Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования и развития косвенных налогов в РФ.
В соответствии с выше поставленной целью выделяются следующие
задачи:
-рассмотрен, теоретические аспекты функционирования косвенных налогов;
-изучить структуру косвенных налогов;
-определить тенденции развития косвенного налогообложения в РФ;
-сделать соответствующие выводы.
В ходе написания данной работы нормативной базой послужили: нормативные и правовые акты, материалы отечественных экономистов, периодическая печать.
например, на малотоннажные грузовые автомобили. С 1996 г. направление налоговой поли гики ведет к общему сокращению видов подакцизных товаров. Отменены акцизы на изделия из хрусталя, меховую и кожаную одежду, грузовики.
Объектом налогообложения
служат обороты по реализации подакцизных
товаров собственного производства.
Для определения облагаемого
оборота берется стоимость
В зависимости от объема облагаемого оборота акцизы уплачиваются в бюджет исходя из фактического оборота, либо ежедневно (на третий день по совершению оборота), либо ежедекадно.
Для последующего контроля налогоплательщики представляют налоговым органам по месту своего нахождения расчеты по акцизам по форме и в сроки, установленные действующим законодательством.
Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов на них устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования экономики, обращаться с которым следует очень осторожно и умело, по возможности прогнозируя последствия производимых изменений. Так, всем понятно, к чему привело в середине 90-х г. увеличение акциза на алкогольную продукцию. Акциз был увеличен, казалось бы, совсем незначительно, всего на 5%: с 85 до 90%. Однако последствия оказались весьма серьезными, причем и финансовые, и общеэкономические, и социальные. Рост акцизов вызвал мгновенное увеличение цен на отечественную алкогольную продукцию. Далее спрос на нее упал, сначала магазины, а затем и предприятия стали затовариваться, на большинстве из них производство остановилось. Борцы с алкоголизмом, сохранившиеся еще с кампании 80-х гг., могли бы порадоваться, но образовавшаяся «ниша» была немедленно заполнена. В коммерческие киоски крупных городов хлынул поток дешевых, по недоброкачественных спиртных напитков из-за рубежа, заполнивших рынок. Итог повышения акцизов — произошло заметное снижение налоговых доходов вместо ожидавшегося повышения. Сказалось падение прибыли на ликероводочных заводах, у них усугубилось финансовое положение. Потребители получили низкосортную продукцию. Деньги стали уходить за рубеж, на ее покупку. Нужно сказать, что правительство сориентировалось в обстановке очень оперативно, понизив акциз до прежнего уровня.
Наряду с налогом на прибыль акцизы служат регулирующими источниками, поддерживая региональные и местные бюджеты [14, с.21-22].
2.3. Сущность и виды таможенных пошлин
Отечественная тарифная система
применяет все три вида таможенных
пошлин: адвалорные, специфические, комбинированные.
При этом доля адвалорных ставок имеет
тенденцию к снижению. Сейчас весомая
часть импорта из стран дальнего
зарубежья облагается специфическими
и комбинированными ставками импортного
тарифа. Упомянутые виды ввозных пошлин
характеризуются наиболее высокими
уровнями ставок импортного тарифа. Достаточно
сказать, что специфическими и комбинированными
пошлинами в настоящее время
охватывается до 15% всей товарной номенклатуры
импорта из дальнего зарубежья. И
это при том, что согласно экспертной
оценке на них приходится более четверти
всех поступлений в части
Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины, срок действия которых не превышает шести месяцев в году.
Сезонные пошлины появились
в российском таможенном законодательстве
еще в 1991 году и применяются, как
правило, в отношении
В целях защиты экономических
интересов Российской Федерации
к ввозимым товарам могут временно
применяться сверх базовых
Закон РФ от 21.05.93 N 5003-1"0 таможенном
тарифе" определяет эти пошлины
как установленные на определенный
срок и применяемые к ввозимым
на российскую таможенную территорию
товарам в целях защиты экономических
интересов Российской Федерации. Помимо
данного закона законодательным
основанием взимания особых видов пошлин
являются Федеральные законы от 13.10.95
N 157-ФЗ "О государственном
Специальные пошлины применяются:
как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов. Срок действия специальной пошлины может быть продлен Правительством РФ по результатам повторного расследования.
