Косвенные налоги и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования и развития косвенных налогов в РФ.
В соответствии с выше поставленной целью выделяются следующие
задачи:
-рассмотрен, теоретические аспекты функционирования косвенных налогов;
-изучить структуру косвенных налогов;
-определить тенденции развития косвенного налогообложения в РФ;
-сделать соответствующие выводы.
В ходе написания данной работы нормативной базой послужили: нормативные и правовые акты, материалы отечественных экономистов, периодическая печать.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 57.04 Кб (Скачать файл)

Система косвенных налогов  должна базироваться на оптимальном  сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в количестве получаемых доходов. Такая  социальная функция косвенных налогов  имеет большое значение для обеспечения  социального равновесия в обществе.

Налоговая система России не учитывает то, что она функционирует  в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует  «вздувание» цен. И такое явление  вполне закономерно - ведь производители  товаров стремятся переложить все  бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров - население. Это становится возможным благодаря  тому, что производитель товара имеет  возможность диктовать цену потребителю  и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления «любой ценой». А цена такой политики высока - экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз) рост цен на потребительские товары.

Налоговая система должна соответствовать элементарным требованиям  теории налогообложения. В России же базой налога на добавленную стоимость  является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь созданной  стоимости), но и амортизационные  отчисления. Кроме того, в базу этого  налога включаются акциз, а также  таможенные пошлины, которые никакого отношения к добавленной стоимости  не имеют. Необоснованно и то, что  одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж - акциз. Вследствие этого налог на добавленную стоимость теряет свое действительное содержание и практически превращается в налог с продаж (своеобразный многократный налог с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, значительно увеличивающего цену. В условиях динамичных инфляционных процессов и огромной ставки НДС, этот налог счал сегодня одним из решающих факторов сдерживания развития производства в связи с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает почти на четверть и так-то растущие цены. Безусловно, этот налог, являясь рыночным по своему характеру, перспективен. Поэтому с раздающимися порой предложениями о его ликвидации согласиться, нельзя. Нужно отрабатывать его механизм, имея в виду существенное снижение ставки. Здесь проблема упирается в ограниченные возможности бюджета. Они, однако, могут быть в значительной степени расширены повышением сумм НДС в связи с ростом цен и отработкой механизма взимания этого налога, увеличением объемов производства, работ и услуг, на что, собственно, и нацелено снижение ставок.

Российская система косвенных  налогов построена так, что налоговые  платежи возрастают по мере роста  цен. Это очень удобно с точки  зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций  обоснованности налогообложения. Создается  иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все  это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс «накачивания» налоговой  массы, но в то же время увеличивается  дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени  влияет на его расходы [1, с.6-7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА КОСВЕННЫХ  НАЛОГОВ В РФ

2.1. Значение НДС в формировании  федерального бюджета

Налог на добавленную стоимость  представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как  разница между стоимостью реализованной  продукции (товаров), работ, услуг и  стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации их обложение  НДС производится в соответствии с таможенным законодательством  РФ.

В условиях рыночной экономики  стоимость реализуемой продукции (товаров), работ, услуг исчисляется  как исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов, так и исходя из государственных регулируемых оптовых  и розничных цен и тарифов, применяемых на отдельные виды продукции  производственно-технического назначения, товаров народного потребления  и услуг, оказываемых населению.

Стоимость реализованной  продукции, работ, услуг составляет облагаемый оборот, в который также  включаются:

-суммы средств, полученные  предприятиями от других предприятий  и организаций, в связи с  расчетами за реализованную продукцию;

-доходы, полученные от  передачи во временное пользование  финансовых ресурсов при отсутствии  лицензии на осуществление банковских  операций;

-средства, полученные от  взимания штрафов, взыскания пени, выплаты неустоек на нарушение  обязательств, предусмотренных договорами  поставки товаров (выполнения  работ, оказания услуг), облагаемых  НДС;

-суммы авансовых и  иных платежей, поступившие в  счет предстоящих поставок товаров  или выполнения работ (услуг)  на расчетный счет либо полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги).

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты  по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне.

В целях налогообложения  товаром считаются предмет, изделие, продукция, в том числе производственно-технического назначения, недвижимое имущество, включая  здания и сооружения, а также электро- и теплоэнергия, газ [14, с.25-26].

К оборотам, облагаемым налогом, относятся также: -обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения (объекты социально-культурной сферы, капитальное строительство и др.), а также своим работникам;

-обороты по реализации  предметов залога, включая их  переда залогодержателю при неисполнении  обеспеченного залогом обязательства.

При исчислении облагаемого  оборота по товарам, с которых  взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов.

Предприя тия и организации розничной торговли, получающие доход в виде наценок, надбавок, вознаграждений, исчисляют налог с суммы этого дохода. При этом размер наценки, вознаграждения, сбора применяется к стоимости товаров, включающей сумму налога.

Налог на добавленную стоимость (НДС) используется более чем в 40 странах мира и занимает среди  налогов доминирующее положение. Причем решающую роль среди налогов на потребление  в развитых странах в совревременный период играет именно налог на добавленную стоимость. При этом опыт развитых стран в использовании НДС как части системы налогов на потребление представляет для России несомненный интерес.

По российскому законодательству налоги подразделяются на прямые и косвенные. Налог на добавленную стоимость, как налог на потребление относится к группе косвенных налогов.

Прямые налоги взимаются  в процессе накопления материальных благ с доходов или имущества  налогоплательщиков. К таким налогам  относятся: налог на прибыль предприятий  и организаций, налог на имущество, подоходный налог с физических лиц. В результате взимания прямых налогов  налогоплательщик ощущает на себе реальное недополучение дохода.

