Компьютерные технологии и автоматизированные системы, используемые налоговой службой РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является, анализ применения автоматизированных информационных систем в налоговом администрировании на примере МРИ ФНС №8 по РТ, а также выявление проблем применения информационных систем налогового администрирования и пути их решения.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть историю развития новых информационных технологий в сфере налогового администрирования;
• охарактеризовать состав и структуру автоматизированных информационных систем налоговых органов;
• раскрыть сущность автоматизированной информационной системы налоговой инспекции;
• определить общие технологические решения в автоматизированной информационной системе налоговых органов;
• выявить особенности сбора, хранения и обработки данных в Межрайонной ИФНС №8 по РТ;
• рассмотреть налоговый контроль в автоматизированном режиме;
• проанализировать результаты деятельности налогового администрирования;
• разработать рекомендации по совершенствованию информационных систем налогового администрирования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы автоматизированных информационных технологий в налоговой службе
1.1 История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением
1.2 Состав и структура автоматизированной информационной системы налоговых органов
1.3Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации
1.4Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных технологий в налоговых органах.
Глава 2. Анализ применения автоматизированных информационных систем в налоговом администрировании (на примере МРИ ФНС №8 по РТ)
2.1 Организационная структура МРИ ФНС №8 по РТ
2.2 Особенности сбора, обработки и хранения данных в МРИ ФНС №8 по РТ
2.3 Организация налогового администрирования и камеральных налоговых проверок в автоматизированном режиме в МРИ ФНС №8 по РТ
Глава 3. Проблемы применения информационных систем налогового администрирования
3.1 Решение функциональных задач в налоговой системе на базе компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации.
3.2 Регулирование в системе налогового администрирования
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota_Ilyas_N2.doc

— 938.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютерные технологии и автоматизированные системы,

используемые  налоговой службой  РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насыбуллин Ильяс Рифкатович

Группа Н-088

Содержание

Введение 

Глава 1. Теоретические основы автоматизированных информационных технологий в налоговой службе  

1.1   История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением

1.2 Состав и структура автоматизированной  информационной системы налоговых  органов  

1.3Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации

1.4Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных технологий в налоговых органах.

Глава 2. Анализ применения автоматизированных информационных систем в налоговом  администрировании (на примере МРИ ФНС №8 по РТ)

2.1 Организационная структура МРИ  ФНС №8 по РТ

2.2 Особенности сбора, обработки и хранения данных в МРИ ФНС №8 по РТ

2.3 Организация налогового администрирования и камеральных налоговых проверок в автоматизированном режиме в МРИ ФНС №8 по РТ

Глава 3. Проблемы  применения информационных систем налогового администрирования

3.1 Решение функциональных задач в налоговой системе на базе компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации.

3.2 Регулирование в системе налогового администрирования

Заключение 

Список использованных источников и литературы  

 

 

 

Введение

Федеральная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей ФНС Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Актуальность данной темы заключается  в том, что на современном этапе  развития экономики страны успех  деятельности налоговой системы  России во многом зависит от эффективности функционирования автоматизированных информационных систем.

В момент создания налоговых органов  в них была перенесена существующая технология работы финансовых структур.

Основными показателями этой технологии были:

  • получение информации от налогоплательщиков при личном контакте налогового инспектора с ними;
  • ручная обработка полученной информации, хранение ее только на бумажных носителях;
  • нерегламентированность большинства процедур по сбору налогов;
  • развивающаяся информационная система.

Одной из приоритетных задач налоговой службы является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов. В связи с этим в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

В связи с этим целью данной выпускной  квалификационной работы является, анализ применения автоматизированных информационных систем в налоговом администрировании на примере МРИ ФНС №8 по РТ, а также выявление проблем  применения информационных систем налогового администрирования и пути их решения.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть историю развития  новых информационных технологий в сфере налогового администрирования;
  • охарактеризовать состав и структуру автоматизированных информационных систем налоговых органов;
  • раскрыть сущность автоматизированной информационной системы налоговой инспекции;
  • определить общие технологические решения в автоматизированной информационной системе налоговых органов;
  • выявить особенности сбора, хранения и обработки данных в Межрайонной ИФНС №8 по РТ;
  • рассмотреть налоговый контроль в автоматизированном режиме;
  • проанализировать результаты деятельности налогового администрирования;
  • разработать рекомендации по совершенствованию информационных систем налогового администрирования.

Данная дипломная работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованных источников и литературы.

В первой главе рассмотрены теоретические  основы автоматизированных информационных систем, выявлены технологические решения  в автоматизированной информационной системе налоговых органов.

Вторая глава посвящена оценке эффективности применения автоматизированных информационных систем на примере МРИ ФНС №8 по РТ.

Теоретической базой являлись труды  следующих ученых: Алиева Б.Х.,., Сашичева В.В., Попоновой Н.А., Юткиной Т.Ф., Мироновой О.А., Мамруковой О.И., Красницкого В.А., Жуковой Л.Е., Бетиной Т.А., Букаева Г.И., Ногиной О.А.,и др..

Для написания аналитической части  дипломной работы использовались нормативные  документы, прежде всего Налоговый  Кодекс Российской Федерации части  первая и вторая, Приказы Федеральной  налоговой службы России Об утверждении «Порядка организации обработки налоговых деклараций (расчетов), поступивших в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших», Об утверждении «Порядка регистрации участников электронного документооборота для представления налоговых деклараций (расчетов) и иных документов в электронном виде и информирования налогоплательщиков по телекоммуникационным каналам связи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы автоматизированных информационных технологий в системе налогового администрирования

    1. История развития новых информационных технологий в системе налогового администрирования

В момент создания налоговых органов  в них была перенесена существующая технология работы финансовых структур.

