Косвенные налоги и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования и развития косвенных налогов в РФ.
В соответствии с выше поставленной целью выделяются следующие
задачи:
-рассмотрен, теоретические аспекты функционирования косвенных налогов;
-изучить структуру косвенных налогов;
-определить тенденции развития косвенного налогообложения в РФ;
-сделать соответствующие выводы.
В ходе написания данной работы нормативной базой послужили: нормативные и правовые акты, материалы отечественных экономистов, периодическая печать.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 57.04 Кб (Скачать файл)

например, на малотоннажные  грузовые автомобили. С 1996 г. направление  налоговой поли гики ведет к общему сокращению видов подакцизных товаров. Отменены акцизы на изделия из хрусталя, меховую и кожаную одежду, грузовики.

Объектом налогообложения  служат обороты по реализации подакцизных  товаров собственного производства. Для определения облагаемого  оборота берется стоимость реализуемых  изделий, исчисленная исходя из цен  реализации без учета налога на добавленную  стоимость. Акцизами не облагаются товары, идущие на экспорт (кроме экспорта в  страны СНГ), поскольку с их помощью  изымается избыточный доход, полученный в экономической зоне России (для  изъятия сверхдоходов, получаемых от реализации товаров, работ и услуг  на экспорт, используется механизм таможенных пошлин). При этом дата совершения оборота  устанавливается исходя из методики определения выручки от реализации товаров, принятой на каждом конкретном предприятии (либо по отгрузке, либо по оплате). Если организация реализует  на экспорт товары, приобретенные  ею с акцизами, то суммы акцизов  возвращаются налоговыми органами. Возврат  производится при предъявлении грузовой таможенной декларации со штампом таможни  «выпуск разрешен», подтверждающим пересечение товаром границы, а  также расчетных документов на покупку  товара и справки предприятия - изготовителя подакцизного товара о дате уплаты акциза.

В зависимости от объема облагаемого оборота акцизы уплачиваются в бюджет исходя из фактического оборота, либо ежедневно (на третий день по совершению оборота), либо ежедекадно.

Для последующего контроля налогоплательщики представляют налоговым  органам по месту своего нахождения расчеты по акцизам по форме и  в сроки, установленные действующим  законодательством.

Перечень подакцизных  товаров и ставки акцизов на них  устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования  экономики, обращаться с которым  следует очень осторожно и  умело, по возможности прогнозируя  последствия производимых изменений. Так, всем понятно, к чему привело  в середине 90-х г. увеличение акциза на алкогольную продукцию. Акциз  был увеличен, казалось бы, совсем незначительно, всего на 5%: с 85 до 90%. Однако последствия  оказались весьма серьезными, причем и финансовые, и общеэкономические, и социальные. Рост акцизов вызвал мгновенное увеличение цен на отечественную  алкогольную продукцию. Далее спрос  на нее упал, сначала магазины, а  затем и предприятия стали  затовариваться, на большинстве из них производство остановилось. Борцы  с алкоголизмом, сохранившиеся еще  с кампании 80-х гг., могли бы порадоваться, но образовавшаяся «ниша» была немедленно заполнена. В коммерческие киоски крупных  городов хлынул поток дешевых, по недоброкачественных спиртных напитков из-за рубежа, заполнивших рынок. Итог повышения акцизов — произошло заметное снижение налоговых доходов вместо ожидавшегося повышения. Сказалось падение прибыли на ликероводочных заводах, у них усугубилось финансовое положение. Потребители получили низкосортную продукцию. Деньги стали уходить за рубеж, на ее покупку. Нужно сказать, что правительство сориентировалось в обстановке очень оперативно, понизив акциз до прежнего уровня.

Наряду с налогом на прибыль акцизы служат регулирующими  источниками, поддерживая региональные и местные бюджеты [14, с.21-22].