Налоги косвенные (адвалорные налоги) взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов  и оборотов, финансовых операций. К  этой группе относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины. То есть косвенные  налоги взимаются посредством введения государственных надбавок к ценам  на товары и услуги, уплачиваемых покупателями и поступающих в государственный  бюджет [3, с.36].

Статьей 164 главы 21 Налогового кодекса РФ устанавливаются ставки НДС в следующих размерах:

-10% - по продовольственным  товарам (кроме подакцизных) и  товаров для детей по перечню,  утвержденному Правительством Российской  Федерации, а также ставка НДС  в размере 10% распространяется  на периодические и продолжающиеся  печатные издания (журналы, сборники, бюллетени), на книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой.

К указанным в настоящем  перечне периодическим печатным изданиям и книжной продукцией, связанным  с образованием, наукой и культурой, не относятся:

-периодические печатные  издания и книжная продукция  рекламного и эротического характера  (реклама превышает 40% объема одного  номера периодического печатного  издания или одного экземпляра  книжной продукции) и периодические  печатные издания и книжная  продукция в электронном виде, распространяемые, в частности, на  магнитных носителях;

-услуги по экспедированию  и доставке периодических печатных  изданий и книжной продукции,  за исключением изданий и продукции  рекламного и эро тического характера;

-редакционных и издательских  работ (услуг), связанных с производством  периодических печатных изданий  и книжной продукции (за исключением  изданий и продукции рекламного  или эротического характера;

-услуг по размещению  рекламы и информационных сообщений  в периодических печатных изданиях (за исключением изданий рекламного  или эротического характера);

-услуг по оформлению  и исполнению договора подписки  на периодические печатные издания  (за исключением изданий рекламного  или эротического характера), в  том числе услуг по доставке  периодических печатных изданий,  если доставка предусмотрена  в договоре подписки;

-медицинские товары отечественного  и зарубежного производства: лекарственные  средства, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечные  изготовления; изделия медицинского  назначения;

-18% - по остальным товарам  (работам, услугам), медицинским товарам  не включенным в перечень включая подакцизные продовольственные товары.

Налоговый период, в соответствии со статьей 163 Налогового кодекса РФ, устанавливается как календарный  месяц. Для налогоплательщиков с  ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и  налога с продаж, не превышающими 1 миллион  рублей, налоговый период устанавливается  как квартал.

Уплата налога при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), в  том числе для собственных  нужд, производится по итогам каждого  налогового периода (месяца) исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Исключение составляют налогоплательщики, получающие в течение квартала ежемесячную  выручку от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и акцизов, не превышающую 2 миллиона рублей (с 1 января 2006 г., до этого 1 миллион рублей). С введением главы 21 части второй Налогового кодекса РФ отменено внесение подекадных (ежемесячных) платежей налога за текущий налоговый период.

Другими словами, срок уплаты налога зависит от того, какой у  организации налоговый период. Если выручка за каждый месяц в течение  квартала не превышает 2 миллиона рублей, то налог можно платить ежеквартально [5, с. 120-122].

С 1 января 2006 г. Федеральным  законом № 119-ФЗ предусмотрено: Установление общего порядка принятия к вычету суммы НДС при осуществлении капитальных вложений (с учетом начала строительства объектов с 01.01.2005 г.) вместо действующего порядка - по мере постановки на учет объектов завершенного капитального строительства);

Переход на обязательное определение  даты возникновения обязанностей по уплате этого налога всеми налогоплательщиками  по методу начисления, при сохранении действующего порядка налоговых  вычетов, т.е. при подтверждении факта  уплаты суммы налога по товарам (работам, услугам) принятым на учете 01.01. 2006 г.;

Отмена 0% ставки по транспортным услугам по доставке товаров, импортируемых  па территории РФ.

Из сказанного выше следует, что налогообложение добавленной  стоимости является достаточно сложным  процессом. Нововведения, принятые Главой 21 Налогового кодекса РФ по сравнению  с ранее действующим Законом  не предусматривают радикальных  изменений по НДС.

 

2.2. Особенности применения  акцизов

Важным видом косвенных  налогов стали акцизы, раньше в  нашей стране почти не применявшиеся. Их роль, только в значительно большем  объеме, выполнял налог с оборота. Во всех странах мира на особо высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы  для изъятия в доход бюджета  некоторой части получаемой производителями  таких товаров сверхприбыли.

Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные  товары предприятия и организации. С 1997 г. плательщиками акцизов могут  быть не только юридические, но и физические лица. Гл. 22 ПК РФ распространена на организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, признаваемых налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Введение акцизов совпало, как и вся налоговая реформа, с либерализацией цен. В связи с этим акцизы устанавливаются не в сумме на единицу изделия, как в большинстве стран, а методом процентных надбавок к розничной цене товаров. Подакцизными являются алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения из золота, платины, серебра, нефть, газ и некоторые виды минерального сырья. В общем достаточно обычный для мировой практики набор товаров, чья розничная цена в силу потребительских свойств существенно превышает себестоимость. В 1993- 1995 гг. в ряду подакцизных товаров происходили заметные изменения. Были отменены акцизы на продовольственные товары, на которые они были установлены. Естественно, это не относится к алкогольным напиткам. В сочетании с налогом на добавленную стоимость акцизы на такие продукты, как шоколад, икра, ценные породы рыб и некоторые другие морепродукты, способствовали резкому росту розничных цен на них. Для компенсации выпадающих доходов вводились акцизы на некоторые другие товары,

Информация о работе Косвенные налоги и перспективы их развития