Основными показателями этой технологии были:

  • получение информации от налогоплательщиков при личном контакте налогового инспектора с ними;
  • ручная обработка полученной информации, хранение ее только на бумажных носителях;
  • нерегламентированность большинства процедур по сбору налогов;
  • стихийно развивающаяся информационная система.

Информатизация органов налоговой  службы сводилась к обеспечению  сотрудников недорогостоящими ЭВМ  и принтерами, использованием стандартных  текстовых редакторов, электронных таблиц и разрозненных СУБД, не приспособленных к работе с большими объемами информации и построению единого информационного пространства. Такая технология могла существовать только в условиях небольшого количества налогоплательщиков.

В связи с этим прорабатывалось несколько концепций типовых программных комплексов для региональных и муниципальных налоговых органов, отличающихся составом технических средств и прикладным программным обеспечением.

Разработка и внедрение компьютерных технологий и автоматизированных информационных систем (АИС) в рамках местного самоуправления длительное время осуществлялась каждым регионом в соответствии с местными регламентирующими документами и нормативными актами по каждому виду учета, что создавало известные проблемы формирования единого информационного пространства, обусловленные их несовместимостью между собой и с АИС «Налог». Проблема усугубляется и тем, что многие объекты учета необоснованно разделены между органами различных ведомств со своими АИС и АИТ. Это особенно проявляется в таком объекте учета, как «недвижимость», составляющие которой - имущество и земля учитываются и регистрируются в трех ведомствах.

Проектирующееся внедрение интегрированных  комплексов для территориальных  налоговых инспекций, обеспечивающий единую систему администрирования баз данных по налогообложению юридических и физических лиц и единое ведение нормативно-справочной информации, обеспечивает:

  • автоматизацию всех функций по учету налогоплательщиков и налоговых поступлений;
  • информационное взаимодействие всех структурных подразделений налоговой системы между собой и с внешними ведомствами;
  • высвобождение трудовых ресурсов, занятых непроизводительной и технической работой;
  • повышение производительности труда;
  • оперативность и точность результатов учета, анализа и прогнозирования налоговых поступлений.

Широкомасштабное внедрение безбумажной  информационной технологии при взаимодействии с налогоплательщиками и другими ведомствами, было нацелено на повышение эффективности собираемости налогов и платежей за счет:

  • уменьшения общей численности сотрудников в территориальной налоговой инспекции, занятых реализацией функций и процедур, связанных с вводом данных.
  • сосредоточения деятельности сотрудников территориальных налоговых органов на тех аспектах налогового администрирования, которые требуют непосредственных встреч с налогоплательщиками;
  • устранения влияния пиковых ситуаций на работу территориальных инспекций;
  • повышения качества камеральных и выездных налоговых проверок

В последние годы наметилась тенденция переноса центра тяжести приема и обработки электронных документов в Центры обработки данных (ЦОД), в которых в свою очередь используют сканерные технологии ввода информации с бумажных документов, что повышает эффективность функционирования территориальных налоговых органов.

Для осуществления работы подразделений  Федеральной налоговой службы (ФНС) разработана и уже функционирует  многоуровневая АИС «Налог», обеспечивающая решение задач накопления и обработки  информации в инспекциях. Конечной целью АИС налоговых служб является построение интегрированной информационной системы, объединяющей все структуры налоговой системы на базе единой информационной базы с поэтапной интеграцией в единое информационное пространство административных органов управления, банков, казначейства, таможни, регистрационных центров, служб учета и управления имуществом, земельными ресурсами и др.

Необходимость в этом обуславливается  характером АИС налоговой системы, как корпоративной системы открытого  типа с множеством внешних связей. Источниками информации, накапливаемой в базах данных АИС ИФНС, являются подразделения государственных органов и учреждения, из которых поступают данные о доходах налогоплательщиков, поступлениях и возвратах налогов и сборов, имуществе, земельных участках и др.

Существующие АИС налоговых  служб длительное время выполняли  свои функции и соответствовали  поставленным при их создании целям - автоматизации основных функций  налоговых органов по хранению и  обработке информации, поступающей  от налогоплательщиков, и повышения производительности труда налогового инспектора.

Таким образом, недостаточное развитие телекоммуникационных средств, отсутствие единых средств защиты информации, алгоритмов и средств обмена информацией  как внутри АИС ФНС, так и с  взаимодействующими с ней АИС, невозможность комплексной обработки информации, хранящейся в различных базах данных, возросшие требования к процессам учета налогоплательщиков, своевременности и полноте сборов налогов и платежей, привели к увеличению нагрузки на должностных лиц налоговых органов и сделали существующую АИС “Налог” неспособной в полном объеме выполнять свои функции.

 

1.2 Состав и структура  автоматизированной информационной  системы налоговых органов  

 

Автоматизированная информационная система (АИС) налоговых органов относится к классу сложных информационных систем. Создание программно-технического комплекса, обслуживающего такую систему, предполагает решение следующих проблем:

  • информационное объединение налоговых органов федерального, регионального и местного уровней через телекоммуникационные сети и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них;
  • разработку, создание, информационное наполнение и последующую поддержку системы баз данных;
  • оснащение налоговых органов вычислительными программно-техническими комплексами с развитой функционально ориентированной периферией;
  • разработку прикладных программных средств, полностью охватывающих функциональные задачи налоговых органов всех уровней.

Информация о работе Компьютерные технологии и автоматизированные системы, используемые налоговой службой РФ