Имущественное налогообложение физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать основные особенности налоговой политики в области налогообложения имущества физических лиц.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой особенности взимания налогов на имущество физических лиц;
2. Охарактеризовать основные направления налоговой политики на 2012-2014 года;
3. Проанализировать проблемы налогообложения имущества физических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. История становления и развития имущественных налогов физических лиц…………………………………………………………………………………5
1.2. Сущность и основные положения налога на имущество физических лиц………………………………………………………………………………...14
1.3. Порядок исчисления и уплаты налога…………………………………….17
1.4. Льготы по налогам на имущество физических лиц…………………...…27
ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Основные направления налоговой политики на 2012-2014 года ………..31
2.2. Проблемы налогообложения имущества физических лиц……………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41

Файлы: 1 файл

курсовая Налогообложение имущества физических лиц.docx

— 75.44 Кб (Скачать файл)

Каждый налог должен взиматься  в то время и тем способом, когда  и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман  и разработан, чтобы он брал и  удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Налог  может, брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что  он приносит в казну государства  следующими путями: во-первых, его собирание  может требовать большого числа  чиновников, жалованье которых в  состоянии поглощать большую  часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых  могут обременить народ дополнительным налогом. Во-вторых, он может затруднять приложение труда населения и  препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множеству  людей. Обязывая людей платить, он может  тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли  бы им осуществлять эти платежи с  большей легкостью. В-третьих, конфискациями  и другими наказаниями, которым  подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто  разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которую общество могло  бы получить от приложения их капиталов. Неразумный налог создает большое  искушение для контрабанды, а  кары за контрабанду должны усиливаться  в соответствии с искушением. Вопреки  всем обычным принципам справедливости закон сперва создает искушение, а затем наказывает тех, кто поддается  ему и притом он усиливает наказание  соответственно тому самому обстоятельству, которое, несомненно, должно было бы смягчать его, а именно — соответственно искушению  совершить преступление. Очевидная  справедливость и польза этих положений  обращали на себя большее или меньшее  внимание всех народов.

Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую деятельность.

Экономические преобразования в современной России закономерно  обусловили реформирование системы  налогов и создание новой налоговой  службы. Реформа 1991—1992 гг. учитывала, что  на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических  отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Определяющее значение для  формирования налоговой политики, системы  налогов и налоговой службы имели  законы "О Государственной налоговой  службе РСФСР", "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации". Разумеется, правовая база этой системы  будет и в дальнейшем совершенствоваться. Налоговая политика во многом определяет ход и направления хозяйственно-финансовых процессов, поэтому государство  должно учитывать реакцию экономических  институтов на те или иные налоговые  воздействия. Совершенствуя систему  налогов и налоговых льгот, оно  сдерживает или стимулирует определенные экономические тенденции, развитие различных отраслей хозяйства или  отдельных товаропроизводителей.

Несмотря на сложное экономическое  положение, в России все больше граждан  приобретают и строят дома, коттеджи, дачи, гаражи и иные строения, помещения  и сооружения, а также приобретают  транспортные средства в собственность.

В состав налогов на имущество  физических лиц входят налог на недвижимое имущество (строения, сооружения, здания и т.п.), транспортный налог. Дополнительную группу налогов на недвижимость составляет земельный налог. Группа названных  налогов объединяется одним понятием - "имущественные налоги с граждан".

Изменения коснулись структуры  налогов, а также выразились в  расширении объектов обложения и  перечня облагаемых видов имущества.

Широко используемое в  современном налоговом законодательстве понятие "имущественные налоги" является, по существу, собирательным. Под общей шапкой скрывается целый  конгломерат налогов и сборов по отношению к различным видам  имущества. Наиболее общий, объединяющий их признак состоит, во-первых, в  том, что все они принадлежат  к числу прямых. Во-вторых, их плательщиками  являются лица, владеющие имуществом. В-третьих, объектом обложения служит имущество само по себе, а не как  источник дохода. В остальном можно  говорить об огромном разнообразии и  многовариантности имущественных  налогов. Различия касаются их наименования, круга субъектов и видов облагаемого  имущества, способов исчисления, порядка  уплаты налогов и прочее. Среди  них есть как регулярные (систематические, текущие), взимаемые с определенной периодичностью в течение всего  времени владения имуществом (например, земельный налог), так и разовые, уплата которых связывается с  каким-либо событием (переход имущества  в порядке наследования и дарения, сделки купли-продажи и другие операции с имуществом).

По-разному комбинируется  и обложение имущества в рамках отдельных налогов на имущество, хотя при всем этом круг подлежащих обложению видов имущества повсюду  чрезвычайно широк. Объектом обложения  может быть недвижимое имущество (главным  образом земля, здания и строения). В некоторых странах законы о  налогообложении недвижимости существуют отдельно от других видов налогов  на имущество; в других – налогообложение  отдельных видов недвижимого  имущества включается в общие  законы о налогах на имущество.

Первоначально существовали два налога на имущество физических лиц: налог на строения, помещения  и сооружения и налог на транспортные средства.

С 1 января 2003 г. в связи  с введением гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ в качестве налога на имущество физических лиц взимается  только налог на строения, помещения  и сооружения.

