Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить налогообложение имущества физических лиц.
Для достижения данной цели необходимо выполнить и изучить следующие задачи:
Экономическая сущность и роль налогов на имущество физических лиц
Порядок исчисления имущественных налогов с физических лиц
Транспортный налог
Земельный налог
Проблемы налогообложения имущества физических лиц
Направления совершенствования налогообложения путем введения налога на недвижимость
1) регулярные
(систематические, текущие), взимаемые
с определенной периодичностью
в течение всего времени
2) разовые, уплата которых связывается с каким-либо событием (переход имущества в порядке наследования и дарения, сделка купли-продажи и другие операции с имуществом).
Можно вывести четыре основных принципа взимания налога на имущество физических лиц:
1. Принцип
справедливости, утверждающий всеобщность
обложения и равномерность
2. Принцип
определенности, требующий, чтобы сумма,
способ и время платежа были
совершенно точно заранее
3. Принцип
удобности, предполагающий, что налог
должен взиматься в такое
4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.
Согласно российскому законодательству физические лица, владеющие транспортным средством, земельным участком либо иным объектом имущества обязаны уплачивать соответственно транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Налог на имущество физических лиц – местный налог, взимаемый на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Первоначально существовали два налога на имущество физических лиц: налог на строения, помещения и сооружения и налог на транспортные средства. С 1 января 2003 г. в связи с введением гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ в качестве налога на имущество физических лиц взимается только налог на строения, помещения и сооружения.5
Суммы налога зачисляются в местный бюджет по месту происхождения (регистрации) объекта обложения.
С 1 января 1992 г. в соответствии с Законом РФ от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" физические лица, имеющие в собственности объекты жилого и нежилого фонда (жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения), ежегодно уплачивают налог на строения, помещения и сооружения, введенный для собственников этих видов недвижимого имущества вместо ранее уплачиваемой ими платы за наем в домах государственного, муниципального и ведомственного фонда.6 Определяемая для уплаты физическими лицами сумма этого налога зависит от размера ставок налога и налоговой базы, т.е. инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, определяемой органами технической инвентаризации по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа, с учетом коэффициента пересчета восстановительной стоимости, ежегодно устанавливаемого представительными органами местного самоуправления.
За последние несколько лет сложилась ситуация, когда инвентаризационная стоимость практически оставалась неизменной и соответственно размер налога не увеличивался, тогда как плата за наем жилья в государственном, муниципальном и ведомственном фонде постепенно повышалась. В связи с этим сумма налога в 90-е годы была значительно ниже размера платы за наем помещений в государственном, муниципальном и ведомственном фонде и в большинстве случаев составляла от 2 до 7 руб. в год в расчете на одного плательщика.
В целях выравнивания этого положения было принято решение повысить в 2002 г. размер взимаемого с принадлежащих физическим лицам объектов недвижимого имущества налога, увеличив инвентаризационную стоимость имущества за счет повышения коэффициента пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений (который является элементом оценки) с 1,48 до 15. При этом следует отметить, что рассчитанная по данному коэффициенту инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества по-прежнему останется значительно ниже их реальной стоимости и стоимости, определяемой органами технической инвентаризации при совершении физическими лицами сделок с недвижимым имуществом на вторичном рынке (купли - продажи, мены, дарения и т.п.), и поэтому будет применяться исключительно для целей исчисления налога на строения, помещения и сооружения.
Объектом налогообложения имущества физических лиц является:
1) жилой дом;
2) квартира;
3) комната;
4) дача;
5) гараж;
6) иное строение, помещение и сооружение;
7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 – 6.7
В 2002 г. был изменен порядок исчисления налога на строения, помещения и сооружения. Это связано с изменениями, внесенными Федеральным законом N 168-ФЗ от 17.07.99 в Закон РФ от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Указанным Законом в качестве налоговой базы для исчисления налога на строения, помещения и сооружения была определена суммарная инвентаризационная стоимость, т.е. сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, принадлежащих одному физическому лицу, расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. Указанным Законом ставки налога были установлены в определенных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости (таблица 1).8
Таблица 1
Ставки налога на имущество физических лиц
Суммарная инвентаризационная стоимость |
Ставка налога, % |
До 300 000 (включительно) |
До 0,1 (включительно) |
Свыше 300 000 до 500 000 (включительно) |
Свыше 0,1 до 0,3 (включительно) |
Свыше 500 000 |
Свыше 0,3 до 2,0 (включительно) |
В этих границах представительным органам местного самоуправления предоставлено право определять дифференциацию ставок в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
Независимо от способа приобретения имущества право собственности на него в соответствии со ст.219 ГК РФ и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" возникает с момента государственной регистрации в учреждении юстиции, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поэтому до момента регистрации недвижимого имущества право собственности на объект отсутствует. Владелец недвижимости не является собственником, а следовательно, налогоплательщиком.
