Имущественное налогообложение физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать основные особенности налоговой политики в области налогообложения имущества физических лиц.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой особенности взимания налогов на имущество физических лиц;
2. Охарактеризовать основные направления налоговой политики на 2012-2014 года;
3. Проанализировать проблемы налогообложения имущества физических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. История становления и развития имущественных налогов физических лиц…………………………………………………………………………………5
1.2. Сущность и основные положения налога на имущество физических лиц………………………………………………………………………………...14
1.3. Порядок исчисления и уплаты налога…………………………………….17
1.4. Льготы по налогам на имущество физических лиц…………………...…27
ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Основные направления налоговой политики на 2012-2014 года ………..31
2.2. Проблемы налогообложения имущества физических лиц……………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41

Файлы: 1 файл

курсовая Налогообложение имущества физических лиц.docx

— 75.44 Кб (Скачать файл)

 

┌──────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐

│  Стоимость имущества физических лиц  │    Ставка налога на имущество    │

│                                      │          физических лиц          │

│                                      ├─────────────────┬────────────────┤

│                                      │   жилые дома    │  иные строения, │

│                                      │ (домовладения), │  помещения и   │

│                                      │ квартиры, дачи  │   сооружения   │

│                                      │(садовые домики),│                │

│                                      │     гаражи      │                │

├──────────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│До 300 тыс. рублей                    │      0,1%       │      0,1%      │

├──────────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей │      0,25%      │      0,3%      │

├──────────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│От 500 тыс. рублей до 600 тыс. рублей │      0,4%       │      2,0%      │

├──────────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│От 600 тыс. рублей до 650 тыс. рублей │      0,6%       │      2,0%      │

├──────────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│От 650 тыс. рублей до 700 тыс. рублей │      0,8%       │      2,0%      │

├──────────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│От 700 тыс. рублей до 750 тыс. рублей │      1,0%       │      2,0%      │

├──────────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│От 750 тыс. рублей до 800 тыс. рублей │      1,2%       │      2,0%      │

├──────────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│От 800 тыс. рублей до 850 тыс. рублей │      1,4%       │      2,0%      │

├──────────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│От 850 тыс. рублей до 900 тыс. рублей │      1,6%       │      2,0%      │

├──────────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│От 900 тыс. рублей до 1000 тыс. рублей│      1,8%       │      2,0%      │

├──────────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│Свыше 1000 тыс. рублей                │      2,0%       │      2,0%      │

└──────────────────────────────────────┴─────────────────┴────────────────┘

 

Зачастую в нормативных  правовых актах представительных органов  местного самоуправления дифференциация ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от типа использования  недвижимости и/ или по иным критериям  не предусмотрена. Вместе с тем представительные органы повсеместно ввели ставку налога, дифференцированную в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.

Под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма всех инвентаризационных стоимостей строений, помещений и  сооружений, признаваемых объектами  налогообложения и расположенных  на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Например, у физического  лица в городе Ульяновске имеется в собственности квартира, инвентаризационная стоимость которой составляет 370 000 руб., и гараж с инвентаризационной стоимостью 140 000 руб.

Решением Ульяновской  Городской Думы от 16.11.2005 № 174 на территории города Ульяновска определены ставки налога в следующих размерах:

  • до 300 тыс. рублей - 0,1 %;
  • от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - 0,3 %;
  • от 500 тыс. рублей до 700 тыс. рублей - 1,0 %;
  • от 700 тыс. рублей и выше - 2,0 %.

Для выбора ставки определяется суммарная (т.е. общая) инвентаризационная стоимость всего имеющегося в Ульяновске на праве собственности имущества: 510 000 руб. (370 000 + 140 000).

Исходя из объема полученной суммарной инвентаризационной стоимости  определяется ставка налога - 1,0 %.

Таким образом, сумма налога к уплате составит: 5 100 руб. (510 000 х 1%).

Таким образом, особенность  исчисления налога на имущество физических лиц состоит в том, что определение  ставки налога зависит от количества имущества, расположенного на территории одного муниципального образования  и его инвентаризационной стоимости.

В случае если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится  в общей долевой собственности  нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

Если же имущество находится  в общей совместной собственности  нескольких физических лиц, они несут  равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Обязанность  по уплате налога возникает у каждого  собственника имущества. При этом, сумма  налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком и исчисленная налоговым органом  в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, определяется исходя из установленного главой 16 Гражданского кодекса Российской Федерации равенства долей каждого  из собственников в праве собственности.

Имеются ситуации, когда  на территории одного муниципального образования у налогоплательщика  имеется два объекта недвижимости, один из которых принадлежит ему  на праве общей долевой собственности, а другой - на праве общей совместной собственности.

