Косвенные налоги и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования и развития косвенных налогов в РФ.
В соответствии с выше поставленной целью выделяются следующие
задачи:
-рассмотрен, теоретические аспекты функционирования косвенных налогов;
-изучить структуру косвенных налогов;
-определить тенденции развития косвенного налогообложения в РФ;
-сделать соответствующие выводы.
В ходе написания данной работы нормативной базой послужили: нормативные и правовые акты, материалы отечественных экономистов, периодическая печать.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 57.04 Кб (Скачать файл)

Особые пошлины могут  быть введены, если установлена угроза причинения существенного ущерба отрасли  российской экономики. Об этом говорится  в п.1 ст.4 Закона N 6Э-ФЗ.

При определении такой  угрозы должны учитываться следующие  факторы:

динамика роста импорта, свидетельствующая о реальной возможности  его дальнейшего значительного  роста в будущем;

  • наличие или очевидная неотвратимость увеличения в будущем экспортных возможностей иностранного экспортера, свидетельствующие о возможности увеличения импорта в Российскую Федерацию;
  • уровень цен импорта, оказывающий подавляющий эффект или сдерживающее влияние на цены российских производителей, который может привести к дальнейшему росту спроса на товары импорта;
  • негативное влияние товара, являющегося объектом расследования.

Заявление о применении особых видов пошлин принимается к

рассмотрению:

  • в случае специальных пошлин - если на долю российских производителей, поддерживающих такое заявление, приходится не менее 50% общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации;
  • - в случае антидемпинговых и компенсационных пошлин - если на долю российских производителей, поддерживающих такое заявление, приходится не менее 25% общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара.
  • В отдельных случаях для принятия заявления о применении особых пошлин требуется заключение Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о последствиях влияния специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации.
  • Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Определение объекта налогообложения в ТК РФ обусловлено особенностями взимания таможенных пошлин, налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу. При этом положения ст.38 НК РФ, касающиеся объекта налогообложения, не применяются.
  • Таможенная стоимость определяется в зависимости от избранного метода определения таможенной стоимости. В случае обложения товаров таможенными пошлинами по специфическим ставкам (в установленном размере за единицу облагаемых товаров) либо комбинированным ставкам (в процентах к таможенной стоимости товаров и в установленном размере за единицу товаров) при определении налоговой базы учитывается количество товаров.

 

2.4. Перспективы развития  косвенных налогов в РФ

В первом налоговом периоде 2008 года наступит завершающий этап по вычету НДС для налогоплательщиков, которые до 2006 года применяли учетную  политику "по оплате". Они смогут принять к вычету неоплаченные суммы  налога по товарам (работам, услугам, имущественным  правам), предъявленные им поставщиками до 01.01.2006. Исключением из данного  правила, скорее всего, будут организации, осуществляющие СМР для собственного потребления.

В перспективе для организаций, у которых сумма выручки за месяц - более 2 миллионов рублей, изменится  налоговый период. Если сейчас он составляет 1 месяц, то с 2008 года для всех налогоплательщиков и налоговых агентов он будет  равен кварталу. Это самое значительное изменение, касающееся НДС. Но есть и  другие.

В частности, сокращен перечень документов, которые необходимы для  освобождения от уплаты НДС. Освобождение от обязанности платить налог  на добавленную стоимость могут  получить те фирмы и предприниматели, у которых выручка от реализации за 3 предшествующих календарных месяца не превысила 2 миллионов рублей, это  новшество коснется лишь организаций  и предпринимателей, перешедших с  УСН или ЕСХН на общий режим  налогообложения. С 2008 года они должны будут представить в налоговую  инспекцию всего один документ - выписку из Книги учета доходов  и расходов. Таковы требования пункта 6 статьи 145 Налогового кодекса.

Изменены некоторые положения  статьи 149 Налогового кодекса. Она содержит перечень операций, которые не облагаются НДС. С 2008 года этот список расширяется. Не нужно будет платить налог  при реализации или передаче в  пользование на территории России прав на некоторые объекты интеллектуальной собственности. А именно: при реализации прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).

