Экономическая сущность налога на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение возникновения и развития НДС, определение его экономической роли в системе налогообложения, особенности его исчисления и применения.
Задачей данной курсовой работы является определение регулирующей роли НДС, а так же проблем и перспектив развития НДС в России. Объектом курсовой работы является налог на добавленную стоимость. Предметом данной курсовой работы является его экономическая сущность, роль и функции, порядок исчисления и уплаты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………………6
1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость…………………………………………………………………………….6
1.2.Основные элементы налога на добавленную стоимость….…………….......9
Глава 2. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Его регулирующая роль……………………….…………………..25
2.1 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость на примере строительно-монтажных организаций………………………………….25
2.2 Оценка нового механизма исчисления НДС………………………………….29
2.3 Регулирующая роль НДС……………………………………….……………..32
2.4Совершенствование и проблемы развития НДС…………………………....35
Заключение…………………………………………………………………………43
Библиографический список………………………………………..…………….46

Файлы: 1 файл

dubl_2_KURSOVAYa_RABOTA.docx

— 75.37 Кб (Скачать файл)

Нередко налоговые инспектора возбуждают заведомо проигрышные дела, связанные  с возмещением НДС. Втянутым в  такие дела организациям приходится долго ожидать возмещения НДС. По оценкам некоторых предпринимателей, возврата налога приходится ждать по 9-12 месяцев. Это отвлекает из оборота  компании значительные средства.

Неоправданно высоки административные издержки, которые несут предприниматели  при возмещении налога. Это приводит в конечном счете к увеличению стоимости продукции или оказываемых услуг. Себестоимость товаров и услуг увеличивается от расходов на оформление документов, оплату работы бухгалтеров, занимающихся на некоторых крупных предприятиях лишь вопросами начисления, уплаты и возврата НДС. Такие затраты в масштабах страны пока, к сожалению, никто не подсчитывал.

Можно сделать вывод, что издержки и бизнеса, и государства, связанные  с администрированием НДС, крайне высоки.

Перспективы развития НДС .

Налоговая практика в последние  годы шла по пути изменения правил начисления и уплаты НДС. Ведь в Минфине  России считают, что проблемы НДС  можно было бы отчасти решить путем  улучшения администрирования этого  налога. С этой целью были приняты  несколько поправок в Налоговый  кодекс РФ (далее - НК РФ).

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ налог на добавленную  стоимость был назван проблемным. "Наряду с изменением процедур взимания НДС, - сказал Президент РФ, - надо пойти  на дальнейшее снижение ставки налога, решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и  при осуществлении капитальных  вложений, а также исключить, наконец, налогообложение авансовых платежей".

С 2007 года введен упрощенный порядок  возмещения НДС экспортерам, с 2008 года согласно уже сделанным в НК РФ изменениям налогоплательщики перешли  на поквартальную уплату НДС. Это  привело к выпадающим доходам  бюджета в размере 150-170 млрд. руб.

Предполагается, что организации  и индивидуальные предприниматели  не будут признаваться налогоплательщиками  НДС с момента их государственной  регистрации, а станут таковыми с  момента регистрации в специально созданной системе регистрации  лиц в качестве налогоплательщиков НДС. Зарегистрированным в такой  системе будут присваиваться  отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, которые в обязательном порядке будут указываться на счетах-фактурах.

Небольшие предприятия могут не регистрироваться в новой системе. Обязательной регистрации подвергнутся только организации и индивидуальные предприниматели, выручка от реализации товаров (работ, услуг) которых превышает  некоторую величину, которая может  быть законодательно установлена в  пределах от 4 до 20 млн руб. в год.

В докладе министра финансов А. Кудрина, сопровождавшем представление в  Правительстве РФ проекта "Основные направления налоговой политики на 2008-2010 годы", вопрос о снижении НДС не был затронут. Но заместитель министра финансов С. Шаталов подтвердил, что период сокращения налогового бремени скоро закончится и не будет распространяться на 2009-2010 годы13.

Идею снижения основной ставки НДС  поддержал глава Минэкономразвития  России Г. Греф. Но он предложил снизить  основную ставку НДС с 1 января 2009 года до 15% только при одновременной отмене его льготной ставки (10%), которая  применялась при реализации отдельных  видов товаров.

Как видно, в целом практика налогообложения  идет по пути ужесточения налогового администрирования и сокращения налоговых льгот. Но не все считают  этот путь единственно правильным.

Замена НДС налогом с продаж

Со времени своего появления  НДС создает массу проблем  и фирмам, и контролерам. Первые испытывают трудности с зачетом налога, вторые - с его администрированием. Поэтому  депутаты Госдумы неоднократно предлагали упростить процедуру взимания НДС. А некоторые настаивают на его полной отмене. НДС планируют заменить на налог с продаж или оборота (далее НсП).

