Экономическое содержание и сущность региональных и местных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

На протяжении бюджетной реформы в совершенствовании бюджетного процесса и межбюджетных отношений в субъектах РФ и муниципалитетах были достигнуты положительные результаты, но, не смотря на это, объем принятых на этих уровнях бюджетной системы расходных обязательств зачастую существенно превосходит объем располагаемых доходов. В условиях снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является раскрытие экономического содержания и сущности региональных и местных налогов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ 5
1.1.Региональные налоги 5
1.2. Местные налоги 7
2. РОЛЬ И МЕСТО РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ 10
2.1.Анализ поступления региональных и местных налогов в консолидированный бюджет РФ …………..10
2.2.Проблемы начисления и уплаты региональных и местных налогов 15
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Экономическое содержание и сущность региональных и местных налогов.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Проводимое в России реформирование бюджетного процесса в настоящее время в большей степени ориентировано на управление расходами, а исполнению бюджета по доходам уделяется недостаточное внимание. Такое положение, с одной стороны, связано с выходом экономики из кризиса и  превышением фактически полученных доходов над плановыми показателями и повышением сбалансированности бюджетов, а, с другой стороны, - с ограниченными полномочиями финансовых органов в отношении формирования бюджета по доходам.

Анализ поступления региональных и местных налогов  показал, что при уменьшении доходов консолидированного бюджета, региональные и местные налоги в исследуемый период выросли, соответственно на 4,0 % при общем снижении доходов консолидированного бюджета РФ на 0,8%.

Основной удельный вес в сумме поступления региональных и местных налогов весь исследуемый период занимал налог на имущество организаций, соответственно 65,6% 67,7%; 82,2%. На втором месте – земельный налог-16,3%;16,8%;22,5%.

При анализе выявлено, что по указанным налогам предоставляется большое количество льгот. В среднем по России льготы по налогу на имущество организаций в 2008 г. составили 38%, 2009 г. – 30% от общей суммы соответствующего налога, поступившего в региональные бюджеты; льготы по транспортному налогу, соответственно, 10% и 9%., а так же имеется значительная недоимка в бюджеты.

Так как данные налоги являются основой доходной базы регионов и муниципалитетов (зачислятся в бюджеты в размере 100%), то существует необходимость решения накопившихся проблем с исчислением и уплатой. В данной ситуации считается возможным предложить: на федеральном уровне (в Бюджетном кодексе РФ) установить ограничения на суммарное предоставление налоговых льгот и увязать их с предельным размером бюджета соответствующего уровня. Необходимо ускорить введение налога на недвижимость, а пока в сложившейся ситуации резервами увеличения налоговой базы земельного налога являются: - формирование налоговой базы по земельным участкам под многоквартирными домами; - работа по расширению налоговой базы по полноте привлечения к уплате земельного налога по земельным участкам, занятым под гаражи и дачи; - выявление нецелевого использования земельных участков, а также изменение категории земли или вида разрешенного использования земельного участка. По налогу на имущество физических лиц: провести переоценку объектов недвижимости, проведение технической инвентаризации жилых домов.

В отношении транспортного налога мне кажется приемлемым вариант, когда существует справедливое распределение средств налога внутри региона, т.е. часть налога оставлять в муниципалитета по месту сбора.

Так же возможно закрепить полномочия по установлению налоговых ставок и льгот по региональным и местным налогам за субнациональными властями в «чистом» виде, без участия федерального уровня, при этом обязав регионы и муниципалитеты обеспечить экономическое обоснование величин  устанавливаемых налоговых ставок. При необходимости льготирования отдельных категорий налогоплательщиков на всей территории РФ можно предусмотреть компенсацию установленных федеральным законодательством льгот по всем региональным и местным налогам выплатами из федерального бюджета. Реализация данного предложения позволит ликвидировать существующий не финансируемый федеральный мандат, что полностью согласуется с концепцией реформы федеративных отношений в РФ, предусматривающей, в частности, возникновение расходных обязательств у бюджета того субъекта межбюджетных отношений, органы публичной власти которого устанавливают соответствующее обязательство.

Таким образом, успешное проведение работы, направленной на создание условий для развития доходной базы регионов и муниципалитетов, позволяет сделать вывод о том, что региональные органы и органы местного самоуправления имеют возможность влиять на региональные и местные налоги не только путем установления повышенных ставок. Есть много решений данной проблемы: проводить анализ налогооблагаемой базы, работать с населением и не бояться вкладывать в проекты бюджетные средства - это окупится с лихвой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.                   Бюджетный кодекс Российской Федерации  №145 ФЗ -М.: Омега-Л, 2008.-276 с.

