Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:42, курсовая работа
На протяжении бюджетной реформы в совершенствовании бюджетного процесса и межбюджетных отношений в субъектах РФ и муниципалитетах были достигнуты положительные результаты, но, не смотря на это, объем принятых на этих уровнях бюджетной системы расходных обязательств зачастую существенно превосходит объем располагаемых доходов. В условиях снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является раскрытие экономического содержания и сущности региональных и местных налогов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ 5
1.1.Региональные налоги 5
1.2. Местные налоги 7
2. РОЛЬ И МЕСТО РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ 10
2.1.Анализ поступления региональных и местных налогов в консолидированный бюджет РФ …………..10
2.2.Проблемы начисления и уплаты региональных и местных налогов 15
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………27
Проводимое в России реформирование бюджетного процесса в настоящее время в большей степени ориентировано на управление расходами, а исполнению бюджета по доходам уделяется недостаточное внимание. Такое положение, с одной стороны, связано с выходом экономики из кризиса и превышением фактически полученных доходов над плановыми показателями и повышением сбалансированности бюджетов, а, с другой стороны, - с ограниченными полномочиями финансовых органов в отношении формирования бюджета по доходам.
Анализ поступления региональных и местных налогов показал, что при уменьшении доходов консолидированного бюджета, региональные и местные налоги в исследуемый период выросли, соответственно на 4,0 % при общем снижении доходов консолидированного бюджета РФ на 0,8%.
Основной удельный вес в сумме поступления региональных и местных налогов весь исследуемый период занимал налог на имущество организаций, соответственно 65,6% 67,7%; 82,2%. На втором месте – земельный налог-16,3%;16,8%;22,5%.
При анализе выявлено, что по указанным налогам предоставляется большое количество льгот. В среднем по России льготы по налогу на имущество организаций в 2008 г. составили 38%, 2009 г. – 30% от общей суммы соответствующего налога, поступившего в региональные бюджеты; льготы по транспортному налогу, соответственно, 10% и 9%., а так же имеется значительная недоимка в бюджеты.
Так как данные налоги являются основой доходной базы регионов и муниципалитетов (зачислятся в бюджеты в размере 100%), то существует необходимость решения накопившихся проблем с исчислением и уплатой. В данной ситуации считается возможным предложить: на федеральном уровне (в Бюджетном кодексе РФ) установить ограничения на суммарное предоставление налоговых льгот и увязать их с предельным размером бюджета соответствующего уровня. Необходимо ускорить введение налога на недвижимость, а пока в сложившейся ситуации резервами увеличения налоговой базы земельного налога являются: - формирование налоговой базы по земельным участкам под многоквартирными домами; - работа по расширению налоговой базы по полноте привлечения к уплате земельного налога по земельным участкам, занятым под гаражи и дачи; - выявление нецелевого использования земельных участков, а также изменение категории земли или вида разрешенного использования земельного участка. По налогу на имущество физических лиц: провести переоценку объектов недвижимости, проведение технической инвентаризации жилых домов.
В отношении транспортного налога мне кажется приемлемым вариант, когда существует справедливое распределение средств налога внутри региона, т.е. часть налога оставлять в муниципалитета по месту сбора.
Так же возможно закрепить полномочия по установлению налоговых ставок и льгот по региональным и местным налогам за субнациональными властями в «чистом» виде, без участия федерального уровня, при этом обязав регионы и муниципалитеты обеспечить экономическое обоснование величин устанавливаемых налоговых ставок. При необходимости льготирования отдельных категорий налогоплательщиков на всей территории РФ можно предусмотреть компенсацию установленных федеральным законодательством льгот по всем региональным и местным налогам выплатами из федерального бюджета. Реализация данного предложения позволит ликвидировать существующий не финансируемый федеральный мандат, что полностью согласуется с концепцией реформы федеративных отношений в РФ, предусматривающей, в частности, возникновение расходных обязательств у бюджета того субъекта межбюджетных отношений, органы публичной власти которого устанавливают соответствующее обязательство.
Таким образом, успешное проведение работы, направленной на создание условий для развития доходной базы регионов и муниципалитетов, позволяет сделать вывод о том, что региональные органы и органы местного самоуправления имеют возможность влиять на региональные и местные налоги не только путем установления повышенных ставок. Есть много решений данной проблемы: проводить анализ налогооблагаемой базы, работать с населением и не бояться вкладывать в проекты бюджетные средства - это окупится с лихвой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации №145 ФЗ -М.: Омега-Л, 2008.-276 с.