В таком случае налоговыми органами исчисляется сумма налога на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости  объектов, находящихся в собственности  данного налогоплательщика, и налоговой  ставки, соответствующей суммарной  инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

Например, у физического  лица в городе Нижний Ломов, Нижнеломовского  района, Пензенской области в общей  долевой собственности находится  квартира (доля в праве 1/3), инвентаризационная стоимость которой составила 430 000 руб., и квартира в общей совместной собственности (на 2-х человек) с инвентаризационной стоимостью 360 000 руб.

Решением Городского собрания народных депутатов города Нижнего  Ломова от 19.09.2005 № 12-3 на территории города Нижний Ломов, Нижнеломовского района, Пензенской области установлены  ставки налога в следующих размерах:

  • до 300 тыс. рублей - 0,1 %;
  • от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - 0,3 % ;
  • свыше 500 тыс. рублей - 2,0 %.

Для выбора ставки определяется общая инвентаризационная стоимость  имущества: 790 000 руб. (430 000 + 360 000).

Следовательно, ставка налога, подлежащая применению, равна 2,0 %.

Сумма налога к уплате составит:

(430 000 х 2,0 % х 1/3) + (360 000 х 2,0 % х 1/2) = 2 866,38 + 3 600 =  
6 466,38 руб.

При переходе права собственности  на строения, помещения или сооружения в течение года одним гражданином  – плательщиком налогов в пользу другого (купля-продажа, мена, дарение), налог на строения, помещения и  сооружения исчисляется и предъявляется  к уплате первоначальному владельцу  с 1 января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил право  собственности на указанное имущество, а каждому новому собственнику налог  предъявляется с момента вступления в право собственности на строение, помещение и сооружение до момента  его отчуждения.

За строения, помещения  и сооружения, перешедшие по наследству, налог уплачивается наследником  с момента (времени) открытия наследства. Моментом (временем) открытия наследства является день смерти наследодателя, а  при объявлении наследодателя умершим  – день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

В соответствии с пунктом 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Физическое лицо уплачивает налог на строения, помещения и  сооружения с месяца, в котором  был полностью внесен паевой взнос, а по новым строениям, помещениям и сооружениям – с начала года, следующего за их возведением и сдачей в эксплуатацию.

За вновь возведенные  гражданами строения, помещения и  сооружения налог уплачивается с  начала года, следующего за их возведением.

В случае, когда отдельные  граждане и другие указанные выше лица, имеющие строения, помещения  и сооружения, на протяжении года возвели  на месте нахождения этих строений, помещений и сооружений новые  постройки (гаражи, сараи и др.) или  произвели пристройки, надстройки к  основным строениям, то за такие постройки, пристройки и надстройки налог взимается  также с начала года, следующего за их возведением.

В случае уничтожения, полного  разрушения строения, помещения или  сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором  они были уничтожены или разрушены. Основанием к этому является документ, подтверждающий этот факт, выдаваемый органами технической инвентаризации, а в сельской местности органами местного самоуправления.

За строения, помещения  и сооружения, не имеющие собственника, или собственник которых неизвестен, или взятых налоговыми органами на учет как бесхозяйные, налог не взимается.

За строения, помещения  и сооружения налог уплачивается независимо от того, эксплуатируется  это имущество или нет.

Начиная с 2011 года значительно  упростился порядок уплаты имущественных  налогов физическими лицами. Федеральным  законом № 229-ФЗ для физических лиц  отменены авансовые платежи по имущественным  налогам. Кроме того, сроки уплаты по налогам – налогу на имущество  физических лиц, земельному и транспортному  налогам для граждан законодательным  органом области и представительными  органами муниципальных образований  ориентированы на 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В результате у налоговых  органов появилась возможность  предъявлять налогоплательщикам - физическим лицам единое налоговое уведомление  по указанным налогам. Форма такого уведомления 5 октября 2010 года утверждена приказом Федеральной налоговой  службой № ММВ-7-11/479@ (зарегистрирован  в Минюсте России 9 ноября 2010).

Единое налоговое уведомление  формируется в зависимости от наличия у физического лица объектов налогообложения по одному или нескольким налогам. Например, гражданин, владеющий земельным участком, автомобилем и квартирой, получает одно налоговое уведомление вместо трех, которые он получал ранее.

В уведомлении приводится информация отдельно по каждому объекту налогообложения (налоговый период, налоговая база, налоговая ставка, льготы при наличии, сумма налога к уплате или уменьшению и др.). К уведомлению прилагается платежный документ с указанием подлежащей уплате суммы налога за минусом имеющейся переплаты по соответствующему налогу.

Таким образом, единое налоговое уведомление по имущественным налогам физические лица за налоговый период 2011 года получают в 2012 году.

При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога – это направленное налогоплательщику  письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности  уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие  пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения  его к ответственности за нарушение  законодательства о налогах и  сборах.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме  задолженности по налогу, размере  пеней, начисленных на момент направления  требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах  и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Информация о работе Имущественное налогообложение физических лиц