Косвенные налоги в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Становление и развитие правовых основ косвенного налогообложения
1.1 Сущность и значение косвенных налогов
1.2 Эволюция косвенного налогообложения в России
1.3 Зарубежный опыт косвенного налогообложения
2. Методические аспекты косвенного налогообложения
2.1 Состав и общая характеристика косвенных налогов Российской Федерации за 2007-2009 года
2.2 Порядок исчисления НДС в Российской Федерации
2.3 Особенности исчисления акцизов в Российской Федерации
3. Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней за 2007-2009 года
3.1 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2007-2009 года
3.2 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в региональный бюджет Курской области за 2007-2009 года
3.3 Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовик с инета.docx

— 102.30 Кб (Скачать файл)

Федеральному бюджету отводится  особая роль, так как он выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения  и использования централизованного  фонда денежных средств федерации  как единого государства, предназначенного для финансирования потребностей, имеющих  общегосударственное значение.

В современной мировой практике доходы федерального бюджета, как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно поступающих  доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к  таким доходам относятся: налог  на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и иные доходы от внешнеэкономической  деятельности, а так же налог на прибыль, доходы от целевых бюджетных  фондов.

Рассмотрим и сравним фактические  поступления налоговых доходов  в федеральный бюджет за 2007-2009 года.

В 2007 году в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов. Основная масса налоговых доходов  федерального бюджета обеспечена поступлениями  НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (30%) (рисунок 1).

Структура поступлений налоговых  доходов в федеральный бюджет в 2007 году (%)

 

Рисунок 1.

 

В 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей налоговых  доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году. Основная масса доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями  налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%) (рисунок 2).

Структура поступлений налоговых  доходов в федеральный бюджет в 2008 году (%)

 

Рисунок 2.

 

В 2009 году в федеральный бюджет поступило 3 012,4 млрд. рублей налоговых  доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году. Основная масса налоговых доходов  федерального бюджета обеспечена поступлениями  НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%) (рисунок 3).

Структура поступлений налоговых  доходов в федеральный бюджет в 2009 году (%)

 

Рисунок 3.

 

Среди косвенных налогов НДС  занимает одно из первых мест при формировании федерального бюджета. В 2007 году поступления  налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в 2007 году составили 1 390,4 млрд. рублей и  по сравнению с 2006 годом выросли  в полтора раза.

Налога на добавленную стоимость  на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2007 году 34,3 млрд. рублей, что на 26,2% больше, чем в 2006 году.

В 2008 году поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились  на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления  за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.

Налога на добавленную стоимость  на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году.

Что касается 2009 года, то поступления  налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, составили 1 176,6 млрд. рублей и по сравнению  с 2008 годом выросли на 18%.

Налога на добавленную стоимость  на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2009 году 30,6 млрд. рублей, что на 24% меньше, чем в 2008 году.

Акцизы так же являются одними из важнейших источников пополнения бюджета.

В 2007 году поступления акцизов составили 108,8 млрд. рублей и выросли относительно 2006 года на 16,7%

Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в 2007 году составили 4,3 млрд. рублей, что на 5,3% больше, чем  в 2006 году.

В федеральный бюджет в 2007 году мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 49,3 млрд. рублей, что на 39,1% больше поступлений 2006 года.

Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо  и моторные масла) в федеральный  бюджет в 2007 году составили 52,1 млрд. рублей, что на 4% больше, чем в 2006 году.

В 2008 году поступления по сводной  группе акцизов в федеральный  бюджет составили 125,2 млрд. рублей и  выросли относительно 2007 года на 15,1%.

Поступления по сводной группе акцизов  в федеральный бюджет в 2009 году составили 81,7 млрд. рублей и снизились относительно 2008 года на 35%.

Снижение поступлений по сводной  группе акцизов в федеральный  бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный  бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

Проанализировав приведенные данные можно сделать вывод о том, что в налоговых доходах федерального бюджета сохраняется весьма высокая  доля поступлений от косвенных налогов. В бюджете 2007 года косвенные налоги равны 1 629 млрд. руб. (40%); за 2008 год косвенные  налоги равны 1 163,9 млрд. руб. (27 %), в 2009 году – 1 798,7 млрд. руб. (42 %). То есть мы наблюдаем  постепенную тенденцию к росту.

Такая ситуация во многом связана  с тем, что косвенные налоги традиционно  стабильны и характеризуются  достаточно высоким уровнем собираемости.

 

3.2 Анализ структуры и  динамики поступления косвенных  налогов в региональный бюджет  Курской области за 2007-2009 года

 

Региональные бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники  формирования доходов и направления  расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место  в финансово-бюджетной системе: получая  помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам.

Как известно, региональными называют бюджеты субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации могут  иметь разный государственно-правовой статус. Поэтому среднее звено  бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: это бюджеты республик  в составе РФ, краевые, областные (включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов, городские двух городов федерального значения - Москвы и Санкт- Петербурга.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии законодательством РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ соответствующего уровня.

Доходы бюджетов складываются из налоговых (прямые и косвенные налоги), неналоговых  доходов, безвозмездных перечислений, а также доходов целевых бюджетных  фондов.

Нас интересует областной бюджет Курской  области и влияние косвенных  налогов на формирование доходов  бюджета в 2007 - 2009 года. Рассмотрим поступление  налоговых доходов в областной  бюджет Курской области в таблице 3.

 

Таблица 3 - поступления в Областной  бюджет Курской области от налогоплательщиков за 2007-2009 года Млн. руб.

