Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 09:01, курсовая работа
Темой настоящей работы является исследование одного из самых распространенных
налогов в налоговых системах всех стран – налога на доходы физических лиц,
раскрытие его истории развития, экономической сущности и назначения в быстро
развивающейся налоговой системе России.
Проведен сравнительный анализ роли указанного налога в зарубежных и
отечественной налоговых системах.
Представлена статистика налоговых и неналоговых поступлений в бюджетной
системе РФ и место налога на доходы физических лиц среди налоговых
поступлений.
Введение............................3
Глава 1. Гносеологические корни российского подоходного
налогообложения
1.1. История налога на доходы физических лиц в России и
сравнительная характеристика налога с зарубежным
подоходным налогообложением.............. .4
1.2. Теоретические основы налога на доходы физических лиц...............8
1.3. Место и роль налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
государства.............15
Глава 2. Характеристика основных элементов современного
налога на доходы физических лиц
2.1. Плательщики налога на доходы физических лиц.... .25
2.2. Объект налогообложения и различные ставки налога.
Налоговая база....................26
2.3. Доходы, не подлежащие налогообложению........56
2.4. Способы и порядок уплаты налога на доходы
физических лиц.......................68
2.5. Налоговый учет и отчетность..............72
Глава 3. Использование средств автоматизации для расчетов с
бюджетом по налогу на доходы физических лиц
3.1. Расчет налога на доходы физических лиц при помощи
программы Microsoft Excel................77
3.2. Оценка существующих программных продуктов для
решения задач финансового учета и анализа расчетов
по налогу.
Заключение........................... ..91
Список литературы........................ .
налогоплательщика - налогового резидента, подлежит зачету в счет исполнения
обязанности по уплате налога налогоплательщиком - получателем дивидендов;
- если сумма уплаченного налога на доход организации больше суммы,
принимаемой к зачету, то возмещение этого превышения из бюджета не
производится.
Налогообложение дивидендов
Источник дохода | Ставка налога | Порядок исчисления налога | Порядок уплаты налога |
Россиская организация в отношении всех доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ | 30% | Налог исчисляется со всей суммы полученных дивидендов | Налоговый агент перечисляет в бюджет налог при каждой выплате дивидендов |
Иностранная организация, находящаяся в государстве, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения в отношении российских организаций | 15% | Сумма исчислен-ного налога умень-шается на сумму налога, уплаченно-го по месту нахождения источника дохода | Налогоплательщики уплачивают самостоятельно по каждой выплате дивидендов |
Иностранная организация, находящаяся в государстве, с которым не заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения в отношении российских организаций | 15% | Налог исчисляется со всей суммы полученных дивидендов | Налогоплательщики уплачивают самостоятельно по каждой выплате дивидендов |
Российская организация в отношении российской организации и физических лиц – резидентов РФ | 6% | Налог исчисляется со всей суммы выплаченных дивидендов отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате | Налоговый агент перечисляет в бюджет налог при каждой выплате дивидендов |
Постоянное пред- ставительство иностранной организации, действующее в Российской Федерации в отношении российской организации и физических лиц – резидентов РФ |
Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том
числе, в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида
(независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в
частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
Погашение долговой ценной бумаги не является для физического лица продажей
имущества. В данном случае речь идет об отношениях заемщика с кредитором.
Доходом физического лица в данном случае является дисконт - разница между
ценой погашения и ценой приобретения ценной бумаги. Дисконтный доход
(проценты) облагается по ставке 13 процентов у источника выплаты дохода.
4.3. Доходы, не подлежащие налогообложению
Для расчета налоговой базы по налогу на доходы физических лиц согласно схемы
расчета базы на стр.27 настоящей работы необходимо дать пояснения по доходам,
не облагаемым налогом.
Кроме налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам при исчислении
налога, законодательством определены виды доходов, которые полностью или
частично для тех или иных налогоплательщиков не подлежат налогообложению.
По заявлению ведущих экономистов и логике строительства налоговой системы с
ориентировкой на последовательную отмену льгот планируется отменить
компенсационные выплаты по НДФЛ для прокурорских работников и судей, как это
произошло, например, в отношении таких выплат у военнослужащих МО и МВД с
июля 2002 года.
В главе 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской
Федерации приведен полный перечень доходов, освобождаемых от налогообложения,
который содержится в 32 пунктах ст.217 НК РФ. Данный перечень подлежит
применению на всей территории Российской Федерации как в отношении физических
лиц - налоговых резидентов Российской Федерации, так и в отношении физических
лиц, не являющихся таковыми. Этот перечень закрытый, и не включенные в него
виды доходов подлежат налогообложению.
Все доходы, к которым применяются те или иные льготы, условно можно разделить
на группы:
1) Доходы социального, гуманитарного и благотворительного характера.
2) Доходы, связанные с профессиональной, общественной деятельностью,
исполнением служебных и иных обязанностей;
3) Доходы, связанные с предпринимательской деятельностью;
4) Процентные доходы и доходы от участия в других организациях.
5) Доходы, частично освобождаемые от налогообложения.
6) Прочие доходы.
7) Доходы иностранных граждан-резидентов РФ.
Рассмотрим, какие доходы включаются в каждую из этих групп.
Доходы социального, гуманитарного и благотворительного характера
При получении таких доходов у физических лиц объекта налогообложения не
возникает.
