Косвенные налоги и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования и развития косвенных налогов в РФ.
В соответствии с выше поставленной целью выделяются следующие
задачи:
-рассмотрен, теоретические аспекты функционирования косвенных налогов;
-изучить структуру косвенных налогов;
-определить тенденции развития косвенного налогообложения в РФ;
-сделать соответствующие выводы.
В ходе написания данной работы нормативной базой послужили: нормативные и правовые акты, материалы отечественных экономистов, периодическая печать.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 57.04 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой - выступает  главным орудием реализации ее экономической  доктрины. Налоги - это объективное  общественное явление, поэтому при  построении налоговой системы необходимо выходить реальностей социально-экономического состояния страны, а не руководствоваться  пожеланиями, возможно, наилучшими, но неосуществимыми.

Налоги являются одной  из важнейших финансовых категорий. Исторически это наиболее древняя  форма финансовых отношений между  государством и членами общества. Именно возникновение государства  способствовало появлению платежей и взносов в государственную  казну для финансового обеспечения  выполнения государственных функций. Сначала эти взносы проводились  в натуральной форме, затем, с  развитием товарно- денежных отношений, был осуществлен переход к денежной форме взносов.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана  в 1991 г., когда в декабре этого  года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие (введён с 01.01.92). Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

В системе налогообложения  выделяют две группы налогов: прямые налоги и косвенные налоги. Прямые налоги направлены непосредственно  на плательщика и их размер прямо зависит от объекта налогообложения Косвенные налоги выражаются в ценах произведенных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, и, хотя их выплачивают в бюджет хозяйствующие субъекты, основное бремя косвенных налогов песет на себе потреби гель этих товаров, работ и услуг.

В условиях нестабильной экономики, повышения цен, инфляции косвенные  налоги представляют особый интерес  как средство влияния на уровень  цен в стране, как регулятор  потребления.

В наше время расширилась  сфера функционирования косвенных  налогов, возросло их значение в перераспределении  национального дохода, они стали  важным способом влияния на процесс  потребления, а отсюда и на процесс  производс тва.

Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования и развития косвенных налогов  в РФ.

В соответствии с выше поставленной целью выделяются следующие

задачи:

-рассмотрен, теоретические аспекты функционирования косвенных налогов;

-изучить структуру косвенных  налогов;

-определить тенденции  развития косвенного налогообложения  в РФ;

-сделать соответствующие  выводы.

В ходе написания данной работы нормативной базой послужили: нормативные и правовые акты, материалы  отечественных экономистов, периодическая  печать.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В РФ

1.1. Понятие и экономическая  сущность косвенных налогов

Налоговая система большинства  стран мира, строится на сочетании  прямых и косвенных налогов. Первые устанавливаются непосредственно  на доход или имущество налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При  прямом налогообложении денежные отношения  возникают между государством и  самим плательщиком, вносящим налог  непосредственно в казну; при  косвенном - субъектом этих отношений  становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между  государством и плательщиком (по требителем товара или услуги) [6, с.34].

Как и любое другое явление, косвенные налоги следует рассматривать  комплексно. Непрямые налоги устанавливаются в ценах товаров и их размер не зависит прямо от доходов плательщика. Только прямо, так как косвенные налоги включаются в цены товаров, то в абсолютном размере их платит больше тот, кто больше потребляет, а больше потребляет тот, кто имеет более высокие доходы.

В недалеком прошлом, косвенные  налоги рассматривались лишь с негативной точки зрения. Но характеризовать  косвенные налоги только лишь как  финансовое бремя на население - бессмысленно, так как токовым являются все  налоги. Речь может идти только об одном: насколько они затрагивают интересы разных слоев населения и как  выполняют свое бюджетное назначение.

Преимущества непрямых налогов  связаны в первую очередь с  их ролью в формировании доходов  бюджета. Однако, это нисколько не означает, что они не выполняют регулирующей функции. При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики.

Во-первых, косвенным налогам  характерно быстрое поступление. Осуществилась  реализация - проводится перечисление налога на добавленную стоимость  и акцизного сбора в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для  финансирования расходов.

Во-вторых, гак как косвенными налогами охватываются товары народного  потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного  или почти полного поступления. Остановить процесс потребления  товаров и услуг невозможно, так  как без этого невозможна сама жизнь. А, например, прибыль то или  другое предприятие может и не получить.

В-третьих, потребление более-менее  равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают  напряжение в межрегиональном распределении  доходов. Если доходы бюджета базируются на доходах предприятия, то вследствие неравномерности экономического развития возникает проблема неравноценности  доходной базы разных бюджетов. Так  как нигде в мире до сих пор  не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования  косвенных налогов возникают  трудности в сбалансировании  местных бюджетов.

