Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 09:01, курсовая работа
Темой настоящей работы является исследование одного из самых распространенных
налогов в налоговых системах всех стран – налога на доходы физических лиц,
раскрытие его истории развития, экономической сущности и назначения в быстро
развивающейся налоговой системе России.
Проведен сравнительный анализ роли указанного налога в зарубежных и
отечественной налоговых системах.
Представлена статистика налоговых и неналоговых поступлений в бюджетной
системе РФ и место налога на доходы физических лиц среди налоговых
поступлений.
Введение............................3
Глава 1. Гносеологические корни российского подоходного
налогообложения
1.1. История налога на доходы физических лиц в России и
сравнительная характеристика налога с зарубежным
подоходным налогообложением.............. .4
1.2. Теоретические основы налога на доходы физических лиц...............8
1.3. Место и роль налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
государства.............15
Глава 2. Характеристика основных элементов современного
налога на доходы физических лиц
2.1. Плательщики налога на доходы физических лиц.... .25
2.2. Объект налогообложения и различные ставки налога.
Налоговая база....................26
2.3. Доходы, не подлежащие налогообложению........56
2.4. Способы и порядок уплаты налога на доходы
физических лиц.......................68
2.5. Налоговый учет и отчетность..............72
Глава 3. Использование средств автоматизации для расчетов с
бюджетом по налогу на доходы физических лиц
3.1. Расчет налога на доходы физических лиц при помощи
программы Microsoft Excel................77
3.2. Оценка существующих программных продуктов для
решения задач финансового учета и анализа расчетов
по налогу.
Заключение........................... ..91
Список литературы........................ .
платежей.
Физические лица, которых закон не обязывает подавать налоговую декларацию, но
которые желают получить социальные, имущественные, профессиональные, а также
стандартные (если они им не предоставлялись или были предоставлены в меньшем
размере) налоговые вычеты, то физические лица вправе подать налоговую
декларацию.
Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ подается физическими лицами в
территориальную инспекцию МНС РФ по месту учета налогоплательщика (по месту
жительства). Первые два листа декларации (лист с персональными данными и лист
о доходах) заполняются в обязательном порядке. Образец заполнения представлен
в приложении 1. Остальные листы заполняются и включаются в декларацию при
необходимости. На втором листе декларации производится итоговый расчет сумм
доходов и налога на основании:
а) итоговых данных, рассчитанных на других листах декларации;
б) выданных налоговыми агентами справок о доходах по форме N 2-НДФЛ
(Приложение 1) ;
в) личных учетных данных.
Здесь же производится расчет общей суммы налога, подлежащей уплате, доплате в
бюджет или возврату из бюджета.
Форма 2-НДФЛ используется налоговыми агентами в следующих случаях:
- при подаче в налоговые органы сведений о доходах физических лиц за отчетный
налоговый период 2002 г.;
- при выдаче физическим лицам по их заявлению справок о доходах, полученных
ими в отчетном налоговом периоде, и суммах удержанного с этих доходов налога.
Эти справки физические лица вправе приложить к налоговой декларации,
подаваемой в налоговый орган по месту жительства для получения социальных и
имущественных вычетов;
- при сообщении в налоговые органы сведений о невозможности удержания налога
и о сумме задолженности налогоплательщика. Эти сведения юридические лица
могут передавать в налоговый орган на бумажных носителях.
Сведения по форме 2-НДФЛ о доходах физических лиц, полученных в истекшем
году, налоговые агенты должны представить в налоговые органы не позднее 1
апреля года, следующего за отчетным.
Подробный порядок заполнения формы 2-НДФЛ изложен в приложении к этой форме.
Данные для составления формы 2-НДФЛ берутся из налоговой карточки формы 1-
НДФЛ.
Налоговые агенты отражают в справках:
а) всю сумму дохода, полученного физическим лицом в налоговом периоде в
денежной и натуральной формах и в форме материальной выгоды;
б) сумму предоставленных стандартных и профессиональных вычетов;
в) сумму исчисленного и удержанного налога;
г) сумму налога, возвращенного (зачтенного) налогоплательщику в связи с
перерасчетом за прошлые налоговые периоды;
д) сумму налога, переданного на взыскание в налоговый орган. В справках также
указываются суммы дохода, по которым в соответствии с пунктом 28 статьи 217
НК РФ установлена необлагаемая величина в размере 2 000 рублей, с указанием
месяца, в котором был выплачен такой доход. Если налоговый агент выплатил
физическому лицу в течение календарного года более, чем один вид дохода, по
которому предусмотрено освобождение от налогообложения в размере 2 000
рублей, то в листе 2 справки указывается сумма дохода по каждому основанию и
месяц, в котором такой доход был выплачен.