 

2.3. Сущность и виды  таможенных пошлин

Отечественная тарифная система  применяет все три вида таможенных пошлин: адвалорные, специфические, комбинированные. При этом доля адвалорных ставок имеет  тенденцию к снижению. Сейчас весомая  часть импорта из стран дальнего зарубежья облагается специфическими и комбинированными ставками импортного тарифа. Упомянутые виды ввозных пошлин характеризуются наиболее высокими уровнями ставок импортного тарифа. Достаточно сказать, что специфическими и комбинированными пошлинами в настоящее время  охватывается до 15% всей товарной номенклатуры импорта из дальнего зарубежья. И  это при том, что согласно экспертной оценке на них приходится более четверти всех поступлений в части таможенного  налогообложения импорта. Их взимание с 1999 года производится в привязке к  евро. Но номинальный и реальный курс евро по отношению к рублю  снижается гораздо более высокими темпами, если сравнивать с аналогичным  курсом доллара. Однако будущие тенденции  непредсказуемы, и поэтому с фискальной точки зрения целесообразнее жесткую  привязку специфических и комбинированных  пошлин к евро заменить на двухвалютную. Перевод ставок пошлин с евро на доллары или наоборот было бы целесообразно осуществлять с 1 января очередного бюджетного года, если в текущем году валюта, используемая для исчисления специфической части пошлин, "подешевела" относительно другой сверх установленного Правительством РФ порога. Это сможет защитить бюджет от потерь при колебаниях валютных курсов в будущем.

Для оперативного регулирования  ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины, срок действия которых не превышает  шести месяцев в году.

Сезонные пошлины появились  в российском таможенном законодательстве еще в 1991 году и применяются, как  правило, в отношении сельскохозяйственных продуктов и ряда других товаров. Они связаны с сезонными ценами на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющимися по временам года. В период действия сезонных пошлин ставки обычных таможенных пошлин по данным товарным позициям не применяются.

В целях защиты экономических  интересов Российской Федерации  к ввозимым товарам могут временно применяться сверх базовых ставок особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые  и компенсационные.

Закон РФ от 21.05.93 N 5003-1"0 таможенном тарифе" определяет эти пошлины  как установленные на определенный срок и применяемые к ввозимым на российскую таможенную территорию товарам в целях защиты экономических  интересов Российской Федерации. Помимо данного закона законодательным  основанием взимания особых видов пошлин являются Федеральные законы от 13.10.95 N 157-ФЗ "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 157-ФЗ) и от 14.04.98 N 63-Ф3 "О  мерах по защите экономических интересов  Российской Федерации при осуществлении  внешней торговли товарами" (далее - Закон N 63-Ф3).

Специальные пошлины применяются:

  • в качестве защитной меры, если товары ввозятся в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанесением ущерба отечественным производителям;

как ответная мера на дискриминационные  и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов. Срок действия специальной пошлины может быть продлен Правительством РФ по результатам повторного расследования.

Пунктом 3 ст.6 Закона N 63-Ф3 установлено, что максимальный общий срок действия специальной пошлины не должен превышать  восьми лет.

Антидемпинговые пошлины  применяются в случаях ввоза  на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более  низкой, чем их нормальная стоимость  в стране вывоза в момент этого  ввоза, что наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным  производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в  Российской Федерации.

Применение антидемпинговых  пошлин обусловлено тремя обстоятельствами:

  • фактом ввоза товаров на российскую таможенную территорию по цене более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся на момент ввоза товаров в стране экспорта;
  • наличием материального ущерба или угрозы его нанесения;
  • причинно-следственной связью между ввозом таких товаров, с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствием организации или расширению производства таких товаров в Российской Федерации - с другой. Одно из ключевых понятий в антидемпинговом законодательстве - нормальная стоимость товара. В статье 2 Закона N 6Э-ФЗ она определяется как цена аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в государстве производителя или экспортера (союзе иностранных государств) при обычном ходе торговли таким товаром, то есть при купле-продаже товара на внутреннем рынке государства - производителя или экспортера по цене, складывающейся из его средневзвешенной себестоимости и средней нормы прибыли.

Срок действия специальной  пошлины не должен превышать срок, необходимый для устранения существенного  ущерба отрасли российской экономики  или для предотвращения угрозы его  причинения и адаптации данной отрасли  к условиям конкуренции. При этом он не может быть более четырех  лет.

Особенности процедуры антидемпингового расследования в Российской Федерации  установлены в ст. 18 Закона N 157-ФЗ, в ст. 19 Закона N 6Э-ФЗ, а также в  Положении о проведении расследования, предшествующего введению специальных  защитных мер, антидемпинговых мер  или компенсационных мер, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11.03.99 N 274.