В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние  на само государство. Используя все  свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие  условия для развития производства и сферы услуг, так как чем  больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой  при этом является правильный выбор  товаров для акцизного налогообложения. С одной стороны, якобы лучше  установить акциз на товары не первой необходимости, например, алкогольные напитки. А с другой, тогда для государства выгоднее продавать именно эти изделия. Такое противоречие полностью природное и выражает диалектику нашей жизни.

В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может  регулировать процесс потребления, сдерживая его в одних направлениях и стимулируя в других. Такое регулирование  должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства  совпадают с интересами общества. Такое регулирование также никогда  не сможет удовлетворить все слои населения. С точки зрения решения  фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано  с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в  разных базах налогообложения: прибыли  или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления - при косвенном. Известно, что экономическое  развитие всех без исключения стран  имеет циклический характер с  тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами  в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и  уменьшение базы налогообложения, что  приводит при неизменных ставках  к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов  является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем  база косвенных [8, 35-36].

С точки зрения влияния  на экономическое развитие прямые налоги традиционно связывают со стимулами  и антистимулами для трудовой и предпринимательской деятельности, косвенные - с их влиянием на цены. Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют то, что введение непрямых налогов или увеличение их ставок может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов. Поэтому, как свидетельствует зарубежный опыт, их пытаются вводить только в период экономической стабильности.

При некоторых условиях косвенные  налоги, в отличие от прямых, благоприятнее  влияют на процессы накопления, так  как они в меньшей степени  затрагивают прибыль предприятий, который является одним из основных источников накопления, а также потому, что с их помощью государство  может изменять соотношение между  потреблением и накоплением, если израсходует  средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели [16, с.230].

Косвенные налоги при умелом их использовании - эффективные финансовые инструменты регулирования экономики. Они характеризуются быстрыми поступлениями, что в свою очередь дает возможность  использовать эти средства на финансирование расходов. Так как косвенными налогами облагаются товары народного потребления  и услуги, а отсюда и вероятность  их полного или почти полного  поступления, так как товары народного  потребления пользуются постоянным спросом. Кроме того, вследствие более-менее  равномерного потребления, косвенные  налоги снимают напряжение в межрегиональном  распределении доходов местных  бюджетов.

Косвенные налоги имеют непосредственное влияние на само государство. Используя  все свои возможности, оно должно способствовать развитию производства и тем самым увеличить объем  реализации, а следовательно и поступлений в бюджет. То есть, можно утверждать, что косвенные налоги играют стимулирующую роль. Государство посредством косвенных налогов может регулировать процесс потребления [7, с. 14].

 

 

2. Тенденции развития  косвенных налогов в РФ

Переход от административно-командных  методов управления к рыночным методам  хозяйствования существенным образом  изменил сущность, принципы, порядок, методы и формы межбюджетных отношений  всех звеньев бюджетной системы.

С 1991 года началась «коренная  перестройка бюджетной системы  страны, новые финансовые взаимоотношения  между центром и суверенными  республиками, между суверенными  и автономными республиками и  местными Советами». В рамках осуществляемых реформ значительное место отводилось децентрализации процесса управления бюджетной системой, формированию новой, рыночной структуры доходов бюджета, сокращению и повышению эффективности  бюджетных расходов. Бюджетная система  страны распалась на союзный бюджет, самостоятельные республиканские  и местные бюджеты, в результате чего появилось более чем 55 тыс. автономных бюджетов. Потребовалась перестройка  межбюджетных отношений и возникла объективная необходимость выработки  и формирования новых принципов  этих отношений.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к  упрощению налоговой системы. Чем  проще налоговая система, тем, проще  определять экономический результат, меньше забот при составлении  отчетных докумен тов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах  вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость.

В нашей же стране система  налогов имеет очень сложную  структуру. В ней присутствуют различные  налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

Кроме того, многие законы, в  которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все  необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разьяснениями того, как этот налог правильно считать [9, с.25-

Еще один недостаток налоговой  системы РФ - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.

Несомненно, вся «неразбериха»  с налогами приводит к нестабильному положению в Российской экономике еще больше усугубляет экономический кризис. Поэтому, по мнению автора данной работы для смягчения кризисного состояния необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.

Налоговая система России, в том числе и система косвенных  налогов, далеко не совершенна. Необходимо ее изменение, качественное реформирование. Однако это необходимо производить крайне осторожно и взвешенно. Логически вполне понятно желание в условиях острой нехватки бюджетных средств усилить фискальную направленность налогов, однако, недооценка социального аспекта проблемы чревата худшими последствиями, чем дефицит бюджета. Устранение дефицитности бюджета за счет изъятия налогов у предприятий является основным недостатком налоговой системы в России. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения.

Информация о работе Косвенные налоги и перспективы их развития