Не представляются сведения о выплаченных в 2002 году (и в последующие годы)
доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары,
продукцию или выполненные ими работы, оказанные услуги, если эти
индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы,
подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателя без
образования юридического лица. Не представляются промежуточные сведения о
доходах физических лиц, выплаченных не по месту основной работы.
Согласно действующему законодательству во всех возможных случаях налог на
доходы физических лиц удерживается налоговым агентом. Это компенсирует низкую
налоговую культуру населения и предотвращает судебные процессы о взыскании
налоговых недоимок.
Такой порядок уплаты налога наиболее удобен, эффективен, экономичен с точки
зрения налоговой системы, так как способ взимания налога «у источника»
обеспечивает максимальную собираемость налога.
По определению, данному в пункте 2 статьи 11 НК РФ, источник выплаты доходов
налогоплательщику - это организация или физическое лицо, от которых
налогоплательщик получает доход. Налоговым законодательством определены виды
налогов и доходов, по которым источник выплаты признается налоговым агентом,
то есть он обязан исчислить налог, удержать его из доходов налогоплательщика
и перечислить удержанную сумму налога в бюджет. Статус налогового агента, его
права и обязанности изложены в статье 24 НК РФ.
В зависимости от механизма уплаты налога исчисление налоговой базы по налогу
на доходы физических лиц производится различными налоговыми агентами:
а) российскими организациями, индивидуальными предпринимателями, постоянными
представительствами иностранных организаций, являющимися налоговыми агентами,
- по доходам, выплачиваемым физическим лицам;
б) индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, частными
охранниками, частными детективами, занимающимися частной практикой, - по
доходам, полученным ими от такой деятельности (согласно ст.11 НК РФ к
указанной категории лиц относятся лица, зарегистрированные в установленном
порядке и осуществляющие вышеуказанную деятельность);
в) физическими лицами по доходам:
полученным от других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами;
полученным от источников, находящихся за пределами Российской Федерации (для
физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации);
полученным от налоговых агентов, при получении которых не был удержан налог.
Налоговые агенты не несут ответственности за доходы, полученные физическими
лицами от предпринимательской деятельности; доходы от частной практики
частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой;
доходы физического лица по договорам гражданско-правового характера,
заключенных с другими организациями и физическими лицами; доходы физических
лиц - налоговых резидентов РФ, полученные от источников за пределами
Российской Федерации; доходы, по которым на налогового агента не возложена
обязанность удерживать налог, например, при продаже физическим лицом
собственного имущества; доходы, при выплате которых у налогового агента нет
возможности удержать налог.
Законодательством установлены правила исчисления, удержания и перечисления
налога:
Сроки перечисления налога в бюджет
Вид дохода | Срок перечисления налога |
Выплата заработной платы. Деньги на зарплату получены по чеку в банке | День получения наличных денежных средств в банке |
Выплата заработной платы. Заработная плата перечисляется на банковский счет работника или по его распоряжению на счета третьих лиц | День перечисления денежных средств со счета налогового агента |
Выплата заработной платы из выручки предприятия | День, следующий за днем выплаты заработной платы |
Выплата других видов доходов в де нежной форме | День, следующий за днем выплаты дохода |
Выплата доходов в натуральной форме | День, следующий за днем фактического удержания исчисленной суммы налога |
Выплата доходов в виде материальной выгоды | День, следующий за днем фактического удержания исчисленной суммы налога |
1) налог по ставке 13 процентов исчисляется нарастающим итогом с начала
налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам,
облагаемым по этой ставке;
2) налог по ставкам 6, 30 и 35 процентов исчисляется отдельно по каждой сумме
дохода, начисленного налогоплательщику, причем согласно п. 4 ст. 210 НК
вышеуказанные процентные доходы не подлежат уменьшению на суммы налоговых
вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ, то есть соответствующий вид
дохода нельзя уменьшить на суммы, направленные на приобретение жилья,
обучение и медицинское обслуживание плательщика, на обеспечение детей и тому
подобное;
3) исчисление налога производится без учета доходов, полученных
налогоплательщиком от других налоговых агентов, и соответственно, без учета
исчисленного и удержанного с этих доходов налога;
4) удержание исчисленного налога налоговый агент может производить только из
фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм (перечисляемых на
его счет или счета третьих лиц по его поручению), при этом сумма удержания не
может превышать 50 процентов суммы выплаты;
5) если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов
налогоплательщика, и налоговый агент определяет, что в течение 12 месяцев он
это сделать не сможет, то он обязан сообщить об этом письменно в свой
налоговый орган, данное сообщение необходимо направить в течение месяца с
момента возникновения соответствующих обстоятельств, уплата налога за счет
собственных средств налогового агента не допускается;
6) излишне удержанные суммы налога возвращаются налоговым агентом по
письменному заявлению налогоплательщика;
7) не удержанные (удержанные не полностью) налоговыми агентами налоги
взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности.