Пунктом 3 ст.6 Закона N 63-Ф3 установлено, что максимальный общий срок действия специальной пошлины не должен превышать восьми лет.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, что наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.
Применение антидемпинговых
пошлин обусловлено тремя
Срок действия специальной пошлины не должен превышать срок, необходимый для устранения существенного ущерба отрасли российской экономики или для предотвращения угрозы его причинения и адаптации данной отрасли к условиям конкуренции. При этом он не может быть более четырех лет.
Особенности процедуры антидемпингового расследования в Российской Федерации установлены в ст. 18 Закона N 157-ФЗ, в ст. 19 Закона N 6Э-ФЗ, а также в Положении о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11.03.99 N 274.
Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пяти лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования. Это установлено п.8 ст. 11 Закона N 6Э-ФЗ. Согласно п.5 ст. 11 данного закона ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи.
Если будет установлено, что существенный ущерб отрасли российской экономики не причинен или демпинговая маржа не превышает 2%, либо объем демпингового импорта товара из соответствующего государства не превышает 3% объема импорта данного товара, антидемпинговая пошлина не вводится.
Компенсационные пошлины
применяются при ввозе на таможенную
территорию Российской Федерации товаров,
при производстве или вывозе которых
прямо или косвенно использовались
субсидии, если такой ввоз наносит
или угрожает нанести материальный
ущерб отечественным
Подробно правовые основы применения компенсационных мер изложены в Законе N 63-Ф3, в ст.2 которого, в частности, содержится подробное определение субсидии.
Субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) - это финансовая поддержка, несущая в себе преимущества посредством:
- прямого перевода денежных средств;
Однако не каждая субсидия является основанием для применения компенсационных мер, а лишь отвечающая одновременно ряду требований, установленных в п.2 ст. 12 Закона 63-Ф3. Для этого она должна быть специфической субсидией и ее размер должен превышать 5% стоимости товара. Кроме того, такая субсидия направляется на возмещение расходов производителя или экспортера на основную деятельность и выдается многократно.
Под специфической субсидией
понимается субсидия, доступ к которой
ограничен и которая
Применение компенсационной пошлины продолжается до тех пор, пока действует соответствующая субсидия. Однако срок действия компенсационной пошлины не должен превышать пяти лет со дня ее
введения или последнего пересмотра ставки пошлины в результате повторного расследования.
Законодательство допускает
возможность прекращения
Ставка компенсационной
пошлины не должна превышать размер
установленной иностранным
В исключительных случаях законодательство допускает введение временных особых пошлин (на срок до четырех-шести месяцев), если информация, полученная до окончания расследования, свидетельствует о наличии чрезмерного, субсидируемого или демпингового импорта товара и существенном ущербе отрасли российской экономики.
Временная особая пошлина вносится плательщиком на депозит ГТК России. Она не подлежит перечислению в доход федерального бюджета до принятия Правительством РФ окончательного решения о введении особой пошлины. Если особая пошлина не будет введена, платеж, вносимый в счет временной пошлины, подлежит возврату.
Правительство РФ вправе не
применять специальные, антидемпинговые,
компенсационные пошлины, если их введение
может причинить существенный ущерб
развитию отрасли российской экономики,
экономики Российской Федерации
в целом или интересам
Таким образом, ключевым моментом в принятии решения о введении особых пошлин является нанесение существенного ущерба развитию отраслей российской экономики. Под таким ущербом понимается подтвержденное доказательствами их значительное общее ухудшение. В числе причин ухудшения могут быть следующие: возросший ввоз на таможенную территорию Российской Федерации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара либо демпингового импорта такого товара, либо импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств). Этот ущерб выражается, в частности, в сокращении объема производства такого товара, сокращении его реализации на внутреннем рынке Российской Федерации, снижении рентабельности его производства, замедлении развития отрасли российской экономики, негативном влиянии на товарные запасы, цены, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и др.
Информация о работе Косвенные налоги и перспективы их развития