Косвенные налоги в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Становление и развитие правовых основ косвенного налогообложения
1.1 Сущность и значение косвенных налогов
1.2 Эволюция косвенного налогообложения в России
1.3 Зарубежный опыт косвенного налогообложения
2. Методические аспекты косвенного налогообложения
2.1 Состав и общая характеристика косвенных налогов Российской Федерации за 2007-2009 года
2.2 Порядок исчисления НДС в Российской Федерации
2.3 Особенности исчисления акцизов в Российской Федерации
3. Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней за 2007-2009 года
3.1 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2007-2009 года
3.2 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в региональный бюджет Курской области за 2007-2009 года
3.3 Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовик с инета.docx

— 102.30 Кб (Скачать файл)

Косвенное налогообложение  в Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Юго-Западный государственный университет»

Кафедра налогообложения  и антикризисного управления

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине Федеральные налоги и сборы с организаций

(наименование учебной дисциплины)

На тему «Косвенное налогообложение  в Российской Федерации»

 

Автор работы

А.А. Самохвалова

 

Курск 2010

Содержание

 

Введение

1. Становление и развитие правовых  основ косвенного налогообложения

1.1 Сущность и значение косвенных  налогов

1.2 Эволюция косвенного налогообложения  в России

1.3 Зарубежный опыт косвенного  налогообложения

2. Методические аспекты косвенного  налогообложения

2.1 Состав и общая характеристика  косвенных налогов Российской  Федерации за 2007-2009 года

2.2 Порядок исчисления НДС в  Российской Федерации

2.3 Особенности исчисления акцизов  в Российской Федерации

3. Роль косвенных налогов в  формировании доходов бюджетов  различных уровней за 2007-2009 года

3.1 Анализ структуры и динамики  поступления косвенных налогов  в федеральный бюджет Российской  Федерации за 2007-2009 года

3.2 Анализ структуры и динамики  поступления косвенных налогов  в региональный бюджет Курской  области за 2007-2009 года

3.3 Перспективы развития косвенного  налогообложения в Российской  Федерации

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

 

Введение

 

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Безусловно, налогообложение в  любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно  является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной  политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения  находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и  политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской  деятельности.

В условиях становления и реформирования налоговой системы России закономерно  возрастает роль косвенных налогов  как действенного инструмента бюджетно-регулирующего  воздействия государства на развитие экономики.

Опыт российской налоговой системы  демонстрирует необходимость использования  косвенных налогов, как в фискальных целях, так и в регулирующих. Так  доля поступлений косвенных налогов  в общей сумме доходных средств  составляет более 40%. Однако мировой  опыт требует осторожности и постепенности  при введении косвенных налогов, что определяется возможными негативными  социальными последствиями. Поэтому  требуется детальное изучение экономического значения и особенностей практического  использования косвенных налогов.

Теоретическая актуальность и практическая значимость косвенного налогообложения  предопределили цель и задачи данного  исследования.

Целью курсовой работы является комплексное  исследование косвенных налогов  в РФ и перспектив их развития в  условиях рыночной экономики Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;

исследовать исторический аспект развития косвенных налогов и опыт зарубежных стран в области косвенного налогообложения;

изучить характеристики основных косвенных  налогов;

раскрыть роль косвенных налогов  в формировании бюджетов РФ.

 

1. Становление и развитие  правовых основ косвенного налогообложения

 

1.1Сущность и значение  косвенных налогов

 

В условиях перехода на рыночные механизмы  основными доходами бюджетной системы  в Российской Федерации, как и  в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги и сборы.

Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной  системы. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных  образований, и поступающий им в  заранее установленных законом  размерах и в определенные сроки.

Систему налогов, поступающих в  бюджеты разных уровней, можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых  ставок, по использованию и т.д. Исходя из объектов обложения, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика. Группу прямых налогов образуют налог  на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество  и другие.

Косвенные налоги – взимаются в  виде надбавки к цене товара, с оборота  реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, налог  на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

При косвенном налогообложении  субъектом денежных отношений становится продавец товара или услуги, выступающий  посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку  косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны  и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Преимущества косвенных налогов  связаны в первую очередь с  их ролью в формировании доходов  бюджета.

Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась  реализация - проводится перечисление налога в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.

Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления  и услуги, то достаточно высокой  есть вероятность их полного или  почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров  и услуг невозможно, так как  без этого невозможна сама жизнь.

В-третьих, потребление более-менее  равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают  напряжение в межрегиональном распределении  доходов. Так как нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных  налогов возникают трудности  в сбалансировании местных бюджетов.

В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности  и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для  развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения.

В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании  государство может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога на тот или иной продукт  и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение  размеров его потребления. Такое  регулирование должно быть гласным  и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают  с интересами общества.

С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано  с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в  разных базах налогообложения: прибыли  или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления  – при косвенном. Известно, что  экономическое развитие всех без  исключения стран имеет циклический  характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения  экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и  уменьшение базы налогообложения, что  приводит при неизменных ставках  к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов  является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем  база косвенных.

С точки зрения влияния на экономическое  развитие косвенные налоги традиционно  связывают с их влиянием на цены.

Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние  на общий уровень цен, чем больший  объем производимых в стране товаров  они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют  о том, что введение косвенных  налогов или увеличение их ставок может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов. Поэтому, как свидетельствует зарубежный опыт, их пытаются вводить только в  период экономической стабильности.