Сроки перечисления налога в бюджет субъекта федерации в зависимости от вида
дохода представлены в таблице 4.6.
Таким образом, для налогового агента установлены три срока исполнения его
налоговых обязательств, а именно:
- дата исчисления налога (она совпадает с датой получения дохода);
- дата удержания налога (только в день фактически производимых денежных
выплат налогоплательщику);
- дата перечисления налога (возможно только после удержания налога из
доходов налогоплательщика).
4.5. Налоговый учет и отчетность
ЦЕЛЬ НАЛОГОВОГО УЧЕТА (НУ) – формирование полной и достоверной информации,
необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств.
ФУНКЦИИ НУ:
1. фискальная (положения налоговых законодательных актов
устанавливают особый режим получения информации для расчета обязательств по
уплате налогов, напрямую не вытекающих из конечных данных бухгалтерского
учета);
2. контрольная (налоговый учет позволяет налоговым органам через
налоговые учетные формы осуществлять более эффективный контроль и надзор за
исполнением налоговых обязательств);
3. невмешательство в систему бухгалтерского учета (позволяет
сохранить основные принципы бухгалтерского учета и выполнение его основной
задачи – учета хозяйственных операций в интересах собственника или инвестора);
4. информационное обеспечение налогоисчислительного процесса.
ЗАДАЧИ НУ:
1. Отражение сумм доходов и расходов организации.
2. Определение размера расходов, учитываемых в целях налогообложения в
текущем периоде.
3. Правильное и полное исчисление налоговой базы.
4. Исчисление суммы налоговой задолженности по расчетам с бюджетом.
Состав НУ:
1. Учет первичных документов.
2. Сбор и отражение в регистрах налогового учета необходимой информации
для исчисления налоговой базы.
3. Описание (алгоритм расчета налоговой базы)
4. Формирование выходных документов налогового учета в виде декларации по
налогу, форм налоговой отчетности по авансовым платежам, справкам, карточкам
учета, определяемых МНС для каждого налога на каждый налоговый и отчетный
период.
Исходя из цели, функции, задач и состава налогового учета, изложенных выше,
определим, что необходимо для налогового учета в части исполнения
обязательств по налогу на доходы физических лиц в организации, которая
согласно существующего налогового законодательства обязана с 01.01.2003 г.
вести налоговой учет .
Исчисление налоговой базы налоговыми агентами осуществляется на основе данных
регистров бухгалтерского и налогового учета. Регистрами налогового учета для
организаций являются налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы
физических лиц по форме N 1-НДФЛ.
Форма налоговой карточки меняется при изменениях законодательства. Ныне
действует форма, утвержденная Приказом Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам от 2 декабря 2002 г. № БГ 3-04/686 «Об утверждении форм
отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2002 год».
Налоговая карточка предназначена для учета налоговыми агентами по каждому
налогоплательщику:
· доходов, полученных в налогооблагаемом периоде как в денежной, так и
в натуральной формах или право на распоряжение которыми у налогоплательщика
возникло, а также полученных в виде материальной выгоды, подлежащей включению
в налоговую базу для исчисления НДФЛ;
· налоговой базы по каждому виду доходов, в отношении которых
установлены различные налоговые ставки;