Кроме того, от НДС будут  освобождены следующие операции: выполнение научио-исследовательских и опытно-конструкторских работ при условии, что в состав таких работ входит разработка конструкции инженерного объекта; разработка новых технологий либо создание опытных образцов для собственных нужд; уступка или приобретение прав или требований по договорам займа или кредитным договорам.

В то же время станет облагаться НДС реализация черных металлов.

Наиболее вероятным направлением реформы возможна замена НДС на НСП, что, по сути, означает переход на американо-австралийскую  налоговую модель налогообложения. Однако против этого варианта выступают  Минфин и Центробанк. По мнению экспертов, замена этих двух налогов ударит прежде всего по отечественным производителям, которые сейчас имеют право на возврат НДС. При замене этого платежа на налог1 с продаж издержки таких компаний возрастут, а значит, снизится их конкурентоспособность на рынке.

Кроме того, замена НДС на налог с продаж ничего не решит, поскольку  и этот налог косвенный, его платит конечный потребитель продукции

Больше всего от снижения НДС выиграют такие области, как  нефтяная, электроэнергетика, пищевая  промышленность и машиностроение. Однако, по данным Центра развития, значимость снижения НДС для отраслей внутреннего спроса - строительства, транспорта, связи и торговли - существенно выше, чем для нефтяной и других экспортно-ориентированных отраслей. В случае снижения НДС до 13 процентов выигрыш от фискальной новации превысит 21 процент прибыли основного производства этих отраслей, тогда как для высокодоходного нефтяного комплекса этот показатель не превысит 7,5 процента.

Пострадают же те компании, которые сейчас в некоторых случаях  платят налог по ставке 0 процентов: это банковские страховые организации  и негосударственные пенсионные фонды.

Новшество в области взимания акцизов всего одно, зато коснется оно всех без исключения плательщиков акцизов. С 1 января 2008 года увеличатся налоговые ставки. Статьей 193 Налогового кодекса они утверждены сразу  на 3 года: 2008, 2009 и 2010. Например, за 1 литр пива крепостью 0,5-8,6 градусов производитель  заплатит в 2008 году 2,74 рубля (+ 32%), в 2009 году - 2,92 рубля (+ 6,6%), в 2010 году - 3,09 рубля (+ 5,8%).

Со следующего года снижаются  ставки акцизов лишь на алкогольную  продукцию крепостью до 9 градусов включительно (за исключением натуральных  вин, шампанских, игристых, шипучих, газированных напитков крепостью не более 6 градусов, произведенных без добавления этилового  спирта). Если сейчас они облагаются акцизами по ставке 162 рубля за литр, то в 2008 году с каждого литра нужно  будет платить 110 рублей.

Ставки акцизов по горюче-смазочным  материалам до 2010 года останутся неизменными. А значит, резкого и существенного  подорожания бензина, дизельного топлива  и моторных масел не предвидится. Законодатели также не дают повода для расстройства любителям и  производителям сигар и табака (трубочного, курительного, жевательного, сосательного, нюхательного, кальянного). В течение 3 ближайших лет ставки акцизов  по ним не изменятся. А вот курильщикам  и производителям сигарет и папирос придется раскошеливаться. В среднем процентов на 20-30 каждый год.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отход от принципов административного  управления экономикой и вступление на рыночный путь развития выдвигают  на первый план проблему налогового регулирования  экономических процессов. В этих условиях законодательным органам  необходимо проводить гибкую налоговую  политику, позволяющую оптимально сочетать интересы государственной казны  с интересами отдельных предприятий, а также с интересами граждан- налогоплательщиков.

Система косвенных налогов  должна базироваться на оптимальном  сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в количестве получаемых доходов. Такая  социальная функция косвенных налогов  имеет большое значение для обеспечения  социального равновесия в обществе.