Обязанность по уплате налога возложена на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих на территории РФ в собственности имущество, признаваемое Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" объектом налогообложения.9
Основания возникновения права собственности могут быть самые разные. Первоначальное приобретение права собственности, т.е. приобретение в собственность жилого помещения, ранее не находившегося в частной собственности. К таким основаниям следует отнести договор приватизации жилого помещения, а также приобретение в собственность вновь построенного жилого дома, приобретение права собственности в порядке его перехода от предыдущего собственника на основании каких-либо гражданско-правовых договоров (купли-продажи, мены, дарения и др.), приобретение права собственности при выплате паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе.
На практике нередки случаи, когда граждане, построившие индивидуальный жилой дом и проживающие в нем, не торопятся зарегистрировать свое право собственности на него. Налоговыми органами проводится работа по выявлению тех зданий, строений и сооружений, владельцы которых под различными предлогами не проходят процесс ввода в эксплуатацию построенного жилья и, соответственно, не могут быть привлечены к налогообложению. Такая ситуация может существовать сколь угодно долго, до тех пор, пока владельцу не понадобится совершить какую-либо сделку с этим объектом.
Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Если имущество, являющееся объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то налогоплательщиком признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в праве собственности. За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.10
Если собственниками имущества являются несовершеннолетние дети, то налоговые платежи предъявляются к уплате родителям, опекунам или попечителям.
Единственным исключением из общего правила являются жилые помещения в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, налог на которые уплачивается с момента полного внесения паевого взноса членами кооператива. В данном случае не имеет значения, было ли зарегистрировано право собственности на это имущество. Налоговые органы объясняют это положение тем, что "момент возникновения права собственности посредством государственной регистрации, предусмотренной п.1 ст.131 ГК РФ, в данном случае для целей налогообложения не имеет принципиального значения, так как происходит государственная регистрация уже приобретенного права собственности".
В соответствии с Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" налоговой базой для налога на имущество является суммарная инвентаризационная стоимость объекта.
Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость состоит из суммы стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения, принадлежащих одному физическому лицу и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Организации технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления налога на строения, помещения и сооружения, по состоянию на 1 января текущего года.
Организации технической инвентаризации обязаны направлять сведения об инвентаризационной стоимости расположенного на подведомственной им территории недвижимого имущества и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов.
В случае, если отсутствуют технические паспорта объектов недвижимого имущества или плановая инвентаризация таких объектов не была проведена в течение последних пяти лет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам массовой оценки объектов, которые могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости.
В случае, если объект налогообложения на момент представления сведений не поставлен правообладателем на технический учет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам визуального наблюдения, которые впоследствии могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости.
Оценка одного квадратного метра жилья определяется исходя из инвентаризационной стоимости всего здания. В зависимости от строительных материалов и конструкций, использованных при строительстве, а также процента износа определяется стоимость одного квадратного метра.
В Законе
"О налогах на имущество
физических лиц" предусмотрены
категории граждан, которые освобождаются
от уплаты налогов на
- Герои Советского
Союза и Герои Российской
- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
- участники
гражданской и Великой
- лица вольнонаемного состава Советской Армии, ВМФ, ОВД и госбезопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
- лица, получающие
льготы в соответствии с
- военнослужащие,
а также граждане, уволенные с
военной службы по достижении
предельного возраста
- лица, принимавшие
непосредственное участие в
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
- пенсионеры;
- граждане, уволенные
с военной службы или
- родители и супруги военнослужащих и госслужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.
При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. Для получения льгот по уплате налогов физические лица, имеющие право на них, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При утрате в течение года права на льготу исчисление указанных налогов производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Информация о работе Имущественное налогообложение физических лиц