Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 10:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития и совершенствования.
Объектом исследования в настоящей работе выступает современная налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты институтов финансового права – налогов, а также налоговой системы Российской Федерации.
Декларационный. Изъятие налога после получения дохода субъектом и представления последним декларации по всем полученным годовым доходам. Данный способ взимания налога стал применяться с ростом масштабов и многообразия личных доходов граждан.
Изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок (например, налог на добавленную стоимость, акцизы непосредственно уплачиваются покупателями, становящимися носителями налога).
Изъятие в процессе потребления (например, госпошлина).
Административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог (например, налог на вмененный доход предприятий) [12, с. 382].
Классификация
налогов — это распределение налогов
и сборов по определенным группам, обусловленное
целями и задачами систематизации и сопоставлений.
Рассмотрим классифицирующие признаки
и соответствующие им классификации налогов.
1. Классификация
по способу взимания, разделяющая налоги на
прямые и косвенные, — это наиболее известная
и исторически традиционная классификация
налогов.
Прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.
Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем.
Косвенное налогообложение активно применяется практически всеми странами. Однако гармонизация налогообложения достигается за счет разумного сочетания прямых и косвенных налогов, соотношение которых объективно определяется уровнем социально-экономического развития страны и потребностями обеспечения доходной части бюджета.
2. Классификация налогов по объекту обложения, согласно которой можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).
Налоги с имущества (имущественные) - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту — их взимание и размер определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге — мощностью двигателя, налоге на имущество — стоимостью.
Налоги с дохода - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Различают налоги с дохода фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу (например, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налоги в специальных режимах: единый сельскохозяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложения) и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством, исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К вмененным налогам с доходов можно отнести систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов) — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отдельные виды товара, универсальными — облагаются все товары (работы, услуги) за отдельным исключением, например НДС, а монопольными — облагается производство и (или) реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства. К таким товарам ранее традиционно относилась соль, два последних века основу их составляли алкогольные напитки и табачные изделия. В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в российской налоговой системе.
Налоги с использования ресурсов (рентные) — это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют, так как их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.
3. Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные.
Следует отметить, что теоретическая значимость этой классификации в последнее время существенно снизилась. Ранее достаточно точная классифицирующая основа теперь размывается в связи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе, за исключением НДФЛ и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц, и на прибыль организаций и на имущество организаций, соответственно составляющих группу налогов с юридических лиц.
4. Классификация по применяемой
ставке, подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные,
пропорциональные и твердые.
Налоги
с твердыми (специфическими)
ставками — это налоги, величина ставки
которых устанавливается в абсолютной
сумме на единицу измерения налоговой
базы. К ним относятся значительная часть
акцизов, водный налог, сборы за пользование
объектами животного мира и водных биологических
ресурсов, большая часть государственной
пошлины, транспортный налог.
Налоги с процентными (адвалорными)
ставками — это налоги, величина ставки
которых устанавливается в процентном
исчислении от стоимостной оценки объекта
налогообложения (налоговой базы). В данную
группу входят налоги с пропорциональными,
прогрессивными и регрессивными ставками.
В налогах с пропорциональными ставками
размер налоговых платежей прямо пропорционален
размеру дохода, прибыли или имущества
налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют
в неизменном проценте к стоимостной оценке
объекта налогообложения (налоговой базы).
Данные налоги построены так, что отношение
доходов (прибыли) после уплаты налогов
к доходам (прибыли) до их уплаты остается
неизменным вне зависимости от величины
этих доходов (прибыли). Таким образом,
превалирование этих налогов в налоговой
системе формирует ее нейтральность, не
увеличивающую и не уменьшающую, а воспроизводящую
неравенство граждан после уплаты налогов.
К таким налогам относятся, в частности,
НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог
на имущество организаций и физических
лиц.
В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается при увеличении этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессивность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. В настоящее время в российской налоговой системе нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку, а до 2001 г. прогрессивным был подоходный налог (в подавляющем большинстве развитых стран подоходный налог является прогрессивным).
В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов. Характерным примером регрессивного налога в РФ ранее являлся ЕСН, ныне отмененный.
5. Классификация налогов по срокам уплаты: различают налоги срочные и периодические.
Срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. Характерным примером срочного налога до начала 2006 г. служил налог на наследование или дарение, ныне отмененный. Из оставшихся налогов и сборов срочный характер имеет госпошлина.
Периодические (их еще
называют регулярные или текущие) — это налоги,
уплата которых имеет систематически
регулярный характер в установленные
законом сроки. Таким периодом, например,
может быть месяц,
квартал или год.
6. Классификация по источнику уплаты имеет значимый практический интерес в первую очередь со стороны налогоплательщиков и проверяющих их налоговых органов. В соответствии с ней различают налоги, уплачиваемые из прибыли (за счет налогооблагаемой прибыли), из выручки (включаемые в себестоимость или цену продукции), из доходов граждан (удерживаемые из доходов работника, налоги с физических лиц).
7. Классификация налогов по
принадлежности к уровню правления
подразделяющая все налоги на федеральные, региональные
и местные. Данная классификация
единственная из всех представленных
выше имеет законодательный статус —
на ней построена вся последовательность
изложения НК РФ.
К федеральным налогам и сборам относятся (ст. 13 НК РФ):
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Из вышеизложенных классификаций наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного государства, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России используют в совокупности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты.
Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы [27, с. 35].
Современные налоговые системы используют целый ряд принципов, среди которых: всеобщность, стабильность, равнонапряженность, обязательность, социальная справедливость, одновременность обложения.
Многие ученые и практики выделяют принцип эффективности налогообложения [21, с. 15-16], который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:
- налоги не должны оказывать
влияние на принятие
- не должны устанавливаться
налоги, нарушающие единое
- налоговая система должна
- налоговая система не должна
допускать произвольного
Информация о работе Экономические основы и принципы построения налоговой системы