Период

2007

2008

2009

Всего доходов

17 543,3

24 070,6

24 171, 3

Поступило налогов и сборов

11 486,9

15 620, 0

12 380,0

в том числе:

налог на прибыль организаций

5 403,5

7 940, 1

4 193,1

налог на доходы физических лиц

3 197,7

4 311,8

4 234,3

акцизы

412,9

401,2

540,4

налоги на имущество

1 842,2

2 133,8

2 387,1

прочие налоги и сборы

630,6

666,6

764,3


 

Как мы видим из таблицы Областной  бюджет за 2007 год исполнен по доходам  в сумме 17 543,3 миллиона рублей, удельный вес налоговых поступлений в  общей сумме доходов составляет 65%. Наибольший удельный вес в налоговых  доходах Областного бюджета составили  налог на прибыль организаций  – 47% и налог на доходы физических лиц – 27% (прямые налоги). Косвенные налоги, в виде акцизов, в сумме налоговых поступлений составляют 3%.

Областной бюджет за 2008 год исполнен по доходам в сумме 24 070,6 миллиона рублей. По сравнению с 2007 годом доходов  получено больше на 6 527,3 млн. рублей. Удельный вес налоговых поступлений составляет 65% от общей суммы доходов (так  же как и в 2007 году). Наибольший удельный вес в налоговых доходах Областного бюджета составили налог на прибыль  организаций – 50% и налог на доходы физических лиц – 28% (прямые налоги). Удельный вес косвенных налогов  – акцизов составляет 2,5% от общей  суммы налоговых поступлений.

В 2009 году Областной бюджет Курской  области исполнен по доходам в  сумме 24 171,3 миллиона рублей. Удельный вес налоговых поступлений в  общей сумме доходов составляет 51%. Наибольший удельный вес в налоговых  доходах Областного бюджета по прежнему составляют налог на прибыль организаций – 33%

и налог на доходы физических лиц  – 34%. Удельный вес акцизов в сумме  налоговых доходов составляет 4%. В 2009 году увеличение поступлений акцизов  связано в первую очередь с  тем, что с этого года уплата акцизов  на автомобильный бензин, дизельное  топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Федерации в  полном объеме. у на прибыль организаций  – 50 нашу олений.й сумме доходов составляет

Тем не менее, по сравнению с 2008 годом  в 2009 поступление налоговых доходов  сократилось, это связано с тем, что бюджет 2009 года приходилось исполнять  в условиях мирового финансового  кризиса, который не обошел стороной и нашу область.

Таким образом, на основании вышеприведенных  данных можно сделать вывод о  том, что удельный вес косвенных  налогов, т.е. акцизов в общей сумме  налоговых поступлений в Областной  бюджет Курской области невелик, но при этом, акцизы являются традиционно  стабильным косвенным налогом и  характеризуется достаточно высоким  уровнем собираемости.

 

3.3 Перспективы развития  косвенного налогообложения в  Российской Федерации

 

Одной из главнейших проблем в кризисный  период в области налогообложения  является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Налоги являются основным инструментом, с помощью  которого образуются государственные  и муниципальные денежные фонды. Для любого государства, на какой  бы ступени своего социально-экономического развития оно ни находилось, необходимость  увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач. Нахождение правильного решения этой задачи чрезвычайно важно и для России.

25 мая 2009 г. Правительством Российской  Федерации были одобрены Основные  направления налоговой политики  Российской Федерации на 2010 - 2012 годы. И как следует из рассматриваемого  документа, дальнейшего снижения  налогового бремени не планируется  [14]. Основной «антикризисный налоговый  пакет» был принят в конце  2008 г. В ближайшие годы антикризисные  меры будут реализовываться в  рамках бюджетной политики.

Так что же нас ожидает в сфере  косвенного налогообложения? В поисках  ответа обратимся к последним  публикациям в данной области.

Например, кандидат экономических  наук, руководитель отдела методологии  бухгалтерского учета и аудита ООО «РосКо» А. А. Талаш в своей статье пишет, что значительных изменений в порядке обложения НДС не предвидится. Планируется внести некоторые уточнения в порядок подтверждения нулевой ставки. Предполагается продолжить работу, направленную на оптимизацию перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, а также на сокращение сроков возмещения НДС.

По мнению А. А. Талаша уточнения  затронут и порядок оформления счетов-фактур. Планируется решить вопрос о возможности  оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит счетов). Ранее  Минфин России высказывался против выставления  отрицательных счетов-фактур (письма Минфина России от 29.05.07 г. № 03-07-09/09, от 10.04.07 г. № 03-07-08/70 от 21.03.06 г. № 03-04-09/05 и др.). Также ставится задача внести изменения в законодательство в  отношении незначительных нарушений  правил заполнения счета-фактуры. Указанные  изменения должны определить, при  незаполнении (или неверном заполнении) каких реквизитов счет-фактура может  быть признан несоответствующим  установленным требованиям. Это  должно способствовать снижению издержек налогоплательщиков по исполнению налогового законодательства.

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или  возмещению. Именно в пп. 5 и 5.1 указанной  статьи приведен перечень обязательных реквизитов счетов-фактур, выставляемых при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также  при получении оплаты, частичной  оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Пунктом 6 ст. 169 НК РФ установлено, что счет-фактура  подписывается руководителем и  главным бухгалтером организации  либо иными лицами, уполномоченными  на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью  от имени организации. При выставлении  счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается этим предпринимателем с указанием реквизитов его свидетельства о государственной  регистрации.

Информация о работе Косвенные налоги в РФ