Сразу отметим, что позицию властных структур по вопросу замены НДС налогом  с продаж нельзя назвать согласованной. Минфин России считает эту идею абсолютно  нереальной. Дело в том, что поступления  от налога с продаж до его отмены составляли порядка 60-63 млрд руб. в год, в то время как сумма поступлений от НДС, как уже было отмечено выше, превышает 1 трлн руб.

Еще в 2004 году в беседе с журналистами начальник Экспертного управления при Президенте РФ А. Дворкович заявил о необходимости отмены НДС и введения вместо него налога с продаж.

По мнению некоторых влиятельных  чиновников, замена НДС налогом с  продаж как решение проблем с  администрированием НДС вполне возможна. Так, министр экономического развития и торговли Г. Греф еще 16 февраля 2006 года на заседании президиума общероссийской организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА России" сообщил, что, "если не найдем иных механизмов по администрированию  НДС, мы можем вернуться к этому  варианту". Речь шла о замене НДС  налогом с продаж.

Для обеспечения перехода на новый  налог с нулевыми потерями для  бюджета ставка налога должна составлять 14% . Только при повышении собираемости НсП с потребителей до уровня 95% переход на ставку НсП 10% будет безубыточным для бюджета.

Основными достоинствами налога с  продаж авторы исследования считают: прост в исчислении; гораздо дешевле в администрировании и т.д.

Эксперты признают, что у налога с продаж есть и недостатки. Это прежде всего сложности с практическим регулированием налога. В исследовании группы экспертов из Центра исследования проблем налогообложения говорится, что во многих странах, использующих (или использовавших) этот налог, существует практика дифференциации ставок по видам и группам товаров. В результате администрирование налога с продаж, которое в теории должно быть простым и недорогим, на практике далеко не всегда оказывается таковым.

Стоит отметить, что налог с продаж в отличие от НДС, во-первых, создает  кумулятивный эффект и потому не является экономически нейтральным налогом, а во-вторых, не позволяет поддерживать экспортеров. Введение налога с продаж приведет к недостатку финансов даже у высокорентабельных предприятий  в сфере нефтяной промышленности. НДС является показателем высокой  фискальной техники государства, и  налог с продаж с этой точки  зрения будет шагом назад. США  с их налогом с продаж, безусловно, отстали от цивилизованного мира. Отказываться от НДС только потому, что существуют злоупотребления, означает перекладывать риски, которые должно нести государство (во всех странах, где введен НДС, существуют незаконные схемы возмещения), на налогоплательщиков.

Таким образом, при введении налога с продаж придется компенсировать выпадающие доходы другими налогами, то есть возникнет  необходимость пересмотра всей действующей  системы налогообложения, что на современном этапе нецелесообразно. Необходимо идти по пути совершенствования  действующей системы налогов.

Таким образом, вопрос о том, по какому пути пойдет реформа администрирования  НДС, до сих пор остается открытым.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Налог на добавленную стоимость  является одним из широко распространенных косвенных налогов во многих странах  с рыночной экономикой. В отечественную  налоговую систему НДС был  введен в 1992 году. По экономическому содержанию - это часть добавленной стоимости, которая изымается в государственный  бюджет. Добавленная стоимость создается  на всех стадиях производства и определяется как разница между стоимостью реализованной продукции, работ, услуг  и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Первая внесла изменение в структуру  косвенных налогов Франция, которая  в 1954 году провела замену использовавшегося  ранее налога с оборота на НДС. Соответствующая замена базировалась на идее, что НДС, сохраняя достоинства  других косвенных налогов, свободен от их основных недостатков. Во-первых, НДС, как и налог с оборота, многократен, поскольку также взимается  на каждой стадии производства и обращения  и соответственно в отличие от налога на продажи сохраняет возможность  воздействия государства на все  стадии воспроизводства. Во-вторых, поскольку  НДС облагается не вся стоимость  оборота каждой стадии, а только лишь добавленная стоимость, он оказывается  в прямой зависимости от реального  вклада каждой стадии в стоимость  конечного продукта (равную сумме  добавленных стоимостей всех стадий оборота производства и обращения).

НДС в России стал одним из самых  существенных доходных источников бюджета. Однако, этот налог  оказывает также влияние на состояние оборотных средств налогоплательщиков. Несовершенство и запутанность действующего законодательства вызвало множество нареканий и конфликтных ситуаций между работниками налоговых инспекций и разными категориями плательщиков НДС. Большинство действующих недостатков были учтены и эти изменения нашли свое отражение в проекте Налогового кодекса.

Изучив данный налог можно сделать  вывод, что он обладает некоторыми преимуществами и недостатками.

К преимуществам относятся:

1. НДС выступает фактором, регулирующим  размер цены;

2. налог является постоянно поступающим  и стабильным доходом государства;

3. НДС отличается простотой взимания;

4. НДС выступает фактором, который  заставляет ликвидировать лишние  звенья хозяйствования;

5. налог обладает механизмом  взаимной проверки плательщиками  налоговых обязательств.