Государственная власть любого государства, в том числе России, на протяжении всей истории своего существования нуждалась, нуждается  и будет нуждаться в дешевых  средствах, необходимых для выполнения присущих ей функций перед обществом. Одним из таких дешевых средств  являются налоги.

Изначально распределительная  функция налогов носила чисто  фискальный характер: наполнить государственную  казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех  пор, как государство посчитало  необходимым активно участвовать  в организации хозяйственной  жизни в стране у него появились  регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом  регулировании доходов населения  появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство  налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым  просматривается регулирующая функция.

Изъятие налогов у организаций  и граждан как налогоплательщиков не требует практически никаких вложений со стороны государства. Для изъятия налогов требуется только армия чиновников и служащих, на содержание которых хотя и требуются средства, но они же и покрываются за счет изъятых средств.

Принудительное изъятие  части дохода у налогоплательщиков порождает негативное отношение  общества к власти. С целью разрешения данного противоречия власть изыскивает различные механизмы его смягчения  путем регулирования налогового законодательства и реформирования налоговых органов.

Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую деятельность.

 

1.1. Сущность и основные положения налога на имущество физических лиц

 

Налогообложение имущества физических лиц осуществляется на основе Закона РФ от 9 декабря 1991г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" с учетом внесенных в дальнейшем изменений и дополнений.

Налог на имущество физических лиц установлен в Российской Федерации  в соответствии с ФЗ в качестве местного налога. Это один из немногих налогов, правовая основа которого была заложена на заре формирования налоговой  системы России и с тех пор  не претерпела принципиальных поправок, за исключением, пожалуй, ставок налога. Этим законом органам местного самоуправления предоставлены значительные права  по установлению ставок налога, в частности  установлены предельные ставки налога на отдельные виды имущества. Конкретные ставки налога устанавливаются представительными  органами местного самоуправления. Вместе с тем несколько ограничены права  местных органов по предоставлению льгот по налогу.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом  и полностью зачисляется в  доходы местных бюджетов.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица – собственники жилых  домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (объектов налогообложения).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится  в общей долевой собственности  нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества  признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке  определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в  общей долевой собственности  физических лиц и предприятий (организаций).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится  в общей совместной собственности  нескольких физических лиц, они несут  равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Объектами налогообложения  являются находящиеся в собственности  физических лиц:

1) жилой дом;

2) квартира;

3) комната;

4) дача;

5) гараж;

6) иное строение, помещение  и сооружение;

7) доля в праве общей  собственности на имущество.

Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из налоговой  базы и соответствующей ставки налога.

Для расчета налоговой  базы, используется инвентаризационная стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений  и сооружений.

Под инвентаризационной стоимостью понимается восстановительная стоимость  объекта (т.е. всего дома, всей квартиры или всех объектов недвижимости, находящихся  в собственности физического  лица) с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Информацию об инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого  объектом налогообложения, по состоянию  на 1 января каждого года в налоговые  органы представляют органы технической  инвентаризации (ОТИ / БТИ).

В настоящее время налогоплательщиками  получены налоговые уведомления  на уплату налога на имущество физических лиц, в которых сумма налога, подлежащая уплате, значительно превышает показатели предыдущих лет. Во многих случаях это  связано с увеличением инвентаризационной стоимости жилого дома, квартиры, дачи, гаража и т.д., согласно сведениям, представленным в налоговые органы органами технической инвентаризации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Порядок исчисления и уплаты налога

 

Налоги на имущество физических лиц исчисляются налоговым органом  по месту нахождения объектов налогообложения. В случае, когда физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговое уведомление  на уплату исчисленного налога направляется в налоговый орган по месту  жительства налогоплательщика для  взыскания налога и перечисления в бюджет по месту нахождения имущества.

При получении налогового уведомления на уплату налога налоговый  орган по месту жительства налогоплательщика  обязан его принять и вручить  налогоплательщику, а также взыскать и обеспечить перечисление налога на имущество в бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

Налог на строения, помещения  и сооружения исчисляется на основании  данных об их инвентаризационной стоимости  по состоянию на 1 января каждого  года.

Законом установлены предельные ставки налога в следующих размерах в зависимости от стоимости имущества:

  • до 300 тыс. рублей - не выше 0,1 %;
  • от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - от 0,1 % до 0,3 %;
  • свыше 500 тыс. рублей - от 0,3 % до 2,0 %.

Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных  пределах в зависимости от суммарной  инвентаризационной стоимости, типа использования  и по иным критериям, т.е. ставки могут  устанавливаться в зависимости  от того, жилое это помещение или  нежилое, используется для хозяйственных  нужд или коммерческих, кирпичные, блочные  или из дерева строения, помещения  и сооружения и т.п.

При этом представительным органам местного самоуправления дано право изменять ставки в установленных  Законом пределах в зависимости  от суммарной инвентаризационной стоимости всего объекта (жилого дома, квартиры, дачи, гаража и т.д.), типа использования (жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных или коммерческих нужд и т.д.) и по иным критериям.

Согласно Решения Волгоградской Городской Думы от 23 сентября 2009 г. N 23/674 о внесении изменений в Положение о местных налогах ставки налога на имущество физических лиц на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости устанавливаются в следующих размерах:

Информация о работе Имущественное налогообложение физических лиц