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 г.г.// Финансы.-2011.-№6

3.                   Госкомстат России.-2011.(http:// www.grs.ru)

4.                   Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е.Ю. Жидкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 480 с.

5.                   Конституция Российской Федерации. /Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.-М.: Омега-Л, 2008.-64с.

6.                   Климанов В.В. Михайлова А.А. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне//Финансы.-2011.-№2

7.                   Крохина Ю.А. "Налоговое право": учебник.- М.: Юристъ,2009.-320

8.                   Малис Н.И. Вопросы налогообложения в условиях кризиса// Финансы.-2009.-№8.-с.24

9.                   Модернизация – новая экономическая политика РФ// Регионы России.-2009.-№4

10.               Налоговый кодекс Российской Федерации: (в 2 ч.)/принят Госудпрственной думой  от 31.07.1998 N 146-ФЗ ( в редакции Федерального закона  от 03.11.2010 N 287-ФЗ

11.               "О федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010г. и 2011г.".//Федеральный  Закон от  24 ноября 2008 года № 204-ФЗ

12.               Скрябина Н.М., Никулина И.В., Ли-фу Н.С. Укрепление налоговой базы региональных и местных бюджетов в условиях кризиса// Финансы.-2010.-№5

13.               Соколов А.А., Серик А.А. Антикризисные налоговые новации: меры, проблемы и перспективы//Финансы.-2009.-№8.-с.32

14.               Федеральная налоговая служба.-2011.- (http://. www.nalog.ru)

15.               Федеральное Казначейство. – 2011. – (http:// www.roskazna.ru)


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Структура поступлений региональных налогов и сборов  в бюджеты субъектов РФ за 2010 год и структура численности занятых по видам экономической деятельности по данным на 01.01.2010 г.

Вид экономической деятельности

Доля поступлений региональных налогов и сборов по виду деятельности в общем объеме поступлений налога

Доля среднегод. численности по виду деятельности в общей среднегод. численности занятых в экономике

%

место

%

Место

Обрабатывающие производства

15,09

1

15,4

2

Добыча полезных ископаемых

14,90

2

1,5

13

Транспорт и связь

14,07

3

8,0

5

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

11,30

4

7,7

6

Сведения по физическим лицам, не относящимся к индивидуальным предпринимателям и не имеющим код ОКВЭД

8,90

5

-

-

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

6,29

6

17,8

1

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

6,03

7

2,8

11

Финансовая деятельность

5,93

8

*

*

Строительство

3,87

9

7,8

7

Образование

2,74

10

8,8

4

Суммы налогов и сборов, не распределенные по кодам ОКВЭД )

2,21

11

-

-

Государственное управление

1,99

12

*

*

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

1,98

13

7,0

9

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; Рыболовство

1,84

14

10,0

3

Предоставление прочих услуг – всего

1,20

15

3,9

10

Остальные виды экономической деятельности

1,02

16

7,3

8

Гостиницы и рестораны

0,63

17

1,9

12

 

29

 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированнный бюджет РФ на 1 сентября 2011 года[13]

 

Задолженность

Из нее

Млрд. руб.

В % к итогу

недоимка

Урегулированная задолженность

млрд.
рублей

в % к
итогу

млрд.
рублей

в % к
итогу

Всего

696,5

100

293,6

100

396,8

100

По региональным налогам и сборам

81,1

11,6

59,3

20,2

20,4

5,1

по местным налогам и сборам

28,7

4,1

19,0

6,5

9,0

2,3

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

Нормативы отчислений в местные муниципалитеты транспортного налога

Регион России

Нормативы отчислений в местные муниципалитеты транспортного налога

2008 год

2009 год

2010 год

 Астраханская область

-

50%

50%

 Воронежская область

-

100%

100%

 Ивановская область

50%

50%

50%

 Краснодарский край

30%-

100%

100%

 Пермский край

-

100%

100%

 Республика Калмыкия

50%

50%

50%

 Ростовская область

50%

50%

50%

 Саратовская область

-

-

20%

 Челябинская область

-

50%

50%

 Хабаровский край

50%

50%

50%

Информация о работе Экономическое содержание и сущность региональных и местных налогов