Недостатки:

1. налог является фактором, сдерживающим  развитие производство;

2. НДС является фактором, стимулирующим  инфляцию;

3. НДС – социально несправедливый  налог, т. к. он не зависит  от платежеспособности плательщика.

В целом же мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная  на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера  экономической конъюнктуры. Однако меры по увеличению НДС могут сыграть  серьезную и долговременную положительную  роль лишь в том случае, если полученные в результате этих мер дополнительные финансовые средства будут использованы как база для параллельного проведения в рамках активной промышленной политики серьезных налоговых ограничений в целях стимулирования экономического роста.

 

 

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая, раздел 7) Глава 21. Федеральные налоги/ ст. 143.-ст.-145.-ст. 146.-ст. 154-162.1.

2. Абрамова, Э.В. Порядок учета НДС при осуществлении иной деятельности наряду с деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД/Э.В. Абрамова/Налоги (газета). – 2007.- № 38.- С. 43-44.

3. Абрамов, М.Д. Налог на добавленную стоимость- налог на ВВП предприятия/М.Д. Абрамов/Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2008. - № 24.- С. 89-92.

4. Блошенко, Т. Зарубежный опыт взимания НДС/Т. Блошенко/Партнер РЕГИОН. -2009. - № 20.- С. 67-69.

5. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: учеб. для вузов / Г.Б. Поляка/ - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009г.- С. 179-186.

6. Борисов, А.Н. Налог на добавленную стоимость. / А.Н. Борисов/ Постатейный комментарий к главе 21 части второй Налогового кодекса РФ. – М.: 2008.- С. 43-102.

7. Демин, А.В. Налоговое право России/ А.В. Демин/ Учебное пособие. – М.: РУМЦ, 2009.- С. 123-149.

8. Князев, В.Г. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: «Закон и право» /В.Г. Князев/, издательское объединение ЮНИТИ, 2010.

9. Кулаева, Н.С. Налог на добавленную стоимость/Н.С. Кулаева/Налоги (газета). 2010. № 43.- С.21-32.

10. Лушина, С. И. Государственные и муниципальные финансы/ С.И. Лушина/ Учебник. – М., 2011г.- С. 245-261.

11. Мазур, Ю.В. Налог на добавленную стоимость. /Ю.В. Мазур//Налоги (газета). 2011. № 33.-С. 8-13.

12. Митюкова, Э.С., Второва, Е.М. Исчисление и уплата НДС в счет предстоящих поставок/Э.С. Митюкова, Е.М. Второва/Налоги (газета). 2011. № 13.- С. 4-8.

13. Паркинсон, С. Закон и доходы. /С. Паркинсон/ ПКК «Интерконтакт», 2011.- С. 77-107.

14. Черник, Д. Налоги и налогообложение. / Д. Черник/ Учебник. М.: Инфра-М. 2011г.- С. 94-122.

1 2. Абрамова, Э.В. Порядок учета НДС при осуществлении иной деятельности наряду с деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД/Э.В. Абрамова/Налоги (газета). – 2007.- № 38.- С. 43-44.

2 3. Абрамов, М.Д. Налог на добавленную стоимость- налог на ВВП предприятия/М.Д. Абрамов/Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2008. - № 24.- С. 89-92.

4. Блошенко, Т. Зарубежный опыт взимания НДС/Т. Блошенко/Партнер РЕГИОН. -2009. - № 20.- С. 67-69.

3  1. Налоговый кодекс Российской Федерации(часть вторая, раздел 7)Глава 21. Федеральные налоги ст. 143

4 1.Налоговый кодекс Российской Федерации(часть вторая, раздел 7)Глава 21. Федеральные налоги ст. 145

5 1.Налоговый кодекс Российской Федерации(часть вторая, раздел 7)Глава 21. Федеральные налоги ст. 146

6 Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ

7 1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая, раздел 7) Глава 21. Федеральные налоги ст. 154-162.1

 

9 14. Черник, Д. Налоги и налогообложение. / Д. Черник/  Учебник. М.: Инфра-М. 2011г.- С. 94-122.

1013. Паркинсон, С. Закон и доходы. /С. Паркинсон/ ПКК «Интерконтакт», 2011.- С. 77-107.

11 14. Черник, Д. Налоги и налогообложение. / Д. Черник/  Учебник. М.: Инфра-М. 2011г.- С. 94-122.

12 3. Абрамов, М.Д. Налог на добавленную стоимость- налог на ВВП предприятия/М.Д. Абрамов/Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2008. - № 24.- С. 89-92.

13 7. Демин, А.В. Налоговое право России/ А.В. Демин/  Учебное пособие. – М.: РУМЦ, 2009.- С. 123-149.

Информация о работе Экономическая сущность налога на добавленную стоимость