2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 г.г.// Финансы.-2011.-№6
3. Госкомстат России.-2011.(http:// www.grs.ru)
4. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е.Ю. Жидкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 480 с.
5. Конституция Российской Федерации. /Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.-М.: Омега-Л, 2008.-64с.
6. Климанов В.В. Михайлова А.А. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне//Финансы.-2011.-№2
7. Крохина Ю.А. "Налоговое право": учебник.- М.: Юристъ,2009.-320
8. Малис Н.И. Вопросы налогообложения в условиях кризиса// Финансы.-2009.-№8.-с.24
9. Модернизация – новая экономическая политика РФ// Регионы России.-2009.-№4
10. Налоговый кодекс Российской Федерации: (в 2 ч.)/принят Госудпрственной думой от 31.07.1998 N 146-ФЗ ( в редакции Федерального закона от 03.11.2010 N 287-ФЗ
11. "О федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010г. и 2011г.".//Федеральный Закон от 24 ноября 2008 года № 204-ФЗ
12. Скрябина Н.М., Никулина И.В., Ли-фу Н.С. Укрепление налоговой базы региональных и местных бюджетов в условиях кризиса// Финансы.-2010.-№5
13. Соколов А.А., Серик А.А. Антикризисные налоговые новации: меры, проблемы и перспективы//Финансы.-2009.-№
14. Федеральная налоговая служба.-2011.- (http://. www.nalog.ru)
15. Федеральное Казначейство. – 2011. – (http:// www.roskazna.ru)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Структура поступлений региональных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ за 2010 год и структура численности занятых по видам экономической деятельности по данным на 01.01.2010 г.
Вид экономической деятельности | Доля поступлений региональных налогов и сборов по виду деятельности в общем объеме поступлений налога | Доля среднегод. численности по виду деятельности в общей среднегод. численности занятых в экономике | ||
% | место | % | Место | |
Обрабатывающие производства | 15,09 | 1 | 15,4 | 2 |
Добыча полезных ископаемых | 14,90 | 2 | 1,5 | 13 |
Транспорт и связь | 14,07 | 3 | 8,0 | 5 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 11,30 | 4 | 7,7 | 6 |
Сведения по физическим лицам, не относящимся к индивидуальным предпринимателям и не имеющим код ОКВЭД | 8,90 | 5 | - | - |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 6,29 | 6 | 17,8 | 1 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 6,03 | 7 | 2,8 | 11 |
Финансовая деятельность | 5,93 | 8 | * | * |
Строительство | 3,87 | 9 | 7,8 | 7 |
Образование | 2,74 | 10 | 8,8 | 4 |
Суммы налогов и сборов, не распределенные по кодам ОКВЭД ) | 2,21 | 11 | - | - |
Государственное управление | 1,99 | 12 | * | * |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 1,98 | 13 | 7,0 | 9 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; Рыболовство | 1,84 | 14 | 10,0 | 3 |
Предоставление прочих услуг – всего | 1,20 | 15 | 3,9 | 10 |
Остальные виды экономической деятельности | 1,02 | 16 | 7,3 | 8 |
Гостиницы и рестораны | 0,63 | 17 | 1,9 | 12 |
29
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированнный бюджет РФ на 1 сентября 2011 года[13]
| Задолженность | Из нее | ||||
Млрд. руб. | В % к итогу | недоимка | Урегулированная задолженность | |||
млрд. | в % к | млрд. | в % к | |||
Всего | 696,5 | 100 | 293,6 | 100 | 396,8 | 100 |
По региональным налогам и сборам | 81,1 | 11,6 | 59,3 | 20,2 | 20,4 | 5,1 |
по местным налогам и сборам | 28,7 | 4,1 | 19,0 | 6,5 | 9,0 | 2,3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Нормативы отчислений в местные муниципалитеты транспортного налога
Регион России | Нормативы отчислений в местные муниципалитеты транспортного налога | ||
2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Астраханская область | - | 50% | 50% |
Воронежская область | - | 100% | 100% |
Ивановская область | 50% | 50% | 50% |
Краснодарский край | 30%- | 100% | 100% |
Пермский край | - | 100% | 100% |
Республика Калмыкия | 50% | 50% | 50% |
Ростовская область | 50% | 50% | 50% |
Саратовская область | - | - | 20% |
Челябинская область | - | 50% | 50% |
Хабаровский край | 50% | 50% | 50% |
Информация о работе Экономическое содержание и сущность региональных и местных налогов