателя от уплаты указанных взносов.
Несмотря на значительное количество денежных средств, вложенных в проведение пенсионной реформы, правила начисления и выплаты пенсии практически не изменились. То есть, продолжает действовать система пенсионного обеспечения, предполагающая ограничение максимального значения начисляемой пенсии (т.е. размер пенсии, по существу, не зависит от размера отчислений в Пенсионный фонд РФ и заработной платы). Что на наш взгляд не есть правильно.
Развитие накопительного страхования в нашей стране на современном этапе пока находится в зародыше. Оно является достаточно убыточным, причем убытки полностью компенсируются за счет бюджетных средств. Миллиардные суммы, направляемые работодателями на накопительную часть трудовой пенсии, остаются на счетах Пенсионного фонда РФ и никуда не инвестируются. Эти деньги, несмотря на насущную потребность в них российской экономики, остаются без движения и, не принося прибыли, съедаются инфляцией.
Принятие Федерального закона N 212-ФЗ к сожалению свидетельствует о том, что за многие годы реформ у государственных деятелей, наделенных полномочиями, так и не сформировалось четкого представления чем же налог отличается от страхового взноса и каковы принципы функционирования системы пенсионных выплат.
Так, страховой взнос уплачивается на основе договора в рамках гражданских правовых отношений, налог - на основе закона в рамках исключительно публичных правоотношений. В некоторых случаях заключение договора страхования может носить обязательный характер, но это нисколько не меняет сути возникающих на его основе правоотношений. Примером совмещения публичных целей с частноправовыми методами их достижения является институт обязательного автострахования. В отличие от пенсионной, система автострахования существует не так давно, но достаточно надежно, на основе ясных и понятных правил. При этом уровень желания и возможности автовладельца уклониться от уплаты страховых взносов находится на самых низких показателях, чего нельзя сказать о существовавшей до введения ЕСН практики уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.
ЕСН нелязя назвать налогом в полном смысле этого слова, поскольку его суммы попадают во внебюджетные фонды, минуя бюджетную систему.
На сегодняшний день одной из проблем является, отсутствие разграничения у законодателя разницы между налогом и страховым взносом, и результатом этого служит факт переписывания значительной части Налогового кодекса РФ в Федеральный закон N 212-ФЗ. Результатом чего является изменение название платежа (ранее - ЕСН, теперь - страховые взносы), но сущность его не значительно меняется. То есть "новые" страховые взносы в том виде, в каком они предлагаются, так же не будут отвечать страховым принципам, как и отмененный ЕСН.
Единственная цель, на наш взгляд, этого "обратного переворота" - передача контрольных полномочий по взиманию взносов от налоговых органов к органам внебюджетных фондов. Однако при реализации указанной цели не были учтены существенные обстоятельства.
Деятельность ПФ РФ до настоящего времени осуществляется на основе правового акта почти двадцатилетней давности, принятого за два года до вступления в силу Конституции Российской Федерации, - Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1). В соотвтетсвие с данным нормативным документом Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, т.е. к органам государственной власти не имеет никакого отношения. В то же время на него с 1 января 2010 г. возлагаются такие полномочия, которыми сегодня располагают налоговые органы, являющиеся органами государственной власти.