Не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц:
1) государственные пособия
К государственным пособиям, не подлежащим налогообложению, например, следует
относить пособия по безработице, беременности и родам (пособия по временной
нетрудоспособности, включая пособия по уходу за больным ребенком освобождению
от налогообложения не подлежат);
2) государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим
законодательством.
К законодательству о пенсиях относятся, например, Федеральный закон от
15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации", Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федеральный закон от
12.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях". Этими нормативными актами
предусмотрены следующие государственные пенсии: по возрасту, по инвалидности,
по случаю потери кормильца, за выслугу лет;
3) вознаграждения доноров за сданную кровь, материнское молоко и иную
донорскую помощь;
4) алименты, получаемые налогоплательщиками.
Алиментные обязательства членов семьи установлены Семейным кодексом
Российской Федерации в разделе V, согласно которому алименты могут
уплачиваться на содержание детей, родителей, супругов и иных членов семьи.
При этом необходимо отметить, что самостоятельным основанием для получения
алиментов является соглашение об уплате алиментов. Согласно ст.100 Семейного
кодекса Российской Федерации соглашение об уплате алиментов заключается в
письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. При этом нотариально
удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного
листа. Алименты и их размеры могут быть установлены решением суда;
5) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:
а) в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в
целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда здоровью.
Данная материальная помощь освобождается от налогообложения, если она
предоставляется:
- на основании решений органов законодательной, исполнительной власти,
представительных органов местного самоуправления;
- иностранными государствами;
- специальными фондами, созданными органами государственной власти или
иностранными государствами;
- специальными фондами, созданными в соответствии с международными
договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация;
- правительственными и неправительственными межгосударственными организациями.
Освобождение от налогообложения сумм материальной помощи, полученной
налогоплательщиком в связи со стихийным бедствием или иным чрезвычайным
обстоятельством, производится в случае наличия соответствующего решения
органов законодательной или исполнительной власти и местного самоуправления.
Если такого решения нет, то выданные физическому лицу суммы для возмещения
материального ущерба или вреда здоровью, который причинен налогоплательщику
вследствие стихийного бедствия или чрезвычайных обстоятельств, не могут
льготироваться;
б) работодателями в связи со смертью:
- своего работника (в этом случае материальная помощь оказывается членам его
семьи);
- члена семьи своего работника (в этом случае материальная помощь оказывается
работнику);
в) в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной
помощи (в денежной и натуральной формах), осуществляемой зарегистрированными
в установленном порядке российскими или иностранными благотворительными
организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые
Правительством РФ.
Порядок отнесения выплат к гуманитарной помощи (содействию) регулируется
Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи
(содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об
установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с
осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
Так, согласно ст.1 указанного Закона гуманитарная помощь (содействие) - это
вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания
медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным,
пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам
населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других
чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и
хранение вышеуказанной помощи (содействия). При этом необходимо отметить, что
на средства (товары), которые относятся к гуманитарной помощи, оформляется
соответствующее удостоверение (документы), подтверждающее принадлежность
данных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной помощи (содействию).
Сумма благотворительной помощи, которая оказывается в установленном порядке
российскими и иностранными благотворительными организациями, освобождается от
налогообложения только в том случае, если эти организации зарегистрированы и
включены в перечень, утвержденный Правительством РФ;
г) малоимущим и социально незащищенным категориям граждан в виде сумм
адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за
счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно
соответствующими органами государственной власти.
Такие программы утверждаются каждый год, и расходы по ним должны быть
включены в соответствующий бюджет;
д) лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской
Федерации, независимо от источника выплаты.
По этому основанию освобождаются от налогообложения все суммы, которые
получены пострадавшими налогоплательщиками, независимо от их размера и
источника выплаты;
6) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением
туристических, которые работодатели выплачивают своим работникам и (или)
членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации.
От налогообложения освобождается компенсация стоимости путевок в санаторно-
курортные и оздоровительные учреждения, которые расположены на территории
Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации
стоимости путевок для детей, которые не достигли шестнадцатилетнего возраста,
в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения на территории Российской
Федерации, полностью или частично осуществляемые за счет средств
работодателей, которые остались в их распоряжении после уплаты налога на
доходы организаций, или за счет средств Фонда социального страхования
Российской Федерации (ФСС РФ) работникам предприятий или инвалидам, не
работающим в данной организации.
Работниками предприятия считаются физические лица (в том числе совместители),
которые состоят в трудовых отношениях с данным предприятием. Если гражданин
работает по договору гражданско-правового характера (например по договору
подряда), то при условии полной или частичной компенсации предприятием
стоимости путевок сумма такой компенсации является доходом физического лица и
подлежит налогообложению.
Членами семьи работника, которым предприятие компенсирует (полностью или
частично) стоимость путевок, признаются дети, супруг и родители.
Учреждения, в которые предоставлены путевки, должны иметь статус санаторно-
курортного или оздоровительного учреждения и находиться на территории
Российской Федерации. Перечень санаторно-курортных и оздоровительных
учреждений содержится в Общесоюзном классификаторе "Отрасли народного
хозяйства". В соответствии с этим Классификатором к санаторно-курортным
учреждениям относятся санатории, санатории-профилактории, пансионаты с
лечением, курортные поликлиники, бальнеологические лечебницы, грязелечебницы.
В перечень оздоровительных учреждений и учреждений отдыха входят пионерские