Срок действия антидемпинговой  пошлины не должен превышать пяти лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой  пошлины в результате повторного антидемпингового расследования. Это  установлено п.8 ст. 11 Закона N 6Э-ФЗ. Согласно п.5 ст. 11 данного закона ставка антидемпинговой  пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи.

Если будет установлено, что существенный ущерб отрасли  российской экономики не причинен или  демпинговая маржа не превышает 2%, либо объем демпингового импорта  товара из соответствующего государства не превышает 3% объема импорта данного товара, антидемпинговая пошлина не вводится.

Компенсационные пошлины  применяются при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых  прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит  или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров в Российской Федерации.

Подробно правовые основы применения компенсационных мер  изложены в Законе N 63-Ф3, в ст.2 которого, в частности, содержится подробное  определение субсидии.

Субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) - это финансовая поддержка, несущая  в себе преимущества посредством:

- прямого перевода денежных  средств;

  • полного или частичного освобождения от налогов либо возврата налогов при экспорте товаров в размерах, не превышающих суммы уплаченных сборов или налогов;
  • аннулирования долга или предоставления кредита в целях оказания помощи в оплате такого долга;
  • льготного или безвозмездного предоставления энергии, материалов, компонентов, полуфабрикатов, услуг, за исключением товаров и услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, то есть инфраструктуры, не связанной только с конкретным производителем и (или) экспортером;
  • льготного приобретения товаров;
  • договора с частной организацией об осуществлении одной или нескольких перечисленных выше мер поддержки, а также любой поддержки цен или доходов, если таковая ведет к получению дополнительных доходов.

Однако не каждая субсидия является основанием для применения компенсационных мер, а лишь отвечающая одновременно ряду требований, установленных  в п.2 ст. 12 Закона 63-Ф3. Для этого  она должна быть специфической субсидией  и ее размер должен превышать 5% стоимости  товара. Кроме того, такая субсидия направляется на возмещение расходов производителя или экспортера на основную деятельность и выдается многократно.

Под специфической субсидией  понимается субсидия, доступ к которой  ограничен и которая предоставляется  конкретному производителю и (или) экспортеру, конкретному союзу производителей или конкретной отрасли экономики  либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта  товара.

Применение компенсационной  пошлины продолжается до тех пор, пока действует соответствующая  субсидия. Однако срок действия компенсационной  пошлины не должен превышать пяти лет со дня ее

введения или последнего пересмотра ставки пошлины в результате повторного расследования.

Законодательство допускает  возможность прекращения взимания компенсационной пошлины, если иностранный  производитель (экспортер) примет на себя обязательство о повышении экспортной цены товара в размере субсидии.

Ставка компенсационной  пошлины не должна превышать размер установленной иностранным государством субсидии в расчете на единицу  соответствующего товара при импорте  его в РФ, что установлено п.З ст.14 Закона N 63-Ф3.

В исключительных случаях  законодательство допускает введение временных особых пошлин (на срок до четырех-шести месяцев), если информация, полученная до окончания расследования, свидетельствует о наличии чрезмерного, субсидируемого или демпингового импорта товара и существенном ущербе отрасли российской экономики.

Временная особая пошлина  вносится плательщиком на депозит ГТК  России. Она не подлежит перечислению в доход федерального бюджета  до принятия Правительством РФ окончательного решения о введении особой пошлины. Если особая пошлина не будет введена, платеж, вносимый в счет временной  пошлины, подлежит возврату.

Правительство РФ вправе не применять специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, если их введение может причинить существенный ущерб  развитию отрасли российской экономики, экономики Российской Федерации  в целом или интересам значительной части потребителей товаров, либо по иным существенным причинам государственного значения (ст.23 Закона N 63-Ф3).

Таким образом, ключевым моментом в принятии решения о введении особых пошлин является нанесение существенного  ущерба развитию отраслей российской экономики. Под таким ущербом  понимается подтвержденное доказательствами их значительное общее ухудшение. В числе причин ухудшения могут быть следующие: возросший ввоз на таможенную территорию Российской Федерации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара либо демпингового импорта такого товара, либо импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств). Этот ущерб выражается, в частности, в сокращении объема производства такого товара, сокращении его реализации на внутреннем рынке Российской Федерации, снижении рентабельности его производства, замедлении развития отрасли российской экономики, негативном влиянии на товарные запасы, цены, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и др.

Информация о работе Косвенные налоги и перспективы их развития