Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:42, курсовая работа
На протяжении бюджетной реформы в совершенствовании бюджетного процесса и межбюджетных отношений в субъектах РФ и муниципалитетах были достигнуты положительные результаты, но, не смотря на это, объем принятых на этих уровнях бюджетной системы расходных обязательств зачастую существенно превосходит объем располагаемых доходов. В условиях снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является раскрытие экономического содержания и сущности региональных и местных налогов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ 5
1.1.Региональные налоги 5
1.2. Местные налоги 7
2. РОЛЬ И МЕСТО РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ 10
2.1.Анализ поступления региональных и местных налогов в консолидированный бюджет РФ …………..10
2.2.Проблемы начисления и уплаты региональных и местных налогов 15
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………27
Налогом облагается кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется на основании земельного законодательства РФ.
Налогоплательщиками организациями налоговая база определяется самостоятельно. Сведения берутся из государственного земельного кадастра отдельно по каждому земельному участку.
В налоговом Кодексе так же приведен перечень освобождающихся от налогообложения.
Налог на имущество и земельный налог так же имеют свои плюсы и минусы.
Плюсы: невозможность укрытия объекта от налогообложения, легкость определения налоговой базы (наличие кадастровой оценки объекта, сведений о продажах этого и аналогичных объектов, о страховании объекта и т.д.), возможность применения прогрессивной шкалы налогообложения.
Минусы: необходимость разделения объектов недвижимости на используемые для социальных потребностей (собственное проживание, для целей благотворительности) и в коммерческих целях, возможности укрытия личного частного владения «под личиной» корпоративных форм.
В настоящее время в России присутствуют достаточно самостоятельные и устойчивые в финансово-экономическом отношении городские округа, с одной стороны, и слабые, высокодотационные и зачастую дефицитные, с неравномерно поступающими доходами поселения — с другой[3]. Также очевидно, что постепенно формируется модель «зависимого» муниципального района – зависимого при исполнении собственных полномочий от дотаций и субсидий, зависимого от субвенций при исполнении делегированных ему полномочий.
В настоящее время собственные налоговые поступления местных бюджетов занимают незначительный удельный вес в структуре доходов -12% от совокупных доходов в бюджетах поселений и всего 1,2% в бюджетах муниципальных районов. Таким образом, реформа местного самоуправления, провозглашая идею самостоятельности бюджетов в решении местных вопросов, практически ее не реализует. Вместе с тем эта самостоятельность в значительной степени зависит от доли собственных налоговых поступлений в структуре доходных источников.
2.1 Для того, чтобы определить значение региональных и местных налогов для бюджетной системы РФ проведем анализ поступления региональных и местных налогов в консолидированный бюджет РФ. Для анализа использованы материалы Федерального Казначейства РФ и Федеральной налоговой службы РФ.
Рассмотрю динамику и структуру поступления региональных и местных налогов в консолидированный бюджет РФ за три года -2008-2010 г.г.(таблица 2.1.)
Таблица 2.1-Динамика и структура поступления региональных и местных налогов в консолидированный бюджет РФ[4]
Налоги | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
Поступило, млрд. руб. | % в структуре | Поступило, млрд. руб. | % в структуре | Поступило, млрд. руб. | % в структуре | |
Всего доходы бюджета РФ | 16169,1 | 3,1 | 13599,7 | 4,2 | 16031,9 | 3,2 |
Региональные и местные налоги | 493,3 | 100 | 569,6 | 100 | 513,1 | 100 |
Налог на имущество физических лиц | 10,1 | 2,0 | 15,6 | 2,7 | 15,6 | 3,0 |
Налог на имущество организаций | 323,5 | 65,6 | 385,8 | 67,7 | 421,8 | 82,2 |
Транспортный налог | 53,1 | 10,8 | 62,0 | 10,9 | 75,6 | 14,7 |
Налог на игорный бизнес | 26,4 | 5,3 | 11,0 | 1,9 | -115,3 | -22,4 |
Земельный налог | 80,2 | 16,3 | 95,2 | 16,8 | 115,4 | 22,5 |
Из таблицы можно сделать выводы, что региональные и местные налоги занимают незначительный удельный вес в структуре доходов консолидированного бюджета, соответственно 3,1%; 4,2%; 3,2%. Причем, удельный вес в структуре практически не менялся, если не считать рост на 1,1 п.п. в 2009 году. Причина, на мой взгляд, заключается в том, что местные бюджеты, обладающие более стабильной налоговой базой, в меньшей степени пострадали от мирового финансового кризиса. При уменьшении доходов консолидированного бюджета, региональные и местные налоги в исследуемый период выросли, соответственно на 4,0 % при общем снижении доходов консолидированного бюджета РФ на 0,8%.
