Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования и развития косвенных налогов в РФ.
В соответствии с выше поставленной целью выделяются следующие
задачи:
-рассмотрен, теоретические аспекты функционирования косвенных налогов;
-изучить структуру косвенных налогов;
-определить тенденции развития косвенного налогообложения в РФ;
-сделать соответствующие выводы.
В ходе написания данной работы нормативной базой послужили: нормативные и правовые акты, материалы отечественных экономистов, периодическая печать.
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая система в каждой
стране является одной из стержневых
основ экономической системы. Она,
с одной стороны, обеспечивает финансовую
базу государства, а с другой - выступает
главным орудием реализации ее экономической
доктрины. Налоги - это объективное
общественное явление, поэтому при
построении налоговой системы необходимо
выходить реальностей социально-
Налоги являются одной
из важнейших финансовых категорий.
Исторически это наиболее древняя
форма финансовых отношений между
государством и членами общества.
Именно возникновение государства
способствовало появлению платежей
и взносов в государственную
казну для финансового
Налоговая система в Российской
Федерации практически была создана
в 1991 г., когда в декабре этого
года был принят пакет законопроектов
о налоговой системе. Среди них:
«Об основах налоговой системы
в Российской Федерации», «О налоге
на прибыль предприятий и
В системе налогообложения выделяют две группы налогов: прямые налоги и косвенные налоги. Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика и их размер прямо зависит от объекта налогообложения Косвенные налоги выражаются в ценах произведенных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, и, хотя их выплачивают в бюджет хозяйствующие субъекты, основное бремя косвенных налогов песет на себе потреби гель этих товаров, работ и услуг.
В условиях нестабильной экономики, повышения цен, инфляции косвенные налоги представляют особый интерес как средство влияния на уровень цен в стране, как регулятор потребления.
В наше время расширилась сфера функционирования косвенных налогов, возросло их значение в перераспределении национального дохода, они стали важным способом влияния на процесс потребления, а отсюда и на процесс производс тва.
Целью данной работы является
раскрытие механизма
В соответствии с выше поставленной целью выделяются следующие
задачи:
-рассмотрен, теоретические аспекты функционирования косвенных налогов;
-изучить структуру косвенных налогов;
-определить тенденции
развития косвенного
-сделать соответствующие выводы.
В ходе написания данной работы нормативной базой послужили: нормативные и правовые акты, материалы отечественных экономистов, периодическая печать.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В РФ
1.1. Понятие и экономическая сущность косвенных налогов
Налоговая система большинства
стран мира, строится на сочетании
прямых и косвенных налогов. Первые
устанавливаются
Как и любое другое явление, косвенные налоги следует рассматривать комплексно. Непрямые налоги устанавливаются в ценах товаров и их размер не зависит прямо от доходов плательщика. Только прямо, так как косвенные налоги включаются в цены товаров, то в абсолютном размере их платит больше тот, кто больше потребляет, а больше потребляет тот, кто имеет более высокие доходы.
В недалеком прошлом, косвенные
налоги рассматривались лишь с негативной
точки зрения. Но характеризовать
косвенные налоги только лишь как
финансовое бремя на население - бессмысленно,
так как токовым являются все
налоги. Речь может идти только об одном:
насколько они затрагивают
Преимущества непрямых налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета. Однако, это нисколько не означает, что они не выполняют регулирующей функции. При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики.
Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога на добавленную стоимость и акцизного сбора в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.
Во-вторых, гак как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь. А, например, прибыль то или другое предприятие может и не получить.
В-третьих, потребление более-менее
равномерно в территориальном разрезе,
а поэтому косвенные налоги снимают
напряжение в межрегиональном
В-четвертых, косвенные налоги
осуществляют существенное влияние
на само государство. Используя все
свои возможности и инструменты,
оно должно обеспечить соответствующие
условия для развития производства
и сферы услуг, так как чем
больше объем реализации, тем больше
поступления в бюджет. Единой проблемой
при этом является правильный выбор
товаров для акцизного
В-пятых, косвенные налоги
влияют на потребителей. При умелом
их использовании государство
С точки зрения влияния на экономическое развитие прямые налоги традиционно связывают со стимулами и антистимулами для трудовой и предпринимательской деятельности, косвенные - с их влиянием на цены. Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют то, что введение непрямых налогов или увеличение их ставок может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов. Поэтому, как свидетельствует зарубежный опыт, их пытаются вводить только в период экономической стабильности.
При некоторых условиях косвенные
налоги, в отличие от прямых, благоприятнее
влияют на процессы накопления, так
как они в меньшей степени
затрагивают прибыль
Косвенные налоги при умелом
их использовании - эффективные финансовые
инструменты регулирования
Косвенные налоги имеют непосредственное влияние на само государство. Используя все свои возможности, оно должно способствовать развитию производства и тем самым увеличить объем реализации, а следовательно и поступлений в бюджет. То есть, можно утверждать, что косвенные налоги играют стимулирующую роль. Государство посредством косвенных налогов может регулировать процесс потребления [7, с. 14].
2. Тенденции развития косвенных налогов в РФ
Переход от административно-командных методов управления к рыночным методам хозяйствования существенным образом изменил сущность, принципы, порядок, методы и формы межбюджетных отношений всех звеньев бюджетной системы.
С 1991 года началась «коренная
перестройка бюджетной системы
страны, новые финансовые взаимоотношения
между центром и суверенными
республиками, между суверенными
и автономными республиками и
местными Советами». В рамках осуществляемых
реформ значительное место отводилось
децентрализации процесса управления
бюджетной системой, формированию новой,
рыночной структуры доходов бюджета,
сокращению и повышению эффективности
бюджетных расходов. Бюджетная система
страны распалась на союзный бюджет,
самостоятельные
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных докумен тов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.
Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость.
В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.
Кроме того, многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разьяснениями того, как этот налог правильно считать [9, с.25-
Еще один недостаток налоговой системы РФ - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.
Несомненно, вся «неразбериха» с налогами приводит к нестабильному положению в Российской экономике еще больше усугубляет экономический кризис. Поэтому, по мнению автора данной работы для смягчения кризисного состояния необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.
Налоговая система России,
в том числе и система
Информация о работе Косвенные налоги и перспективы их развития