Налоговая система должна соответствовать элементарным требованиям  теории налогообложения. В России же базой налога на добавленную стоимость  является не только прибыль и заработная плача (реальные элементы вновь созданной  стоимости), но и амортизационные  отчисления. Кроме того, в базу этого  налога включаются акциз, а также  таможенные пошлины, которые никакого отношения к добавленной стоимости  не имеют. Необоснованно и то, что  одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж - акциз. Вследствие этого налог на добавленную стоимость  теряет свое действительное содержание и практически превращается в  налог с продаж (своеобразный многократный налог с оборота), выступающий  в условиях монопольного рынка в  качестве элемента цены на товар и  косвенного налога, значительно увеличивающего цену. В условиях динамичных инфляционных процессов и огромной ставки НДС, этот налог счал сегодня одним из решающих факторов сдерживания развития производства в связи с нарушением расчетов в народном хозяйстве.

Ведь он увеличивает почти  на четверть и так-то растущие цены. Безусловно, этот налог, являясь рыночным по своему характеру, перспективен. Поэтому  с раздающимися порой предложениями  о его ликвидации согласиться, нельзя. Нужно отрабатывать его механизм, имея в виду существенное снижение ставки. Здесь проблема упирается  в ограниченные возможности бюджета. Они, однако, могут быть в значительной степени расширены повышением сумм НДС в связи с ростом цен и отработкой механизма взимания этого налога, увеличением объемов производства, работ и услуг, на что, собственно, и нацелено снижение ставок. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Арутюнова О.Л. Налоговая реформа - 2003 // Российский налоговый курьер, 2003 г. №1-2, с.6-10
  • Брызгалин В.В. О применении ставки 0% при обложении НДС экспортных операций // Налоговый вестник, 2003 г. №2, с. 179-182
  • Волков И.А. Налог на добавленную стоимость в Европейском сообществе и в России // Внешнеэкономический бюллетень, 2003 г. №4, с.31- 38
  • Гугина О.Д. Экспортный НДС - между кодексом и бюджетом // Юридический мир, 2003 г. №9, с.9-17
  • Динес И.Ю. Налоговая реформа: проблемы остаются // Финансы, 2003 г. №1, с. 32-33
  • Евстигнеева Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. - М.: ИНФРА-М, 2004
  • Игнатов А.В. Экономике высоких технологий высокотехнологичные налоги // Финансовый бизнес, 2004 г. №2, с. 14-22
  • Карпова В.В., Лукина Н.В. Все налоги России: документы, комментарии, разъяснения.- М. «Юрайт», 2004
  • Логинов Е.Л. Проблемы противодействия махинациям с экспортным НДС: за рубежом и в российской экономике // Все для бухгалтера, 2003 г. №18, с.25-28
  • Лозовая А.Н. Об уплате НДС при ввозе товаров // Налоговый вестник, 2004 г. №7, с.28-35
  • Лозовая А.Н. Обложение НДС внешнеэкономической деятельности // Налоговый вестник, 2004 г. №5, с. 19-23
  • Лосицкий О.А. Порядок включения сумм НДС в расходы // Российский налоговый курьер, 2003 г. №4, с.39-42
  • Мельников А.Ю. Комментарий к налоговому кодексу Российской Федерации, части второй.- М.: ЗАО Редакция журнала «Главбух», 2002
  • Минаев Б.А. Об увязке налогового законодательства по НДС и акцизам // Налоговый вестник, 2004 г. №7, с.20-24
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117,118-ФЗ (по состоянию на 01.01.04).
  • Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: МЦФЭР, 2005
  • Письмо МНС России от 07.12.2003 №006-03/131 «Об особенностях исчисления и уплаты НДС в переходный период в связи с введением налоговой ставки 18 процентов».
  • Синелышков-Мурылев С., Серова Е., Баткибеков С. Некоторые аспекты проблемы совершенствования налогового законодательства России // Общество и экономика, 2003 г. №7-8, c.l 17-144
  • Федеральный закон от 29.05.2002 №57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Черни к Д.Г. Налоги. - М.: Финансы и статистика, 2005
  • Юткипа Т.Ф. Налоги и налогообложение - М.: ИНФРА - М, 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Косвенные налоги и перспективы их развития