Основной удельный вес в сумме поступления региональных и местных налогов весь исследуемый период занимал налог на имущество организаций, соответственно 65,6% 67,7%; 82,2%. На втором месте – земельный налог-16,3%;16,8%;22,5%.
Налог на имущество организаций в 2010 году увеличивался обычными темпами. Этот налог отличался от других корпоративных налогов большим количеством налоговых льгот, часть из которых можно было бы отменить.
Кроме того, налоговым законодательством предусматривается возможность установления дополнительных налоговых льгот и оснований для их применения законами субъектов РФ, что может привести к получению неоправданной налоговой выгоды отдельными категориями налогоплательщиков.
Поступления по налогу на игорный бизнес в «минусе», поскольку с 1 июля 2009 года разрешён только в четырёх особых экономическими зонах, называемых игорными зонами. Первое казино на этих территориях открылось в январе 2010 года. Более тридцати регионов страны (в том числе — Архангельская, Белгородская, Курганская, Омская, Челябинская области, Красноярский край, Татарстан, ряд регионов Северного Кавказа) ввели на своей территории запреты на игорные заведение ещё до вступления в силу федерального закона.
Значительная часть игорного бизнеса ушла в подполье. Так, только за второе полугодие 2009 года органы внутренних дел закрыли более 1 400 игорных заведений, из них — 40 казино и около 1 300 залов игровых автоматов,[5].
Структура региональных и местных налогов в консолидированном бюджете РФ представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1-Структура региональных и местных налогов в консолидированном бюджете РФ
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2011г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей на сумму 6441,7 млрд.рублей, что на 28,9% больше, чем за соответствующий период предыдущего года (таблица 2.2).
Таблица 2.2-Поступление налогов в консолидированный бюджет РФ в январе-августе 2011 г.[6]
| Январь-август 2011 г. | В % к январю-августу 2010 г. | ||||
Консоли дирован ный бюджет | В том числе | Консоли дированный бюджет | В том числе | |||
Федераль ный бюджет | Консолидиро ванные бюджеты субъектов РФ | Федераль ный бюджет | Консолиди рованные бюджеты субъекетов РФ | |||
всего | 6441,7 | 2916,3 | 3525,4 | 128,9 | 144,5 | 118,4 |
налоги на имущество* | 489,2 | - | 489,2 | 107,7 | - | 107,7 |
*включены все региональные и местные налоги (земельный, транспортный, на игорный бизнес и на имущество)
Из таблицы следует, что поступление региональных и местных налогов на имущество в исследуемом периоде так же возросло- рост составил 7,7% по отношению к соответствующему периоду прошлого года.
Из суммы 489,2 млрд.руб.- региональных - 400,2 млрд.рублей (6,2%), местных - 89,4 млрд.рублей (1,4%).
Проанализирую поступление региональных налогов и сборов (налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес и транспортного налога) в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2010 году по основным видам экономической деятельности.
Всего в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2010 году поступило региональных налогов и сборов (налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес и транспортного налога) на сумму 497,6 млрд. рублей, из них: налога на имущество организаций – 409,1 млрд. рублей, транспортного налога – 60,0 млрд. рублей, налога на игорный бизнес – 28,5 млрд. рублей. Доля налога на имущество организаций в общем объеме региональных налогов и сборов составила 82,2%.
Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности по Российской Федерации на 01.01.2010 г. составила 67,3 млн. человек.
В среднем по России поступление налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога в региональные бюджеты в расчете на 1 занятого в экономике за 2010 год составило 7 390 руб. (таблица 2.3)
Таблица 2.3.- Поступление региональных налогов и сборов в 2010 г. В расчете на 1 занятого[7]
Место | Субъект Российской Федерации | Поступление региональных налогов и сборов в расчете на 1 занятого в экономике (руб.) |
| Всего по РФ по данным ФНС России | 7390 |
1 | Ненецкий автономный округ | 155 798 |
2 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 70 505 |
3 | Ханты-Мансийский автономный округ | 35 136 |
4 | Чукотский автономный округ | 19 767 |
5 | Московская область | 12 507 |
6 | г. Москва | 12 448 |
7 | Республика Саха (Якутия) | 12 230 |
8 | г. Санкт-Петербург | 10 329 |
9 | Республика Коми | 10 217 |
63 | Республика Дагестан | 1 716 |
Информация о работе Экономическое содержание и сущность региональных и местных налогов