При некоторых условиях косвенные  налоги, в отличие от прямых, благоприятнее  влияют на процессы накопления, так  как они в меньшей степени  затрагивают прибыль предприятий, которая является одним из основных источников накопления, а также потому, что с их помощью государство  может изменять соотношение между  потреблением и накоплением, если израсходует  средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели.

1.2 Эволюция косвенного  налогообложения в России

 

Вопросы косвенного налогообложения  обсуждались еще несколько веков  тому назад. Английские экономисты в XVIII в. писали о нецелесообразности косвенного налогообложения и переходе на прямое налогообложение.

Чтобы ответить на вопрос о целесообразности взимания косвенных налогов, необходимо рассмотреть эволюцию косвенного налогообложения, не удаляясь в глубь веков.

После первой мировой войны определенный этап в налаживании финансовой системы  нашей страны наступил в период новой  экономической политики (НЭП), когда  были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. В  это время началось быстрое оживление  финансово-налоговой деятельности Советской власти. Хозяйственная разруха в стране в результате многолетней империалистической и гражданской войны, неустойчивая валюта, порождающая высокую инфляцию, скачки цен и спекуляцию, отсутствие торгового оборота и твердо выявившихся экономических связей, а также необходимость организации заново налогового аппарата побудили советские властные структуры использовать наряду с крайне несовершенными и мало результативными в условиях 20-х годов видами прямого налогообложения широкую систему косвенных налогов.

Первым акцизом, введенным после 1917 г., было обложение в 1921 г. виноградных  вин крепостью до 14% (затем крепость облагаемых налогом вин была повышена до 20%). В том же 1921 г. были установлены  акцизы с табачных изделий, папиросной бумаги, гильз и с зажигательных  спичек.

В дальнейшем система акцизного  обложения постепенно расширялась: законом от 3 февраля 1922 г. был установлен акциз на спирт, отпускаемый на технические  цели, а также на пиво, мед и  прохладительные напитки; законом  от 23 февраля 1922 г. было установлено  обложение соли, а 9 марта - нефтепродуктов; законом от 21 апреля того же года был  введен акциз на свекловичный и крахмальный  сахар, а также и на восковые свечи. Далее, в том же 1922 г. 4 мая был  установлен акциз на чай, кофе, цикорий, суррогаты чая и кофе и на прессованные дрожжи. Введение в действие всех перечисленных  акцизов ознаменовало один из наиболее активных периодов развития косвенного налогообложения и заменило основу создания единой системы акцизов  в советский период.

Таким образом, в 20-е годы акцизы играли весьма существенную роль в пополнении государственного бюджета. В этот же временной отрезок, с провозглашением  НЭПа, значительное развитие получила система таможенных налогов. В условиях монополии внешней торговли таможенным налогам придавалось важное значение как одному из наиболее эффективных способов защиты отечественной промышленности.

Ставки таможенных тарифов были приняты 9 марта 1922 г. и затем скорректированы  постановлением Совет Народных Комисаров (СНК) от 22 ноября 1922 г. о применении новых ставок таможенных пошлин к  находящимся в ведении таможен  товарам. Затем эти ставки были заменены высокопротекционистской тарифной системой 8 января 1924 г. Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 6 февраля 1925 г. был принят Таможенный устав  СССР, включавший раздел "Об исчислении и уплате пошлин и прочих сборов". Новый таможенный тариф, утвержденный СНК 11 февраля 1927 г. усилил протекционистскую  сторону и значительно поднял ставки фискального характера. Таможенное обложение было усилено по всей линии  ввозимых в СССР товаров как на сырье, так и на машины, полуфабрикаты и прочие товары. Если средняя тяжесть таможенного обложения по тарифу 1924 г. составляла 22-24% к стоимости товаров, то по тарификации 1927 г. она была повышена до 30-33%, а общая сумма годовых таможенных поступлений при аналогичных объемах ввоза возросла на 60 млн. золотых рублей.

Стоит отметить, что система таможенных тарифов давала в 20-е годы 7-8% налоговых  поступлений в бюджет.

В 1930 г. была осуществлена налоговая  реформа, коренным образом изменившая систему взимания косвенных налогов  на территории СССР. В этом году был  введен налог с оборота, который  заменил промысловый налог в  обобществленном секторе. Налог  с оборота представлял собой  комплексный налог, объединяющий и  заменяющий целый ряд косвенных  и прямых налогов.

В его состав также включались взимавшиеся  с предприятий обобществленного сектора платежи за разработку месторождений  каменного угля, нефти и рудных ископаемых, т.е. налоги на недра, а также  платежи за древесину и местный  налог на нее.

В налог с оборота вошли налоги и сборы, взимавшиеся только с  предприятий обобществленного сектора: 1) сборы со свеклы, перерабатываемой на заводах Сахаротреста и Укрсельцукра; 2) особый сбор с организаций изготовляющих  хлопок; 3) отчисления на развитие овцеводства  от прибылей шерстоперерабатывающей промышленности; 4) отчисления от товарной продукции  авто- и авиатрестов; 5) взносы на работы по хозяйственному строительству государственных земельных имуществ; 6) начисления (целевые надбавки) на заготовительные и сбытовые цены сельскохозяйственных продуктов; 7) начисления на продажную стоимость древесины; 8) взносы на содержание надзора на рыбных промыслах; 9) долевое участие в расходах на местное строительство; 10) сборы, взимаемые управлениями строительного контроля.

Информация о работе Косвенные налоги в РФ